Инвесторы строительства LNG-терминала Vasiliko на Кипре 29 июля приняли заявку литовской государственной KN Klaiрedos Nafta, которая запросила предоставить ей статус оператора нового портового комплекса. 3а неделю до этого, 19 июля, эта же компания заключила с украинским Одесским Морским торговым портом меморандум обмена информацией по проекту строительства выносного LNG-терминала на одесском рейде.
Компания KN и порт Одессы не сообщают прессе сроки реализации проекта. Однако известно, что мощность плавучего терминала составит 5 млрд. куб. м газа в год, что равно почти половине всего импорта Украины в 2018 г.
В отличие от одесского проекта, кипрский терминал Vasiliko будет развернут на рейде в ближайшие полтора года. Без учета цены береговой инфраструктуры терминал обойдется Кипру в $250 млн., из которых 40% – прямое финансирование ЕС. Остальные средства внесли DEFA и строительный консорциум, который будет решать, какие субподряды уйдут в Литву.
Дальневосточные драконы над Средиземноморьем
16 июня власти Кипра выбрали на роль консорциума объединение Samsung C&T, Posco E&C, Mitsui O. S. K. Lines и Osaka Gas. ЕС смог взять на себя только 40% от общего объема финансирования проекта. И дальневосточный строительный союз Mitsui Samsung в борьбе за контракт на строительство терминала уверенно победил европейское объединение Enagas Service solution и Snam.
Если бы к реальным активам Snam в Восточной Европе добавился еще газовый терминал на Кипре, к компании могли возникнуть вопросы у европейских антимонопольных инстанций. Ведь в таком случае, вдобавок к существующему контролю над ежегодной транспортировкой более 100 млрд. куб. м газа в остальных частях Европы, союз корпораций Engie, Snam и Enagas взял бы еще в одни руки поставку 10 млрд. куб. м газа с берегов Кипра и Греции. Итого больше 110 млрд. куб. м. Нынешний выход на рынок транспорта сжиженного газа в Европе корпораций Японии и Южной Кореи снял “монопольные” риски.
Если Литва доведет начатое до конца и сумеет закрепиться в статусе полномочного оператора терминала Vasiliko, будет снят еще один, ключевой барьер между будущими LNG-терминалами Украины и Кипра. Это позиция Турции, которая претендует на роль посредника в торговле LNG и ради этого склонна не пропускать в Черное море танкеры-газовозы.
Балтийское решение для Турции
У проблемы блокирования Турцией Босфора для LNG-поставок существует простое “балтийское” решение – предложить турецким терминалам на берегу Средиземного и Мраморного морей северные поставки сжиженного газа из ЕС, которые для турков станут привлекательнее поставок “южных”.
В результате турецкие газотрейдеры смогут выйти на изолированные от них сейчас терминалы Литвы и Польши. В формате этого свопа, компании Турции и государств Ближнего Востока планируют продавать трейдерам США сжиженный газ в Средиземном море. А в расчет этих поставок – получать от американцев LNG в самой прибыльном регионе мирового газового бизнеса: Центральной и Западной Европе. Этот регион ЕС тратит на покупку природного газа по $300 млрд. в год.
По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), после окончательного закрытия к 2022 году всех АЭС в Германии, Швейцарии и Бельгии, Европа будет тратить еще больше на импорт трубопроводного и сжиженного газа. Ведь он критически необходим для работы ТЭС, на которые взвалят всю ответственность за балансировку разрекламированных, но нестабильных альтернативных источников солнечной и ветряной электроэнергии.
Турция провозгласила свою стратегию стать главным газовым хабом континента еще в прошлом веке. В Анкаре за это время успели наработать в газоторговой сфере бесценный практический опыт. Но пока турецкая газовая инфраструктура по глубине и по темпам развития сильно уступает конкурентам из соседних стран. И вполне может получиться, что трейдеры Болгарии, Израиля либо Египта доберутся до рынка Центральной и Западной Европы гораздо раньше турецких коллег.
Почему Турция блокирует Босфор
Очень вероятно, что заполнение мощностей новых терминалов в Греции и Кипре заставит Турцию быть динамичнее. В таком случае Украина и другие страны Восточной Европы получат возможность как вывозить, так и ввозить сжиженный природный газ через турецкие проливы.
Но пока происходит обратное. При этом называются несколько причин блокирования танкеров-газовозов с природным газом на пути в Черное море. Таких отговорок в Анкаре всего три:
- LNG, как товара для морских перевозок, еще не было в начале ХХ века, когда заключалась обязующая Турцию конвенция Монтре об условиях прохода судами Черноморских проливов. Нефть и конденсат были, сжатый нефтяной газ тогда был (Liquefied Petroleum Gas, LPG). А вот не сжатого, а именно сжиженного природного газа LNG, в морских перевозках еще не было. Турция оперирует этим и терпеливо ждет, когда победители в Первой Мировой войне примут дополнения к конвенции.
- Турция получает портовые сборы от транзита LPG, а от транзита LNG никаких доходов не получает. Поэтому турецкие чиновники спорят с физиками и утверждают, что LNG более взрывоопасен, чем сжатый нефтяной газ, который давно и активно перевозится через Босфор.
- Но главная причина заключается в ином. 4 турецких LNG терминала простаивают и хронически недогружаются до проектной мощности. Развивать конкурентный им танкерный транзит через Босфор в этом контексте просто абсурдно. Ведь портовые сборы или буксирный сервис танкеров – это намного меньшие доходные статьи турецкой казны, чем налоги от работы терминалов в режимах импорт-экспорт и транзит-накопление.
Цена вопроса
Чтобы понять до какой степени высока для Турции цена вопроса, приведем немного статистики. Так, в 2017-18 годах Турция потребила 53 и 48 млрд. Куб. м природного газа соответственно. Из них на поставки сжиженного топлива приходились не более 18-22%, то есть 7,80-11,6 млрд. Куб. м соответственно.
Этот ресурс поступал из Алжира, Нигерии, Катара и РФ через турецкие терминалы, общая ежегодная мощность которых составляет 40 млрд. куб. м газа. Проще говоря, они были загружены в лучшем случае на четверть. Такое положение дел несет большой урон портовым инвесторам и вызывает озабоченность местных политиков.
Большую часть поставок газа в Турцию занимает трубопроводный импорт. Это топливо из РФ (23 млрд. куб. м), Азербайджана (5 млрд. куб. м), Ирана (9 млрд. куб. м) и из северных курдских провинций Республики Ирак (11 млрд. куб. м).
Подобная разносторонность турецкого трубопроводного импорта невообразима для ЕС. В некоторых странах, вроде Венгрии или Словакии, группа компаний “Газпром” и российское направление продолжает занимать 60-100% импорта. В отличие от зачастую формальной антимонопольной практики ЕС, турецкая диверсификация реально помогает снижать цены на местном рынке.
Например, на европейских хабах газ в июне стоил $125-130/тыс. куб. м., а в Турции в то же время всего $85/тыс. куб. м. Но есть и обратная сторона медали – турецкий рынок из-за пестроты импорта нестабилен, поэтому у Турции есть все причины перестраховываться. Так что стране выгодно поддерживать развитие LNG-терминалов, импорт газа через которые более устойчив.
Без Украины не обойдется
В последнее время, когда между ЕС и Турцией выросла напряженность вокруг прав бурения газоносного шельфа Северного Кипра, новые модели импорта газа могут стать буквально спасательным кругом для турецких властей. В ближайшем будущем описанные выше новые “балтийские” модели загрузки Средиземного моря, как и новый терминал Vasiliko, могут стать реальным инструментом разрядки напряженной ситуации.
Пока же поиск вариантов решения проблем в турецко-европейской газовой политике обречен стать одним их ключевых вопросов в ходе встреч президента Израиля и Украины (визит запланирован на 18 августа). А также глав Украины и Турции, куда Зеленский улетел 7 августа. (Андрей Старостин, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)