Новая модель рынка электроэнергии работает только месяц, но основные проблемы уже очевидны: законодательство хромает, коммунальщики и “зеленые” производители в долгах, металлурги жалуются на дороговизну. Как будет действовать власть?
1 июля в Украине заработала новая модель рынка электроэнергии. Перед ее пуском Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и представительство ЕС советовали власти не спешить, указывая на проблемы. Впрочем, правительство Владимира Гройсмана решило поторопиться.
По новым правилам энергорынок работает только месяц. Окончательные выводы делать еще рано, однако основные болевые точки уже вышли на поверхность.
Поскольку Гройсман активно готовится к “цивилизованному передачи власти” преемникам, очевидно, что им достанутся и основные проблемы энергорынка. «ЭП” выделила пять вызовов, на которых команда нового президента и профильные ведомства должны сосредоточиться в ближайшее время.
Новый закон о НКРЭКУ
В июне 2019 Конституционный суд (КС) решил, что регулятор рынка, НКРЭКУ, был создан неконституционным способом.
Комиссия была образована указом президента Петра Порошенко в августе 2014 г.
Позже, 22 сентября 2016 г., Верховная Рада приняла закон “О Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг”. Он предусматривал, что НКРЭКУ является постоянным независимым государственным коллегиальным органом, членов которого назначает и увольняет президент.
КС признал, что, создав Нацкомиссию указом, президент вышел за пределы своих полномочий. Определенные Конституцией полномочия главы государства не предусматривают его права образовывать такие органы. Так же Конституция не наделяет президента правом назначать и увольнять членов НКРЭКУ.
Конституционный суд также признал, что, согласно Конституции, НКРЭКУ не может быть полностью самостоятельным и независимым органом, а должен принадлежать к системе органов исполнительной власти и подчиняться Кабинету министров.
Решение суда пока не влияет на правовой статус состав комиссии, ни на ее решение. Неконституционные положения закона потеряют силу 31 декабря 2019 г. Правовая неопределенность статуса комиссии и отсутствие четких правил ее взаимодействия с органами власти с 1 января могут дестабилизировать работу рынка.
В команде президента понимают, что ситуацию нужно исправлять. У Зеленского заявили, что новый законопроект может быть принят в сентябре. “Будет новый закон о НКРЭКУ”, – сказал представитель президента в Кабмине Андрей Герус. Он также анонсировал перезагрузки НКРЭКУ и новые назначения.
Проблемы коммунальных предприятий
Новый рынок вместе с исторической неэффективностью предприятий коммунального сектора создал большое количество рисков и проблем для отрасли ЖКХ. Это касается как водоснабжение и водоотведение (35% в тарифах составляет электроэнергия), так и теплоснабжения (электроэнергия – около 6%).
Ключевые проблемы сектора в июле озвучил вице-премьер Геннадий Зубко. Он акцентировал внимание на росте цен, является существенной проблемой для отрасли, учитывая необходимость постоянной корректировки тарифов и исторические проблемы с нехваткой финансовых ресурсов, и на процедурных моментах.
Во-первых, наличие значительных долгов у предприятий отрасли делает невозможным заключение сделок. Правда, вице-премьер отметил, что с 1 января 2019 г. предприятия начали рассчитываться “практически вовремя”. “Они рассчитывались за текущий период и отдавали долги, которые накопились ранее”, – сказал Зубко.
Во-вторых, в договорах предусмотрена предоплата за электроэнергию. “Сейчас предприятия получают плату за свои услуги через 1,5 месяца. При таких рост цен на ток у предприятий ЖКХ в начале отопительного сезона возникнут проблемы с оплатой за электроэнергию”, – подчеркнул Зубко.
Старший юрист юридической компании ILF Иван Бондарчук видит два пути.
Первый – внесение изменений в закон о рынке электроэнергии или в положение о PSO (возложение общественных обязанностей), предусматривающие, что поставщик может предоставлять электроэнергию без предоплаты.
Второй – предоставить право предприятиям коммунального сектора брать предоплату от потребителей. “Это могло бы решить эту проблему, так как поставщиков коммунальных услуг тоже можно понять”, – сказал Бондарчук.
Не менее важный вопрос изменения цены поставщика электроэнергии для предприятий водоснабжения. “Через 20 дней компания может получить сообщение об изменении цены. Корректировка тарифа происходит в течение 45-72 дней. Это главный вопрос, который надо урегулировать”, – заявил вице-премьер.
Долги перед “зелеными”
В конце июня скандальный Окружной административный суд Киева заблокировал выплаты производителям “зеленой” энергии, в том числе владельцам домашних солнечных электростанций.
Суд принял решение по иску Никопольского завода ферросплавов Игоря Коломойского, который системно выступал против введения нового рынка электроэнергии в предложенном правительством Гройсмана варианте.
Только за последние пять лет в возобновляемую энергетику страны было инвестировано 2500000000 евро. Остановка выплат нарушит обязательства перед международными финансовыми учреждениями и может привести к коллапсу на рынке ВИЭ.
Во избежание такого сценария Нацкомиссия по регулированию энергетики 12 июля приняла решение, которое разблокировало выплаты “зеленым” с 1 августа. Однако пока долг погашен только частично.
Так, 1 августа “Укрэнерго” выплатила ГП “Гарантированный покупатель” 454 млн. грн. компенсации расходов на покупку электроэнергии, произведенной возобновляемыми источниками энергии по “зеленому” тарифом. Эта сумма составляет около 30% от общего прогнозируемого долга по июль 2019 г. – 1,58 млрд. грн.
По словам генерального директора Никопольского завода ферросплавов Владимира Куцина, предприятие планирует повторно обратиться в суд, что может снова привести к блокированию выплат. “Мы подавали в суд и он стал на нашу сторону. Однозначно будем это делать снова”, – пообещал гендиректор.
С требованием решить проблему “зеленых” выплат к Зеленскому обратился ЕБРР, который с 1992 г. вложил в украинские проекты около 13500000000 евро.
Сам Зеленский, который во время встречи с представителями канадского бизнеса говорил, что в Украине одни из лучших условий для инвестирования в “зеленую” энергетику, лично этот вопрос не комментировал.
Наибольший рост за 25 лет
Перед введением новой модели рынка оценки представителей НКРЭКУ и Кабмина относительно роста цен на электроэнергию существенно различались.
Регулятор отмечал, что принятый правительством документ содержит критические недостатки, и цены бытовых потребителей повысятся на 40-50%. При этом Гройсман утверждал, что цены промышленности вырастут максимум на 6%.
Более близким к правде оказался регулятор. По данным “Укрэнерго”, с 1 июля конечный тариф для промышленности вырос в среднем на 28%.
По словам Геруса, из-за отсутствия классической конкуренции и фактического регулирования на рынке цены в Украине в начале июля были выше, чем в соседних странах. По его данным, такой рост составил 25%.
“На рынке на сутки вперед с 1 по 10 июля цена на электроэнергию в Украине была иногда ниже, иногда выше, чем в Венгрии, которая является нетто-импортером электроэнергии, но постоянно выше, чем в Словакии, которая является нетто-экспортером (Украина также нетто-экспортером. – ЭП)”, – пояснил чиновник.
“Такие ценовые тенденции, когда у нас цена выше, хотя экологические налоги и зарплаты ниже, ставят определенные вопросы”, – добавил он. Однократное роста цены на 25%, утверждает представитель президента, является крупнейшим за последние 25 лет.
“В январе в рамках первого этапа был рост на 10%. Таким образом, за семь месяцев мы получили рост на 35%, тогда как в мире стоимость энергоресурсов – нефти, газа, мазута и угля – снижается”, – сказал он.
Что делать? С точки зрения законодательства, есть несколько опций. Представитель президента озвучил три варианта: вернуться к предыдущей модели, оставить все как есть, внести изменения в закон, чтобы смягчить ситуацию.
“Думаю, последний вариант – наиболее обоснован. Надо просматривать прайс-кепи (Price Cap – ограничители, не позволяющие производителям продавать электроэнергию дороже определенную НКРЭКУ цену), особенно днем, учитывая цены в других странах – нетто-экспортерах”, – отметил Герус.
По его словам, также следует пересмотреть цену на рынке балансировки (рынок с наибольшей ценой на электроэнергию. – ЭП). Некоторые производители ожидают потребителей именно на этом рынке, чтобы продавать ресурс дороже.
Металлурги бьют тревогу
Подорожание тока – наиболее критический вопрос для металлургии. Представители крупнейших предприятий отрасли поддерживают реформу рынка электроэнергии, однако обращают внимание на ряд критических моментов.
Основная проблема – конечный тариф для металлургов превысил ожидаемый ими уровень. Среди причин – существенный рост тарифа “Укрэнерго” и отсутствие доступа “Энергоатома” к аукционам по продаже электроэнергии.
“Рост тарифа на 25% в месяц дает удорожание для нас на 122 млн. грн. То есть 75 долл. на тонну продукции. Мы не выдержим такую конкуренцию. Если эти тарифы сохранятся, нам придется останавливать предприятие”, – сказал Куцин.
По словам руководителя Запорожского завода ферросплавов Павла Кравченко, для его предприятия рост тарифов на электроэнергию означает 70 млн. грн. убытков в месяц.
“Для нас электроэнергия – это сырье. В структуре затрат определенные сплавы имеют 60% электроэнергии. Бездумный подход к таким вопросам может привести к колоссальным проблемам”, – отметил Кравченко.
В сложной ситуации и Запорожский титано-магниевый комбинат.
“В каждой те нашей экспортной продукции являются 35-40% электроэнергии. Мы балансируем между себестоимостью и рыночной ценой. Если ничего не изменится, будем продавать продукцию только в убыток”, – заявил представитель предприятия.
“У нас те же проблемы, что и у коллег. Нужно это обсуждать, мы настроены конструктивно”, – сказал представитель компании “Интерпайп”.
Один из вариантов, который может частично решить проблемы металлургов – выход “Энергоатома” на рынок двусторонних договоров. Сейчас АЭС продают 90% ресурса для PSO и 10% – на рынке в сутки вперед.
“Если мы обсуждаем выход” Энергоатома “на рынок двусторонних договоров, то в первую очередь это электричество надо отдавать тем, кто производит большой объем важной экспортной продукции. Это даст им возможность минимизировать стоимость тока и позволит” Энергоатому” стабильно работать”, – отметил председатель комитета по ТЭК Александр Домбровский.
Герус с ним согласен: “Возможно, надо выработать какие-то критерии, например, если в компании-экспортера электроэнергия составляет около 30% себестоимости. Но, еще раз подчеркиваю: когда цена на электроэнергию в Украине в аналогичные часы и дни на 30% дороже, чем в Словакии, это ненормальная ситуация. Это не есть справедливый конкурентный рынок”, – подытожил он. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)