Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: как “Приват” разбирается с конкурентами на топливном рынке

После смены власти в Украине позиции Игоря Коломойского на рынке нефтепродуктов значительно усилились. Зато конкуренты группы “Приват” один за другим начали сталкиваться с проблемами.

Накануне президентских выборов в Украине Владимир Зеленский и Игорь Коломойский наперегонки спорили, кто чья марионетка.

И хотя прямых доказательств того, что Коломойский оказывает существенное влияние лично на нового главу государства нет, это не мешает олигарху шаг за шагом с помощью органов государственной власти решать бизнес проблемы, которые накопились за годы президентства Петра Порошенко.

ЭП уже писала о зачистке в угольном секторе и назначения нового неофициального куратора, которого связывают с Коломойским. Еще ранее скандальный Окружной административный суд признал незаконным национализации Приватбанка. Впоследствии суды приняли еще ряд решений, которые существенно ухудшили позиции государства в спорах относительно крупнейшего финучреждения.

Отдельная тема – Барышевский суд, который начал системно принимать решения, которые могут быть выгодны олигарху. В перечне – кейс авиакомпании Sky Up, попытка отстранить неугодного Коломойскому заместительницу главы НБУ Екатерину Рожкову и предоставления доступа к материалам производства по “Укрнафты”.

На очереди – рынок нефтепродуктов, в котором интересы олигарха также представлены очень мощно. Мотивации две: увеличить долю на рынке, а вместе с ней и доходы, и “догнать” компании, которые во времена прошлой власти с нуля разрослись до неприличных размеров.

Пока конкуренты отражаются от набегов правоохранителей, “Приват” начал активизировать трейдинговую деятельность и наращивать импорт нефтепродуктов морем – здесь он контролирует крупнейшие нефтеперевалочным комплексы.

Кроме того, компании группы впервые за последние три с половиной года решили испытать удачу на государственных тендерах крупнейших потребителей дизельного топлива в Украине. Первая победа не заставила себя долго ждать: “Укрзализныця” уже подписала первый контракт на поставку ГП по экстренному тендеру.

С нуля до ста за один созыв

После смены власти в Украине в 2014 г. на топливном рынке начала восходить звезда никому неизвестной в то время группы “Трейд Коммодити”. Сейчас скандальный трейдер плотно ассоциируется с окружением бывшего депутата Александра Грановского, хотя сам он неоднократно опровергал свою причастность к деятельности группы.

В свою очередь бизнес-партнер Грановского – Андрей Адамовский – не скрывает, связанный с трейдером, но утверждает, что он инвестирует только в отдельные проекты компании.

Именно влиятельность Грановского собеседники ЭП называют основным фактором, позволившим “коммодам” в последние годы получить невиданный успех на многомиллиардных тендерах крупнейших государственных структур.

Стремительный взлет неизвестного на тот момент трейдера начался в 2015 г., после избрания Петра Порошенко президентом Украины. С тех пор компании с условной группы “Трейд Коммодити” выиграли горюче-смазочных тендеров почти на 17 млрд. грн.

Почти все тендерные средства, полученные группой, пришлись на четырех заказчиков. Крупнейшие из них – “Укрзализныця” и Министерство обороны, которые вместе обеспечили “коммодам” 15800000000 грн. тендерных достижений. Еще более полумиллиарда гривен трейдер получил от Государственного агентства резерва и “Центрэнерго”.

Впрочем, после смены власти дела в группы по Каменского идут не так хорошо. Корень проблем “коммодов” собеседники ЭП советуют искать в желании днепропетровского олигарха “догнать лидеров времен Порошенко”.

О намерении “Привата” убрать “коммоди” с рынка собеседники ЭП впервые заговорили после второго тура президентских выборов. По данным ЭП, это направление курирует Святослав Олейник, который был заместителем Коломойского, когда последний возглавлял Днепропетровскую ОГА.

“Коммоди “ждет веселое будущее. Задача максимум – полностью остановить работу трейдера и вытеснить с рынка”, – рассказывает собеседник ЭП на топливном рынке, знакомый с делами в компании.

Первая атака “Привата” на “Трейд Коммодити” состоялась в середине мая. Именно тогда Днепропетровское областное управление ДФС начало расследование по подозрению в уклонении компаний от уплаты налогов. В рамках этого дела проводились обыски в офисах группы, арест документов и отбор образцов горючего.

Заместитель председателя ДФС в Днепропетровской области Сергей Пеньков в разговоре с ЭП возразил любое воздействие олигарха на открытие дела. “С Коломойским лично не общаюсь. Видел его несколько раз в жизни”, – сказал он.

На вопрос, почему расследование было начато после второго тура выборов, и не видели налоговики признаков незаконной деятельности “коммоди” раньше, ведь разговоры на рынке об этом не утихали последние несколько лет, он ответил, что “почувствовал свободу нового руководства государства”, а до этого ее вроде не было.

Историю с расследованием дела против “коммоди” с самого начала подхватил основной медиа-актив группы Приват – телеканал “1 + 1”. “Плюсы” посвятили этому событию три материала. В последнем сюжете “Трейд коммодити” обвиняют в поставке некачественного топлива для Министерства обороны и “Укрзализныци” и уклонении от уплаты налогов.

Собеседники ЭП уверены, что на этом проблемы трейдера не заканчиваются. “Если им удастся” отбиться “, во что трудно поверить, фаворитами Минобороны и” Укрзализныци “они точно больше не будут. Времена изменились”, – говорит собеседник.

Тяжесть ситуации понимает и близкий к Грановскому бизнесмен Андрей Адамовский, который называл себя “одним из инвесторов” компании.

“Уже нет той бизнеса” Трейд Коммодити “. Ее бизнес убит этим скандалом (дело о растрате 150 млн. грн. Минобороны при закупке горючего в” Трейд Коммодити “- ЭП). Думаете, при таком скандале возможно вести бизнес?” – говорил он в недавнем интервью ЭП.

Компании группы до сих пор подают свои предложения в государственные тендеры и в отдельных даже побеждают, но как долго это будет продолжаться и стоит рассчитывать на многомиллиардные прибыли – вопрос открытый.

Всем труба

После смены власти проблемы начались и у другого крупного игрока на топливном рынке Украины – группы Wexler, принадлежащей бизнесмену Петру Белзу. Wexler закупает топливо у компании Proton Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева, который в 2017 г. прилетел вместе с Виктором Медведчуком одним самолетом в аэропорт “Жуляны”.

Только за прошлый год компании группы реализовали в Украине около 1400000 т горючего. Компания “Анвитрейд”, которая входит в группу и занимается поставкой горючего на “Укрзализныцю”, за год выиграла государственных тендеров почти на 4 млрд. грн.

Именно “Анвитрейд” курирует направление “трубопроводного” дизеля, который поставляется в Украину нефтепродуктопроводом “ПрикарпатЗападтранс”. Компания также была крупнейшим импортером ресурса по этому направлению. Ее доля – около 1200000 т ресурса из общего объема в почти 2 млн. т, которые были импортированы в прошлом по трубе.

Все изменилось после принятия правительством постановления, которым с 1 августа были введены специальные пошлины в размере 3,75% на импорт ЗН из России трубопроводным транспортом.

Интересно, что на согласование деталей и внесения изменений в окончательной версии “санкционной” постановления правительства понадобилось более двух месяцев. По словам руководителя Таможенной службы Максима Нефедова, за это время шла затяжная борьба в кулуарах.

“Есть лоббисты с разных сторон, которые растягивают этот текст на куски и пытаются что-то у него вписать или вычеркнуть”, – объяснял он.

Подтверждает его слова директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн: “Шла борьба между сторонниками и противниками антироссийских пошлин”, – говорит он. По его данным, в июне в процесс вклинилась сторона новоизбранного президента, которая была за ограничительные мероприятия.

Официально решение Кабмина было представлено как ответ на российские санкции, введенные еще в апреле, однако не под запись в Кабмине говорят, что ограничения должны были ударить по доходности отдельного трейдера импортера, которая, по расчетам чиновников, превышала рыночный уровень. И своей цели они достигли.

Уже через неделю Wexler Group заявила об остановке поставок трубопроводным транспортом, поскольку пошлина вроде сделало их экономически нецелесообразными. Впоследствии стало известно, что от услуг трубы решили отказаться и другие признанные на рынке топлива игроки – ОККО и WOG.

С моря погода

Эти события совпали с планами группы “Приват” активизировать трейдинговую деятельность. Сделать это планируется путем наращивания импорта нефтепродуктов по морю, поскольку группа контролирует крупнейшие нефтеперевалочным комплексы в Одессе и Черноморске.

По странному стечению обстоятельств параллельно начались проблемы на других нефтеперевалочным комплексах юга Украины, которые находятся вне контроля “приватовцев”.

Июнь. В рамках уже упомянутой деле против компании из группы “Трейд Коммодити” Государственная фискальная служба блокирует работу терминала в Николаеве. Перевалочный комплекс не работает уже почти 2 месяца.

“Николаев заблокирован, туда ничего не идет. Там разборки с этими уголовными производствами и никто не рискует связываться”, – говорит представитель одного из трейдеров.

Июль. Генпрокуратура блокирует работу международного трейдера MADDOX, в прошлом году реализовал в Украине более 240 000 т нефтепродуктов производства стран ЕС, Индии, Египта и Ближнего Востока. Из них 170 000 т был доставлен морским транспортом.

“Трейдер на три недели нейтрализован и деморализован, не исключаю, что это может стать последней каплей в ряде проблем компании в Украине”, – говорит Куюн.

Недавно компания написала письмо на имя президента, премьер-министра, генерального прокурора, министра внутренних дел и бизнес-омбудсмена с просьбой вмешаться в ситуацию и помочь в решении проблемы.

Август. Сотрудники СБУ заблокировали работу одного из причалов Херсонского нефтеперевалочного комплекса. Свои действия сотрудники спецслужбы объяснили необходимостью проведения обыска на танкере “Мрия”.

“Там два причала, на которых может осуществляться выгрузка нефтепродуктов. На первом танкер” Механик Погодин “, который ранее был заблокирован на три года. На втором стоит” Мечта “, которая должна была отправиться еще в воскресенье”, – объясняет представитель администрации перевалки.

13 августа суд признал действия СБУ незаконными и отказал СБУ в аресте и “Мрии”. Следователю предоставлено 5 дней для подачи апелляции. “Уже в среду запланированное мероприятие нового судна, если судну не позволят покинуть перевалку, предприятие будет заблокирован”, – говорит собеседник ЭП.

Могут ли эти события быть связаны между собой? “Это может носить направленный характер для того, чтобы заблокировать перевалочные предприятия, работающие на юге Украины, и обеспечить работу своего предприятия. В Одессе в них (у группы” Приват “- ЭП) огромный терминал на 100000 т”, – говорит собеседник ЭП.

“На сегодня заблокирован Николаев, пытаются заблокировать Херсон и передать его в частные руки через систему АРМА. Остается Южный”, – добавляет он.

“Борись, кто тебе не дает”

Начиная с 2008 года четыре компании, связанные с группой “Приват” Коломойского, получили топливных подрядов примерно на 7430000000 грн.

При этом больших отдельных подрядов “приватовцы” не получали, так как почти не принимали участия в оптовых закупках “Укрзализныци” и Минобороны, ограничиваясь тендерами на поставку топлива через АЗС.

Исключение были только со стороны контролируемой “приватовцами” “Укртатнафты”. Во времена второго правительства Юлии Тимошенко в конце 2000-х годов, “Укртатнафта” выиграла несколько подрядов “Укрзализныци” на 0540000000 грн.

В следующий раз “Укртатнафта” появилась в господряде в 2014 г., продав Минобороны горючего на 187730000 грн.

Эта закупка состоялась через неделю после заявления заместителя председатель Днепропетровской ОГА Бориса Филатова о том, что Коломойский с личных денег оплатил топливо для воинских частей Южного оперативного командования.

Однако в последние несколько месяцев “Приват” активизировался на рынке нефтепродуктов, открыв новые базисы торговли и начав подаваться на тендеры УЗ и Минобороны.

23 июля “Приват” через фирму “Оил-Трейд 2019” подала заявки на участие в тендерах “Укрзализныци” по поставкам дизеля, в которых участвовала последние несколько лет.

Еще через неделю “Укртатнафта” впервые за 3,5 года приняла участие в тендере Министерства обороны по закупке авиационного керосина. В начале августа “Укртатнафта” решила посоревноваться и за поставки дизтоплива для Минобороны.

В последний раз “Укртатнафта” и группа “Приват” претендовали на поставку нефтепродуктов для Министерства обороны в феврале 2016 года. Тогда во всех трех тендерах НПЗ проиграл “Трейд Коммодити”, которая стала впоследствии основным поставщиком топлива для Вооруженных сил.

Есть в активе “приватовцев” и первая победа. 3 августа уже упомянутая “Оил-Трейд 2019” выиграла в экстренном тендере “Укрзализныци” на поставку 20 тыс. т ДТ на около полумиллиарда гривен. Как события на рынке будут развиваться в будущем – ключевой вопрос.

“В связи с приходом людей из окружения Коломойского к власти рынок будет меняться – это 100%. Они уже закрыли трубу, пытаются закрыть море для других игроков, будут бороться за” жирные “государственные тендеры, вопрос в том насколько долго им будут помогать государственные органы. Если так пойдет дальше, то следует ожидать новой монополии на топливном рынке “, – говорит собеседник ЭП. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version