Агентство по розыску и менеджмента активов передало Херсонский нефтеперевалочный комплекс, который ранее принадлежал Сергею Курченко, в управление неизвестной компании. Почему стратегический объект кулуарно сменил управляющего и кто за этим стоит?
Херсонский нефтеперевалочный комплекс – первый крупный актив, который государство забрало у “младоолигарха” Сергея Курченко после его побега в Россию. С тех пор объектом управляло государственное предприятие, которое подчиняется Министерству энергетики.
Так продолжалось до последнего времени, пока в стране не изменилась власть, а вместе с ней – конъюнктура на рынке.
После введения пошлины на поставку дизельного топлива трубопроводным транспортом и отказа части игроков от услуг “трубы” привлекательность морских поставок существенно выросла, а, следовательно, увеличилось количество интересантов в нефтеперевалочным мощностях.
Действовать надо было быстро. Решением суда Херсонскую нефтеперевалку поспешно отдали Агентству по розыску и менеджмента активов, которое передало ее в управление неизвестной компании, созданной менее года назад. Весь процесс длился меньше месяца и был максимально непрозрачным.
Почему объект, который имеет стратегическое значение для поставки нефтепродуктов южному региону страны отдали неизвестной компании? Какими были критерии отбора? Кто принимал участие в конкурсе и почему о нем не было объявлено публично? Все эти вопросы остаются без ответов.
Пролить свет на ситуацию могло бы АРМА, которая создавалось для эффективного управления имуществом, полученным коррупционным путем. Однако делать это агентство не спешит.
От Курченко – государству
Херсонский нефтеперевалочный комплекс состоит из нефтегавани и нефтебазы. На первом объекте обрабатываются грузы, поставляемые морским транспортом, на втором – железнодорожным. Оттуда топливо отгружают на автомобильный транспорт и отправляют клиентам.
Мощности комплекса позволяют осуществлять перевалку около 1 млн. т горючего в год и принимать танкеры дедвейтом до 10 тыс. т.
Последние пять лет перевалка находилась под контролем государственного “Предприятия по обеспечению нефтепродуктами”, созданного летом 2014 году на базе “Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами”. Оно подчиняется Министерству энергетики.
До этого комплекс принадлежал группе СЕПЕК олигарха Сергея Курченко, который приобрел его у группы “Инфокс” скандального экс-министра экологии правительства Азарова Николая Злочевского.
Официально сумма сделки, которая была завершена в 2013 году, не разглашалась, однако аналитики оценивали ее 120-150 млн. долл.
После бегства из страны команды Януковича активы нефтеперевалки были арестованы в рамках уголовного дела: служащих предприятия подозревали в махинациях с импортом горючего. Следственные действия продолжались до конца сентября 2014 года.
После этого контроль над предприятием получила государственная компания, на это ей понадобились считанные дни.
30 сентября 2014 Приморский районный суд Одессы принял решение о национализации предприятия, а через два дня следователи МВД в сопровождении сотрудников спецподразделения “Титан” зашли на терминал и взяли под физический контроль все объекты перевалки.
Такое развитие событий стало полной неожиданностью для менеджеров Курченко, которые назвали действия полиции рейдерством. Примерно такую же реакцию, но уже у представителей государственного предприятия, вызвали действия АРМА, которые состоялись накануне Дня Независимости.
Сообразить на двоих
Процесс смены управляющего был пущен 26 июля решением Киевского районного суда Одессы, который без участия государственного предприятия-управляющего позволил изменить хранителя Херсонской нефтеперевалки в пользу АРМА.
Меньше чем через месяц, 23 августа, АРМА укладывает на пять лет договор управления комплексом с ранее неизвестным предприятием – ООО “Вествайт Трейд”. В этот же день через полтора часа частный нотариус регистрирует в Государственном реестре право управления с упомянутой компанией.
Никаких публичных сообщений о проведении конкурса на сайте АРМА не было, хотя обычно агентство такие события анонсирует.
Так, например, произошло с менее привлекательными объектами: любое заинтересованное лицо могло посоревноваться за управление квартирой в Виннице площадью 54,2 кв. м, элеватором в поселке Новоайдаре или базой охоты и спортивно-любительской ловли рыбы под Киевом.
На запрос ЭП в АРМА не объяснили, почему конкурс по предприятию, которое за год обработали более 135 тыс. т нефтепродуктов, ни был анонсирован. Вместо этого в агентстве заявили, что потенциальные управляющие “имели возможность узнать о конкурсе по решению Одесского суда, который был доступен в Едином реестре”.
В АРМА также настаивают, что был проведен “полноценный и законный конкурс”, в котором бы приняли участие восемь компаний. Названия этих компаний агентство публиковать отказывается.
При этом на сайте АРМА в разделе “лица, которые могут осуществлять управление активами”, есть только две компании, которые могли бы справиться с управлением объектов хранения, перевалки и реализации нефти и нефтепродуктов. Более того, они были добавлены в перечень за неделю до изменения управляющего.
Речь идет об упомянутой “Вествайт трейд” и “Карпат-Эко”. Основным видом деятельности последней указана оптовая торговля топливом в специализированных магазинах. Ее директором является Вадим Таценко, который до этого не отличался успехами на рынке нефтепродуктов.
Других компаний, которые могли бы управлять нефтеперевалочным комплексами на сайте АРМА НЕТ. Это может свидетельствовать о том, что агентство выбирало победителя именно из этих двух фирм.
А победитель кто?
Компания “Вествайт трейд” была создана менее года назад, в октябре 2018 года. Единственным ее учредителем и директором числится житель города Остера Черниговской области Вячеслав Авершин – также малоизвестная на рынке топлива лицо.
Чтобы пообщаться с директором компании, ЭП посетила ее офис на улице Большой Васильковской в Киеве. Вход в офис выглядит так.
Компания по управлению нефтеперевалочным активом, который ежегодно генерирует десятки млн. грн., делит офисное помещение с интернет-магазином “Все для маникюра и красоты”, кофейней, копицентров, химчисткой и сервисом, который ремонтирует “все, что включается в розетку”.
Неприхотливость менеджеров “Вествайт трейда” можно было бы объяснить их скромностью, однако все гораздо проще: они просто не появляются в офисе.
“Это фиктивная фирма, они здесь бывают очень редко. Эти двери почти не открываются. Директора зовут Виталий”, – говорит человек, которого журналист встретил на входе в офисные помещения. “Может, Вячеслав?” – переспрашивает журналист. “Нет, сюда приходит Виталий”, – утверждает мужчина.
Единый разрешительный документ, который у предприятия, – это лицензия на осуществление оптовой торговли горючим без мест торговли.
“Предприятие не имеет никакого отношения к хранению топлива”, – говорит советник юридической компании “Финкорд Интеллидженс” Андрей Гевко, представляющий интересы ПЗНП.
“Никому ничего не известно ни об опыте, ни о материальной базе этих предприятий, ни об их видении управления предприятием”, – добавляет он.
Эти вопросы в телефонном разговоре ЭП пыталась поставить Авершин, однако он отказался общаться с журналистами и попросил прислать письменный запрос. На момент публикации текста ответа редакция не получила.
С кем может быть связана эта компания?
“Юридического связи мы не видим. Она не связана ни с одним успешным игроком рынка, который долгое время работает в нафтоперевалци или на нефтебазах. Возможно, кто-то за ними и стоит, но этого мы не знаем. Это компания, созданная год назад. О чем тут можно говорить? ” – спрашивает Гевко.
ЭП обратилась за разъяснениями к АРМА, но конкретных ответов не получила. Предоставить договор управления имуществом агентство тоже отказался.
Фактически агентство продублировало пресс-релиз, опубликованный 28 августа после первых сообщений о передаче комплекса неизвестной компании.
Без ответов остаются ключевые вопросы: по каким критериям АРМА выбирало управляющего, или исследовалась компания-победитель на предмет осуществления хозяйственной деятельности, чем ее предложение лучше предложения других семи компаний, которые якобы участвовали в конкурсе, почему не публикуется полный список участников и почему было объявление о проведении конкурса?
Последний вопрос беспокоит и представителей государственного предприятия, которое ранее управляло перевалкой.
“Возможно, какие-то восемь компаний и участвовали в конкурсе, но об этом не знал ни один игрок, который имеет опыт управления такими комплексами. Мы рассчитывали, что ГП сможет посоревноваться, но никаких объявлений не было”, – сетует Гевко.
“Мы не пришли жаловаться и давать правовую оценку, это должны делать правоохранительные органы. Мы хотим, чтобы АРМА провело публичный конкурс, пригласила компании, которые являются участниками рынка.
Сделайте открытый конкурс, дайте возможность принять участие в нем известным компаниям и “Предприятию по обеспечению нефтепродуктами”. Мы призываем АРМА вернуться на путь закона и провести публичный конкурс “, – подытожил он. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)