Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: пуск рынка “зеленых” облигаций позволит привлечь капитал в различные сферы энергоэффективности

Пуск рынка “зеленых” облигаций позволит привлечь капитал в различные сферы энергоэффективности Украины, отмечают в Государственном агентстве по энергоэффективности и энергосбережению. По расчетам International Fininace Company, запуск рынка “зеленых” облигаций позволит стране привлечь $73 млрд. к 2030 г.

Кроме того, привлечение инвестиций необходимо, чтобы воплотить в жизнь цели Энергетической стратегии Украины до 2035 г.

О том, когда же в стране может появиться этот финансовый инструмент и обо всех его преимуществах, рассказали Mind советник KPMG Law Ukraine Ярослав Чекер и юрист этой компании Виктория Кулинич.

Как работают “зеленые” облигации в мире

Пока научное сообщество разрабатывает планы и стратегии, как помешать глобальному потеплению, финансовая инженерия не стоит в стороне и вносит свой вклад, который, в частности, позволяет минимизировать связанные с природными катаклизмами риски и даже заработать на этом. Общая цель рынка “зеленых” облигаций (green bonds) – усиление значения финансовых рынков в решении экологических проблем для обеспечения устойчивого будущего. Четко очерчивая экологически полезные проекты, на которые привлекаются инвестиции, “зеленые” облигации позволяют инвесторам оценивать и инвестировать свой капитал исключительно в экологически устойчивые проекты.

По данным Climate Bonds Initiative, только за последние три года объем выпущенных “зеленых” облигаций вырос почти на 106%, а в 2018 г. было выпущено рекордное количество облигации на сумму $167 млрд.

Использовать такой инвестиционный механизм могут как инвесторы из частного, так и из государственного сектора экономики. Например, финансовые корпорации и предприятия среди всех других эмитентов в 2018 году составили 29%, а количество суверенных “зеленых” облигаций пока одно из самых больших.

Так, в 2018 году, в частности, Бельгия совершила рекордный одноразовый выпуск “зеленых” облигаций на сумму $5,5 млрд. В тройку стран-лидеров по объемам выпусков этого финансового инструмента за I квартал 2019 года вошли США, Франция и Нидерланды. Среди эмитентов – и международные финансовые организации, такие как EBRD, IFC, ADB, и нефинансовые предприятия, выпуски которых в 2018 году составили 17% от общего объема.

“Зеленые” облигации можно определить как инструмент привлечения капитала, разновидность долговых ценных бумаг, удостоверяющая отношения займа между эмитентом и владельцем облигации и подтверждающая обязательство эмитента вернуть держателю облигации ее номинальную стоимость в предусмотренный срок и выплатить доход по облигации, если не предусмотрено иное.

Механизм довольно простой и особых различий с давно известными нашему законодательству облигациям нет. Однако краеугольным камнем этого инструмента является обязательное использование полученных путем выпуска облигации средств на полное/частичное финансирование или рефинансирование “зеленых” проектов.

Под какие проекты выпускают “зеленые” облигации

Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) в 2014 году вместе с другими заинтересованными сторонами разработала и периодически обновляет “Принципы “зеленых” облигаций” (далее – Принципы) – дорожную карту по выпуску “зеленых” облигаций, которая хотя и не имеет обязательного характера, однако является общепризнанным стандартом.

В Принципах обозначен примерный перечень “зеленых” проектов, и под ними понимаются проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии, эффективным использованием электроэнергии, предотвращением загрязнения и контролем уровня загрязнения, экологически устойчивым управлением живыми природными ресурсами и землепользованием, сохранением земного и водного биоразнообразия, экологически чистым транспортом, сбалансированным управлением водными ресурсами и сточными водами, адаптацией к изменению климата, экологически эффективными и/или адаптированными продуктами безотходной экономики, производственными технологиями, процессами и “зелеными” зданиями, соответствующими региональным, национальным или международно признанным стандартам или сертификации.

По механизму действия сейчас выделяют четыре основных вида “зеленых” облигаций:

– стандартные облигации, средства от которых направляются на “зеленые” проекты: стандартный долговой инструмент с правом требования к эмитенту;

– “зеленые” облигации, привязанные к доходам: долговое обязательство без права регресса к эмитенту, в котором кредитный риск привязан к денежным поступлениям, являющимся предметом обеспечения за счет доходов, вознаграждений, налогов и тому подобное. Поступления от размещения таких облигаций тратятся на “зеленые” проекты, которые могут быть как связаны с источниками таких денежных поступлений, так и не связанные с ними;

– “зеленые” облигации проектного финансирования: облигации с правом или без права регресса к эмитенту направлены на финансирование одного или нескольких “зеленых” проектов, инвестор по которым несет риски, связанные с проектами;

– “зеленые” секьюритизированные облигации: облигации, обеспеченные одним или несколькими “зелеными” проектами и, включая, но не ограничиваясь: облигациями, ценными бумагами, обеспеченными активами, ценными бумагами, обеспеченные ипотекой и т. п.

Основным источником погашения облигаций является денежные поступления от активов. Такой тип облигаций включает, например, секьюритизацию солнечных панелей на крышах и/или секьюритизацию энергоэффективных активов.

Как регулируется оборот таких облигаций

Сейчас в большинстве стран мира “зеленые” облигации регулируются так же, как и обычные облигации, поэтому возникает потребность в их дополнительной оценке, чтобы было подтверждено их отнесение именно как к “зеленым”. В связи с этим эмитент в проспекте эмиссии данных финансовых инструментов, в дополнение к другой обязательной информации, должен четко сформулировать цели и описать процедуру, с помощью которой он отнес проект, на который привлекает финансирование, к категории “зеленых”.

“Зеленые” облигации имеют высокий уровень прозрачности, поэтому эмитенты обязательно должны раскрывать четыре ключевые элементы, перечень которых закреплен в Принципах:

использование средств, процесс отбора и оценки проектов, управление средствами и отчетность.

Также им рекомендуется проводить независимую внешнюю оценку собственных процессов оценки и отбора проектов. Для этого эмитент может использовать какой-либо из инструментов, приведенных в Принципах:

– проверка консультанта (особое мнение) – консультационная поддержка консультанта или консалтинговой фирмы с признанной экспертизой в финансовых проектах, связанных с экологической устойчивостью, который пересмотрит и оценит структуру выпуска “зеленых” облигаций эмитента, обычно в форме особого мнения или “заключения независимого специалиста” перед осуществлением выпуска или после;

– проверка или аудит – полная проверка “зеленых” облигаций, структуры их выпуска или базовых активов квалифицированной третьей стороной (как правило, это аудиторская фирма), которую признают, репутации которой доверяют и которая одобрена для проведения таких проверок на соответствие внешним и внутренним процедурам эмитента до и после осуществления выпуска;

– сертификация – “зеленые” облигации, их структура или порядок использования средств могут быть подтверждены (сертифицированы) соответствующей аккредитованной организацией, осуществляющей соответствующую сертификацию. Однако пока единственная признанная мировым сообществом сертификация CBS (Climate Bonds Standart) все равно требует наличия у квалифицированной третьей стороны (например, аудиторской фирмы) оценки готовности к выпуску;

– рейтингование – “зеленые” облигации или их структура могут получить рейтинг от соответствующего рейтингового агентства или специализированной консалтинговой фирмы. Рейтинг “зеленым” облигациям предоставляют отдельно от рейтинга эмитента по специальным так называемыми ESG-показателям. ESG – это “environmental, social, and corporate governance” показатель, означающий информацию об экологическом и социальном влиянии, а также корпоративном управлении, который все чаще и чаще используют инвесторы при определении инвестиционной привлекательности проекта.

Как и когда этот инструмент заработает в Украине

Все эти меры очень важны на рынке “зеленых” облигаций как для инвесторов, так и для эмитентов. Они дают дополнительную гарантию инвесторам и уверенность в том, что их средства пошли именно на экологически полезные проекты, ведь именно это является их основным мотивом для покупки именно данного финансового инструмента. А для эмитентов такие меры повышают привлекательность проекта и увеличивают количество средств, которые они могут получить, ведь маркировка облигаций в качестве “зеленых” сообщает о стратегии устойчивого развития эмитента, положительно влияет на его репутацию, а также может повлиять на спрос потребителей на его товары или услуги.

В последнее время наблюдается превышение спроса над предложением на рынке “зеленых” облигаций, и поэтому замечены случаи, когда “зеленые” облигации продаются дороже обычных облигаций как на биржевом, так и на вторичном рынках. Также не единичны случаи государственной или налоговой поддержки со стороны юрисдикций, где осуществляется выпуск таких облигаций, что стимулирует их использование.

Стоит отметить, что развитие правового регулирования рынка “зеленых” облигаций находится на активной стадии становления и продолжает развиваться. Кроме уже упомянутых выше принципов, существуют добровольный Стандарт климатических облигаций (Climate Bonds Standard) и национальные стандарты “зеленых” облигаций, которые в том или ином виде действуют лишь в некоторых странах мира, таких как Китай, Индия, Бразилия, Марокко и Франция. А на основе уже упомянутых выше принципов и с учетом лучших мировых практик относительно недавно – в июне 2019 года – Еврокомиссия в рамках Плана действий по устойчивому финансированию опубликовала отчет о Стандартах “зеленых” облигаций ЕС, в котором дала рекомендации о принятии стандарта “зеленых” облигаций ЕС и разработала их предварительную версию.

Этот инструмент упоминался в проекте Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении привлечения инвестиций и внедрении новых финансовых инструментов” под регистрационным номером 9035, однако проект уже снят с рассмотрения. Впрочем, учитывая активную работу Госэнергоэффективности по разработке проекта распоряжения правительства о Концепции внедрения рынка “зеленых” облигаций в Украине и плана мероприятий по ее реализации, ожидается, что у нас все-таки появится возможность присоединиться к мировой тенденции. (Mind/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version