В сентябре импорт дизельного топлива через порты увеличился в два раза по сравнению с августом и достиг 119 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на оперативные данные.
В сентябре зафиксирован максимальный месячный объем импорта по морю с октября 2015 г. (тогда он составил 130 тыс. т) Также впервые с конца 2015 г. доля морских поставок в общей структуре импорта превысила 20%.
Крупнейший объем поступил через порт Одессы. Через терминал “Одеснефтепродукт”, контролируемый группой “Приват”, в сентябре был оформлен импорт 37 тыс. т турецкого и греческого ДТ (против 4 тыс. т в августе). Топливо на этой перевалке импортировали семь компаний, включая сам “Приват”, “Альянс Энерго Трейд” и ОККО.
Через Херсонскую перевалку на рынок поступило 27,7 тыс. т туркменского и индийского ДТ, что почти в два раза больше, чем в августе. Напомним, с 17 сентября терминал на время приостановил прием новых танкеров из-за процедуры передачи новой управляющей компании “Вествайт Трейд” и вторую половину месяца отгружал преимущественно накопленные в резервуарах объемы.
В сентябре импорт через порт “Южный” сократился на 5% из-за блокирования Энергетической таможней партии греческого ДТ в объеме 27 тыс. т под предлогом якобы превышения уровня серы. В итоге через этот порт в сентябре оформлено импорт 21,8 тыс. т греческого, туркменского, индийского и израильского топлива.
Полноценную работу в сентябре возобновила перевалка “Ойл Трансшипмент” в порту Николаев, через которую в режиме импорт было оформлено 21,5 тыс. т топлива, преимущественно итальянского производства.
Через малые порты Измаил и Очаков оформлен импорт 2 тыс. т, по сравнению с 1,2 тыс. т в августе. Через речной порт Запорожье, в котором расположен “Комбинат “Зирка”, импорт туркменского ДТ в сентябре сократился почти в два раза – с 11 тыс. т до 6 тыс. т.
В “Консалтинговой группе А-95” ожидают, что в октябре импорт через порты превысит 150 тыс. т в связи с отсутствием прокачек российского дизтоплива по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранс” и сокращением поставок из Беларуси в связи с плановыми ремонтами НПЗ.
Подавляющее большинство топлива в сентябре было вывезено из портов автотранспортом. По итогу первых двух декад сентября (данные за последнюю декаду сентября отсутствуют), ж/д-отгрузки из портов составили всего 8 тыс. т.
В сентябре после нескольких месяцев перерыва ж/д-отгрузки возобновил терминал “Стивидоринг”, отправив за первые 20 дней сентября более 3 тыс. т в адрес группы WOG. Также ж/д-отгрузки осуществлялись из порта Николаева по контактам “Торума” с “Укрзализныцей” (2,5 тыс. т), и из Черноморска, откуда остатки импортированного в конце июля компанией “Параллель” греческого ДТ отправлялись в адрес ряда промпредприятий.
Крупнейшим импортером ДТ через порты в сентябре остается “Альянс Энерго Трейд”, поставив на рынок, по оперативным данным, 25 тыс. т. Компания импортировала ресурс через Одессу, Запорожье и Херсон.
В тройку крупнейших импортеров вошли “Трейд Коммодити” и WOG, импортировав по 20 тыс. т. Далее расположились “Евростандарт” и Orange Oil, которые импортировали по 10 тыс. т, а также “Приват” и группа Unimex (по 6 тыс. т).
В середине сентября были временно заблокированы два крупнейших перевалочных комплекса – “Стивидоринг” в “Южном” и “Предприятие по обеспечению нефтепродуктами” в Херсоне. К приостановке работы “Южного” привели действия Энерготаможни, заблокировавшей крупнейшую за время наблюдений партию ДТ в объеме 27 тыс. т. Херсонский комплекс останавливал работу из-за рисков силового захвата и провокаций, что могли возникнуть в процессе передачи объекта новому управителю.
Из-за плановых ремонтов на белорусских НПЗ, в октябре ожидается увеличение нагрузки на порты. В начале текущего месяца Element Alpha поставила 30 тыс. т итальянского ДТ в Одессу, Wexler – 31 тыс. т израильского ресурса в “Южном”, а также возобновил прием судов порт Херсона. (Enkor/Энергетика Украины и мира)