Импорт электроэнергии может привести к снижению собственного производства и повышению зависимости от страны-агрессора.
В октябре пять украинских компаний решили закупать электроэнергию в России – впервые с 2015 г. Тогда она закупалась в РФ чисто формально, а в действительности проходила транзитом через территорию Украины в оккупированный россиянами Крым. Теперь же закупка осуществляется чисто из коммерческих соображений. Как сообщила “Экономическая правда”, всего 5 компаний выкупили 1,1 ГВт сечения межгосударственных ЛЭП: 301 МВт приобрела компания “Де Трейдинг” владельца “Донбассэнерго” Максима Ефимова, 250 МВт -“Эру Трейдинг” Ярослава Мудрого и Дейла Пери, 249 МВт сечения получила компания “ТАС Энергия Украины” Сергея Тигипко, 199 МВт – “Д Трейдинг”, входящая в ДТЭК Рината Ахметова. Также 100 МВт сечения приобрела компания “Юнайтед Энерджи”, которую связывают с Игорем Коломойским.
Российская компания “Интер РАО”, являющаяся оператором экспорта и импорта электроэнергии, подтвердила российским СМИ, что Украина начала импортировать энергию после четырехлетнего перерыва.
История вопроса
Поставки из России стали возможны после того, как 18 сентября глава энергетического комитета Рады и представитель президента в парламенте Андрей Герус при рассмотрении законопроекта о ядерной безопасности предложил поправку, которая вносила изменения в Закон “О рынке электроэнергии”. Она фактически разрешила украинским компаниям закупать электроэнергию по долгосрочным контрактам в странах, которые не являются членами Энергетического Сообщества, другими словами – в Беларуси и России. Герус заявил тогда, что разрешение импортировать электроэнергию по двусторонним договорам позволит снизить цены на нее для промышленных потребителей.
Чтобы сбить накал страстей, который разгорелся после обнародования информации о закупке электроэнергии в стране-агрессоре, Герус на днях решил переложить ответственность на плечи премьер-министра Алексея Гончарука – и предложил правительству ввести специальную пошлин на ее импорт. Однако никаких предложений по поводу размера пошлины он не озвучил. Кстати, никаких экономических обоснований эффекта от закупки электроэнергии в России также не прозвучало. Однако возникает парадокс: если импорт из России направлен на снижение цен на электроэнергию для украинской промышленности, то зачем тогда вводить пошлину, которая эту цену повысит?
Цена имеет значение
Генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко пояснил “ДС”, что Россия в силу природных условий и дешевого угля может поставлять в Украину электроэнергию по достаточно низким ценам, но конкретные числа в контракте зависят уже от договоренностей между продавцом и покупателем.
Однако некоторые цифры для сравнения “Деловая столица” нашла. Например, в России индекс равновесных цен на покупку 1 МВт-ч электроэнергии на рынке на сутки вперед (отметим – это не рынок двусторонних договоров, где цены ниже) по состоянию на 2 октября составил 1298 руб., или же 494,31 грн. Сравним с Украиной: цена на нашем рынке “на сутки вперед” для поставки в октябре составила, по данным предприятия “Оператор рынка” 1594 грн. за МВт-ч. Разница с Россией – более чем в три раза.
Торговать опасно
Однако у коммерческой выгоды есть обратная сторона медали – под большим вопросом целесообразность закупки электроэнергии у страны-агрессора. “Это, безусловно, угроза энергетической независимости Украины”, – считает медиадиректор ассоциации “Украинский ядерный форум” Ольга Кошарная. По ее словам, российская электроэнергия будет поставляться ровным графиком (т. е. равномерно в течение суток) и это означает снижение производства электроэнергии на украинских атомных и тепловых станциях. Кроме того, в случае внезапной остановки поставок электроэнергии из России украинской генерации будет очень сложно оперативно “поднять” свои мощности для замены, ведь разогрев угольного блока ТЭС занимает несколько часов.
Пока что, напомним, украинские покупатели забронировали 1,1 ГВт мощностей для поставок из России. Это чуть больше, чем выдает мощности один энергоблок-“миллионник” Запорожской АЭС. Однако расширить импорт из России можно в несколько раз. По данным компании “Укрэнерго”, максимальная величина перетока между энергосистемами Украины и России составляет 3 ГВт, а еще и величина перетока с Беларусью составляет 0,9 ГВт. Для сравнения – максимальные мощности по перетоку с Венгрией, Словакией и Румынией (“Бурштынский энергоостров”) составляет всего лишь 0,65 ГВт, с Польшей – 0,235 ГВт.
По словам Ольги Кошарной, разрешение закупок электроэнергии в Беларуси и России, стало нашим подарком для обеих стран. В ближайшее время в Беларуси именно на российские деньги будет достроена атомная электростанция, со сбытом электроэнергии с которой были проблемы – Литва и Польша, для которых строилась эта АЭС, отказались покупать энергию.
Впрочем, Александр Харченко не считает, что 1,1 ГВт мощностей для импорта – это критичная зависимость от России. По данным “Укрэнерго”, пиковое потребление электроэнергии в украинской энергосистеме за 2 октября составило 17,7 ГВт. Однако он призывает осторожно подходить к импорту – никто не может поручиться, что Россия не перекроет импорт электроэнергии в самый ответственный момент: например, в период сильных морозов или при нехватке угля на украинских ТЭС. “Здесь нужно быть очень аккуратным и не пытаться решать свои проблемы, опираясь на Россию”, – сказал он.
В то же время эксперт отметил, что импорт электроэнергии можно было бы осуществлять осенью, когда ситуация с энергообеспечением не критична, и это позволит накопить уголь на украинских ТЭС перед наступлением зимы. А как свидетельствуют данные Министерства энергетики и экологии, по состоянию на 30 сентября запасы угля на ТЭС составили 1167 тыс. т, что почти на 30% меньше, чем годом ранее.
Можно ли обойтись?
По мнению Ольги Кошарной, вопрос дорогой электроэнергии для промышленности можно было бы решить, разрешив “Энергоатому”, производителю самой дешевой энергии, продавать больше на рынке двусторонних договоров. Например, по ночному тарифу – 90 коп. за 1 кВт-ч, что вдвое дешевле, чем у тепловой генерации. Однако вместо этого за “Энергоатомом” сохранили обязанности основного поставщика дешевой электроэнергии для населения и выплат “зеленой” генерации.
Однако Александр Харченко считает, что в связи с тем, что правительство Владимира Гройсмана управляло рынком электроэнергии в ручном режиме, ситуация на нем настолько осложнилась и запуталась, что теперь простых решений для снижения цен просто нет.
Примечательно, как изменилось отношение властей к импорту электроэнергии из России. В ноябре 2014 г. замминистра энергетики Вадима Улиду, который такое, тогдашний премьер Арсений Яценюк попросту уволил. В этом году разрешение на импорт электроэнергии было протащено через парламент 18 сентября. Уже на второй день этот закон ушел на подпись президенту Владимиру Зеленскому, 23 сентября вернулся в Верховную Раду с его подписью, а норма об импорте электроэнергии начала работать 24 сентября. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)