Зима 2019-2020 гг. будет испытанием для правительства. И вопрос даже не в цене на газ или тепло, а в их физическом наличии. Кроме того, есть еще ряд энергетических вызовов.
До 2014 г. новогодней традицией украинских семей было обсуждение темы прекращения поставок газа и его цены. Последние пять лет все изменили.
Евроинтеграция обеспечила определенную свободу выбора и нынешнее снижение цен на газ на 28% по сравнению с апрелем этого года – это прямое следствие рыночных реформ и ситуации на мировых рынках. А не чье персональное желание, как это было раньше.
Но эта зима обещает для Украины быть особенной.
В первую очередь зима 2019-2020 гг. будет испытанием для правительства. От того, как справится министр энергетики и защиты окружающей среды с вызовами энергобезопасности, будет зависеть не только экономика и безопасность государства в целом, но и судьба Кабмина весной 2020 г.
Здесь вопрос даже не в цене на газ и тепло, а в их физическом наличии.
Кроме тактических краткосрочных задач, в этом году есть несколько стратегических задач, которые будут определять вектор развития энергетики и энергетическую стабильность страны на следующее десятилетие. Определим ключевые.
- Продолжение транзитного контракта с РФ в ЕС
В 2019 году заканчивается транзитный договор, и это не только 2-4 млрд. Долл. дохода для бюджета, но и вопросы поддержки эксплуатации газотранспортной системы, технической возможности обеспечения реверса газа из ЕС, функционирование газохранилищ и физической безопасности территорий государства.
Поэтому крайне важно, чтобы к концу года был заключен долгосрочный договор транзита с годовым объемом транзита не менее 70 млрд. куб. м газа, по праву Украины и ЕС и с формульной, рыночной ценой транзита.
Важным достижением переговорной группы будет перенос точки приема-передачи газа на восточную границу Украины.
Это позволит европейским компаниям продавать газ в Украину на оптовом рынке не по цене “хаб плюс”, как сейчас, а “хаб минус”, то есть значительно дешевле.
Необходимо также предусмотреть возможности виртуального реверса газа. И что самое главное, деполитизировать процесс переговоров, чтобы газ не достался нам ценой измен государственных интересов, сдачи территорий или части суверенитета государства, как это неоднократно было в истории.
- Привлечение стратегического партнера для управления и инвестиций в ГТС
Это необходимо для обеспечения высокого уровня загруженности ГТС, инвестиций и модернизации системы.
Привлечь топ-10 европейских транзитеров газа, возможно даже с США, на условиях партнерства, что увеличит шансы законтрактовать большие объемы газа и получить долгосрочные гарантии транзита.
- Привлечение инвестиций в добычу газа
Речь идет о подписании договоров о разделе продукции с победителями июньского тендера.
В этом году впервые в истории Украины были проведены девять конкурсов на заключение соглашений о разделе продукции, которые в перспективе 5 лет дадут возможность привлечь 1500000000 долларов инвестиций.
Сейчас победители тендеров украинские, канадские и американские компании ожидают от правительства подписания соглашений.
С этого момента добывающие компании смогут приступить к выполнению программ работ, которые уже через два года дадут раннюю добычу газа, а в перспективе 5-7 лет могут кардинально изменить структуру украинской газового рынка.
- Проведение конкурса СРП на шельфе Черного моря
Стратегическая задача для нового правительства, а также вопросы политики и безопасности, поскольку шельф граничит с временно оккупированными территориями.
Для успешной реализации этого проекта необходимо провести масштабный конкурс по амбицией на привлечение мировых лидеров добычи с достаточным опытом работы, финансовыми возможностями и политическими гарантиями.
- Внедрение рынка электрической энергии
В этом году состоялась одна из топ-3 самых масштабных реформ – вступил в силу Закон Украины “О рынке электроэнергии” . И хотя времени к подготовке рынка к новым условиям было достаточно, сегодня индустрию штормит из-за колебаний цен, неготовность рыночной и технической инфраструктуры.
- Разработка стратегий и реализация проекта поставок LNG в Украину
Одно из стратегических геополитических задач государства, для реализации которого придется еще хорошо потрудиться как энергетикам, так и дипломатам.
LNG демонстрирует стремительный рост в мире и уже успел повлиять на цену газа в Европе. Поставки газа морем делают государства независимыми от географических ограничений, привязок к трубе, цены и природных монополий, поэтому, сегодня большинство морских держав в ускоренных темпах строят LNG инфраструктуру.
Это стоит делать и Украине.
- Определенность с реализацией стратегии устойчивого развития, в том числе, через поддержку зеленой энергетики.
Верховная Рада VIII созыва приняла закон, внедрив аукционы на рынке зеленой генерации. От действующего правительства зависеть алгоритмы проведения аукционов и то, они вообще.
Успешная реализация закона позволит удешевить стоимость возобновляемой энергетики, увеличить инвестиции в отрасль и создать “зеленые” рабочие места.
- Интеграция энергосистемы Украины в общеевропейскую энергосистему ENTSO-E
В первую очередь это вопрос безопасности энергосистем, их модернизация, повышение надежности, сбалансированности и привлечения инвестиций, возможность экспорта и импорта электрической энергии странам ЕС.
- Стратегия развития атомной генерации
В Программе деятельности Кабмина ни слова о том, какой будет стратегия развития атомной генерации, а это более 50% доли электроэнергии в энергобалансе страны.
В Украине работает 15 атомных энергоблоков, спроектированных в советское время. К 2020 году 12 из 15 энергоблоков заканчивается проектный срок работы, восемь блоков работают сверх проектного срока.
Какой будет стратегия правительства по закрытию, продление срока эксплуатации атомных блоков, обращения с радиоактивными отходами, загрязненными территориями? Ответа пока пока нет.
- Противодействие Nord Steam II
Что делать с политически обусловленным проектом РФ строительству газопровода в обход Украины?
Ранее депутаты VIII совместно с командой “Нафтогаза” и МИД добились отсрочки строительства этого токсичного проекта на два года, что позволило государству получить больше 4 млрд. долл. дохода и обеспечили рычаг переговоров с РФ.
Найдутся такие энтузиасты в действующем парламенте – покажет время и результаты их работы.
Каждое из перечисленных задач – это отдельный большой проект и масштабная работа по его реализации.
Энергетика – это топливо для роста экономики. Сегодня промышленность страдает от турбулентности на рынке электрической энергии. Инвесторы – от неопределенности государственной политики в сфере поддержки зеленой генерации. Атомные станции – от критического недофинансирования и отсутствия стратегии.
А говорить о цене на газ можно будет только тогда, когда он есть, физически. (Наталья Кацер-Бучковская, эксперт по энергетике и инвестициям Украинского института будущего, народный депутат VIII созыва, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)