“Европейская ассоциация сжиженного газа” в 2018 г. сменила название с AEGPL (European LPG Assosiation) на Gas Liquid Europe (GLE). Фактически это значит, что деятельность организации расширится на другие газы, главным образом – на LNG, за которым европейские политики видят будущее энергетики.
Но это в перспективе, а пока в GLE пытаются всеми силами продвигать LPG, а фактически – максимально отсрочить его смерть. В скором приближении последней в Европе мало кто сомневается: в сфере отопления и промышленного потребления на СУГи уверенно наступает LNG, на автомобильном фронте приходится бороться с электромобилями. О том, какие инструменты используются в этой неравной борьбе – в интервью генерального директора GLE Самуэля Маубанка.
Enkorr: В прошлом году AEGPL переименовалась в Gas Liquid Europe, взяв в орбиту интересов и LNG. Как два продукта для лоббирования уживаются под одной крышей?
С. Маубанк: Не совсем верно. Сегодня мы занимаемся сугубо LPG. Да, мы начали преобразование с названия и айдентики, но в какой-то перспективе, конечно, будем расширять деятельность на LNG. Дело в том, что многие из наших членов занимаются и LPG, и LNG. Кроме того, в составе есть некоторые национальные ассоциации, в сферу деятельности которых входит LNG и они готовы делиться опытом. Это Италия, Швеция, Великобритания.
Так что мы в процессе оценки, можно сказать, проводим SWAT-анализ, определяя вызовы и возможности. Четкого решения по срокам пока нет.
И все же многие выступления на форуме оставили устойчивое ощущение, что LPG якобы доживает свое и очень скоро LNG заменит его почти везде.
Я считаю, что конкуренция между двумя газами пока что минимальна. Сфера применения у LNG своя. И сам газ, и оборудование для него очень громоздкое и дорогое. Все этапы обращения с ним требуют больших денег, иметь дело с LNG стоит только когда есть огромное потребление энергии. А LPG может применяться в множестве проектов помельче. LNG дешевле, прост в транспортировке и хранении.
Enkorr: Кто наибольший конкурент для авто-LPG в течение 5-7 лет: LPG или электричество?
С. Маубанк: Никто из них. Если говорить о 5-7 годах. В этой перспективе оба топлива не покажут существенного роста потребления, и останутся ничтожными в топливном миксе. Власти многих стран оказывают мощную поддержку EV, но их стоимость остается очень высокой для большинства людей, а сеть удобных зарядок еще недостаточно развита.
Изменится ли ситуация в течение 30-40 лет? Пожалуй, да. Это будет сильный конкурент.
Аналогичный прогноз по LNG. Он может отобрать долю LPG только в среде болшегрузов, но все равно эти значения не существенны. Заправочная сеть также не развита еще в Европе. Поэтому LNG и в будущем я вижу не как конкурента, а как партнера. И что мы уже делаем в лоббистской плоскости, это предлагаем обращать внимание на комплексные газовые решения LPG +LNG . Мы объединяем усилия с LNG -организациями, чтобы сказать: “Будущее не только в “электромобилизации”. Она очень интересна, но сжиженный газ тоже тут, и он тут останется”.
Enkorr: Каким образом вы доносите свои идеи политикам сегодня?
С. Маубанк: Мы сейчас работаем с большой провокативной компанией, которая призвана обратить внимание не только на будущее автопрома, но и на улучшение существующего автопарка в Евросоюзе. Требования по выбросам касаются новых машин, и в этом контексте очень хорошо проходит продвижение EV. Между тем старыми машинами требования к выбросам полностью игнорируются.
Сегодня в Европе на дорогах около 250 млн. автомобилей… И средний возраст машины каждый год растет. Новые машины все более дорогие, а старые – более надежные. И тут вопрос: а какой основной источник выбросов? Это же не новые машины, а старые. Поэтому мы говорим политикам: если вы действительно хотите сделать воздух чище – займитесь старыми машинами. Если машина совсем старая – ее нужно утилизировать и купить новую. Но ведь можно перевести ее на LPG и CNG, или адаптировать ее для е95. Можно обновить выхлопную систему, катализатор.
Enkorr: Насколько жив в политике тезис о том, что электрокары ездят на энергии, большинство из которой производится из угля и мазута?
С. Маубанк: Замечу, что мы не воюем ни с электромобилями, ни с другими видами транспорта. В этом плане мы соблюдаем технический нейтралитет. У всех технологий есть свои преимущества, и мы хотим донести, что все имеют право на равную поддержку политиками.
Что касается происхождения энергии, то мы проводим кампанию, направленную на изменение принципа оценки выбросов. Идея такова, что нужно мерять выбросы не только на выхлопной трубе, но и по принципу way to wheel, то есть на всей цепочке происхождения энергии. У нас есть успех в этом деле: way to wheel упоминается уже в некоторых законопроектах. Надеемся, что в ближайшее время начнется более масштабное движение по внедрению way to wheel.
Enkorr: Несколько лет назад вы сказали, что рынок LPG перестанет сильно расти как только на него начнет обращать внимание правительство. В Украине доля LPG в автотопливном миксе уже выше 35%. Это самый высокий показатель в мире, и государство собирается повысить акциз. Как вы считаете, после 35% еще стоит сохранять фискальную стимуляцию этого топлива?
С. Маубанк: Это проходили многие страны, но на более ранних этапах. Вопрос тут не в абсолютном размере налога, а в пропорции с налогами на другие топлива. Например, с экологической точки зрения налоги на LPG не могут быть близки по размеру с налогами на дизель и бензин. Это абсурд, поскольку дизельные и бензиновые автомобили выбрасывают намного больше углекислого газа, твердых частиц и оксида азота LPG . Есть множество исследований, подтверждающих это. Конечно, если мы скажем, что LPG производит на 90% меньше оксида азота чем дизель, поэтому сделайте нам акциз на 90% меньший, нас вряд ли послушают. Но у нас хватает экологических аргументов требовать, чтобы акциз не был выше 50%. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, Enkor/Энергетика Украины и мира)