Планы по выходу на самообеспечение природным газом, декларируемые как достижимые на протяжении нескольких предыдущих лет, откладываются до лучших времен. Первым намеком на это стала обновленная еще в июле стратегия “Нафтогаза” по добыче “голубого топлива”. В ней чиновники скорректировали как искусственно завышенные в 2018 г. показатели. А также пересмотрели прогноз по их будущему росту.
Свежие данные по добыче газа за сентябрь только подтвердили намеченное ранее сокращение выкачки метана из выжатых, по словам главы газового дивизиона “Нафтогаза” Андрея Фаворова, “как лимон” украинских недр.
Статистику “подогнали” под реальную ситуацию
Так, в целом по Украине среднесуточная добыча газа в сентябре опустилась с 57,5 млн. куб. м. до 54,5 млн. куб. м. Произошло в основном из-за показателей подразделения “Нафтогаза” “Укргаздобычи” – дневная норма добычи в начале осени стала для госкомпании самой низкой с сентября 2016 года, опустившись до отметки в 38,9 млн. куб. м. В то же время добыча полугосударственной “Укрнафты” по отношению к августу изменилась незначительно, а доля частных компаний и вовсе осталась на том же уровне.
Уменьшение добычи можно было спрогнозировать еще в июле, после внесения изменений в стратегию развития добычи “Нафтогаза”, рассказали UBR.ua эксперты. На ее презентации руководитель газового дивизиона национально-акционерной компании Андрей Фаворов заявил, что показанные в 2018 году рекордные значения по добыче были такими лишь на бумаге.
Приписывались они предшественниками Фаворова, но конкретные фамилии манипуляторов топ-менеджер называть не стал, как и передавать данные об этом на расследование в правоохранительные органы. Реальные объемы полученного “Укргаздобычей” товарного “голубого топлива” все это время составляли 13,8 млрд. куб. м. в год против официально называемых 15,5 млрд. куб. м.
Добывать – себе дороже
Правдивые цифры появились уже в отчете компании за июль и август, но если их снижение можно объяснить изменившейся методологией подсчета производственно-технологических потерь, убравшей из статистики приписываемый к товарному газу метан, сгоравший на факелах в количестве 1,3 млрд. куб. м. в год, то сентябрьский минус “достигнут” скорее естественным образом.
“Летом господин Фаворов активно доказывал, что предыдущее цифры завышались таинственными людьми, но он пришел и со всеми разобрался, так что дальнейшего снижения не должно было быть. В этом году “Нафтогаз” запланировал добычу в тех же объемах, что и в прошлом году, если учитывать изменившеюся методологию подсчетов. Почему произошло снижение относительно августа – рационального объяснения нет”, – комментирует ситуацию эксперт в сфере энергетики Дмитрий Маруныч.
Он также назвал возможной причиной статистических манипуляций желание подогнать цифры под впоследствии провалившуюся стратегию 2020, чьей конечной целью был выход на самообеспечение природным газом. Согласно концепции, уровень добычи компании должен был поступательно возрастать с 14,6 млрд. куб. м. в 2015 году, во время ее утверждения правительством, и до отметки в 20,1 млрд. куб.м. в 2020 году.
Следуя заданному курсу в 2018 году “Укргаздобыча” отчиталась о рекорде, хотя “даже с приписками” промежуточное плановое достижение компании не покорилось – объемы добытого метана составили 15,5 млрд. куб. м., хотя стратегия требовала 16,5 млрд. куб. м.
За признанием накрутки последовало принятие факта, что из истощенных на 87% украинских газовых месторождений достать больше не получится. От концепции 2020 отказались и на презентации нового курса, который предполагает увеличение прибыльности компании, а не “погоню за кубами”, Андрей Фаворов заявил, что газ выгодней импортировать, а не добывать.
Импорт дешевле?
Изначально сомневавшийся в реалистичности стратегии 2020 Дмитрий Марунич считает, что если импортировать газ действительно будет более рационально с экономической точки зрения, то нет никаких причин гнаться за призрачной энергетической независимостью. Единственными выгодополучателями в данной ситуации станут лоббисты отрасли и буровые компании, в последнее время активно привлекавшиеся “Нафтогазом” к разработке новых месторождений, что так и не привело к увеличению газодобычи.
“Если бы мы все были акционерами буровых компаний, то об этом можно было бы говорить. За деньги они могут пробурить дырки под каждым кустом, но какой от этого толк? Это еще и ущерб для экологии – мы же не хотим превратить Украину в Техас”, – задается он риторическим вопросом.
В свою очередь другой эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский высказал мнение, что хоть выход на самообеспечение по газу требует длительной работы и тщательно разработанного плана, но сама цель – достижима.
“Для этого нужна политическая воля. В качестве примера я напомню знаменитую историю с “вышками Бойко”, которые после начала работы увеличили добычу на шельфе с млрд. куб. м. до двух. Таким образом “Черноморнефтегаз” полностью обеспечивал потребности Крыма, еще и на материк оставалось”.
Землянский также отметил, что расчеты “Нафтогаза”, согласно которым ввозить газ можно по цене 4,5 тыс. грн. за тыс. куб. м. (на момент презентации в июле), а добывать за $250-300 – бухгалтерская манипуляция.
“В себестоимость заложили все траты, включая покупку буровых установок. В итоге получилось, что добывать газ традиционным образом у нас дороже, чем сланцевый газ, извлекаемый методом глубокого горизонтального бурения – его добыча у нас по расчетам “Shell” и то обходилась в $180-250″, – добавил эксперт.
Специалист также напомнил, что ранее декларировавшиеся цифры по рентабельности добычи были существенно ниже. Так, глава “Нафтогаза” Андрей Коболев в интервью “Фокусу” 2016-го года говорил о возможности интенсификации старых месторождений и разработке новых, если цена продажи газа будет находиться на уровне в $50-80.
“Для руководства “Нафтогаза” добыча перестала быть приоритетом, но пока “Укргаздобыча” государственная, следует ждать реакцию правительства на сокращения объемов. К тому же необходимо определиться с приоритетами на уровне Кабмина: будем ли мы продолжать добывать газа или нет”, – резюмировал Землянский.
Пока же в правительстве четко заявили лишь о том, что они не будут создавать дополнительных налоговых препятствий для частных компаний и повышать стимулирующую рентную ставку на извлечение газа из новых глубоких (12%) и сверхглубоких (6%) скважин. Предполагающий повышение тарифов законопроект №1210 ранее критиковался представителями бизнеса, в частности Европейской бизнес ассоциацией. (Дмитрий Кругликов, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)