Новые цены на природный газ для населения. Энергетический комитет ВР одобрил законопроект по анбандлингу “Нафтогаза”. Минэкоэнерго создало рабгруппу для стабильного функционирования ВИЭ в условиях рынка э/э. О главных новостях в обзоре «Энергореформы”.
- “Нафтогаз” снизит в октябре цену на газ для населения еще на 4,9%
В НАК “Нафтогаз Украины” на этой неделе сообщили, что октябрьская цена на природный газ для нужд населения и других потребителей, которые получают газ на регулируемых условиях (ПСО), снизилась на 4,9% по сравнению с уровнем сентября и составит 4 272,76 грн. за тыс. куб. м (без учета НДС, наценки газсбытов и транспортных расходов).
В компании отметили, что цены газа на европейском рынке уже существенно увеличились по сравнению с летним уровнем, регулируемая цена газа в Украине определяется по формуле, которая отображает рыночные цены с двухмесячным отставанием.
С апреля этого года цена, по которой “Нафтогаз” продает газ для нужд населения и других защищенных потребителей, снизилась на 32%. Учитывая рыночную ситуацию в сентябре, октябрьская регулируемая цена газа (4272,76 грн. за тыс. куб.) оказалась ниже, чем цена на условиях предложения “Газовый запас” (4874,42 грн. за тыс. куб.).
Кроме того, в этом месяце потребителям будет предложено оплатить газ по более низкой, регулируемой цене. Купленный газовый запас при этом сохраняется на зимние месяцы, когда ожидается увеличение регулируемой цены. При этом, если потребитель не использует за зимний сезон весь предоплаченный объем, остаток средств вернется такому потребителю на его счет в полном объеме.
Потребитель имеет также возможность оплатить газ за счет уменьшения своего газового запаса, обратившись к поставщику. Все поставщики, принявшие участие в акции подтвердили готовность предоставить клиентам возможность рассчитаться за счет уменьшения предоплаченных объемов по цене газового запаса.
Стоит напомнить, что “Нафтогаз” для определения цены газа по ПСО анализирует 4 показателя – цена для коммерческих потребителей за прошлый месяц, данные МЭРТ по средней таможенной стоимости газа за прошлый месяц, средневзвешенную цену на украинской энергетической бирже, и цену за правительственным постановлением №867 от 19 октября 2018 – компания выбирает из них самую низкую. Наименьшей оказалась средняя таможенная стоимость газа за прошлый месяц – по ней и была определена стоимость газа на октябрь.
- Энергетический комитет ВР одобрил законопроект по анбандлингу “Нафтогаза”
На днях комитет Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг одобрил законопроект №2239-1 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с отделением деятельности по транспортировке природного газа”.
По словам глава АО “Магистральные газопроводы Украины” (“МГУ”) Александра Лисниченко, данный проект предусматривает сохранение газотранспортной системы (ГТС) в 100%-ной собственности государства.
“Управление ГТС будет осуществляться прозрачно, по понятной корпоративной конструкции, что позволит создать независимые условия для Оператора ГТС и вместе с тем сохранить контроль над ценным активном в государстве”, – отметил Лисниченко, добавив, что данное решение позволит дальше продвигаться на пути сертификации оператора ГТС.
В свою очередь, глава НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев сообщил, что Секретариат Энергетического сообщества уже подтвердил соответствие данного законопроекта, необходимого для своевременного завершения анбандлинга, требованиям Третьего энергетического пакета и рекомендовал документ к скорейшему принятию Верховной Радой.
Коболев также добавил, что согласно проекту закона Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) получит расширенные полномочия для мониторинга и контроля независимого оператора ГТС.
По словам главы НАК, после принятия парламентом законопроекта Украина получит возможность эффективно завершить процесс отделения деятельности по транспортировке природного газа и усилить свои позиции на переговорах по транзиту.
Согласно данным на парламентском сайте законопроект №2239-1 был зарегистрирован в четверг 17 октября. Его текст в настоящее время отсутствует.
Как сообщалось, Кабинет министров Украины 18 сентября 2019 года обновил план анбандлинга “Нафтогаза”. Новым оператором будет ООО “Оператор газотранспортной системы Украины” (ОГТСУ, 100% “дочка” АО “Укртрансгаз”), которое с 1 июля 2019 г. осуществляет функции по технической эксплуатации ГТС и имеет соответствующий персонал.
ОГТСУ будет передано в собственность АО “Магистральные газопроводы Украины” (“МГУ”), 100% акций которого Кабмин решил передать в управление Министерству финансов. Одновременно государство передаст новому оператору в управление газотранспортную систему сроком на 15 лет.
ГТС Украины имеет общую протяженность газопроводов около 38 тыс. км, в нее входят 73 компрессорные станции и более 1,4 тыс. газораспределительных станций.
- Минэкоэнерго создало рабгруппу по наработке компромиссных решений для стабильного функционирования ВИЭ в условиях рынка э/э
Рабочую группу возглавил профильный министр Алексей Оржель. Кроме того, в состав вошли представители инвесторов и объектов ВИЭ.
В Минэкоэнерго акцентировали внимание на важности продолжения привлечения инвестиций в “зеленую” энергетику и соблюдения требований законодательства по части выполнения взятых государством обязательств. В то же время там отметили, что “зеленые” тарифы, вызывающие интерес инвесторов, не должны способствовать энергетической бедности потребителей.
“Инвесторы, которые пришли на украинский рынок, должны видеть надежного партнера в лице государства. Однако высокие тарифы не должны приводить к энергетической бедности потребителей и неконкурентоспособности украинских товаров”, – сказал Оржель.
В тоже время, руководитель ГП “Гарантированный покупатель” Константин Петриковец отметил, что высокая активность на рынке ВИЭ свидетельствует об инвестиционной привлекательности сектора, но вместе с тем вызывает определенные проблемы – финансовые проблемы предприятия, которые нужно решать.
“Мы выкупаем всю электроэнергию производителей из альтернативных источников и продаем ее на организованных рынках. В основном, это рынок на сутки вперед. Мы все прекрасно понимаем, что цена покупки электроэнергии почти втрое больше, чем стоимость продажи на рынке на сутки вперед. И для того, чтобы компенсировать эту разницу, предприятие предоставляет услугу оператору системы передачи, стоимость которой в соответствии с законом “Про рынок электрической энергии” равна разнице между ценой приобретенной и проданной электроэнергии”, – рассказал Петриковец.
По его словам, предприятие сегодня заключило уже 468 договоров (PPA) с производителями возобновляемой электроэнергии. Общая мощность объектов с заключенными договорами PrePPA (предварительные договоры на продажу электроэнергии) пока составляет 1900 МВт.
Как известно, с 1 января 2020 в Украине должна измениться система поддержки развития возобновляемой энергетики – вместо выплат фиксированного “зеленого” тарифа будет запущен механизм аукционов. Вместе с запуском аукционов будут снижены существующие “зеленые” тарифы – для солнечной генерации на 25%, для ветровой – на 10%, “зеленый” тариф для биоэнергетических генерирующих мощностей не изменится.
Кроме этого, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) рассматривает возможность предоставления Украине новой программы финансирования поддержки развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в рамках запланированной к запуску в 2020 году системы “зеленых” аукционов.
“Это будет новая программа. Мы надеемся, что там будет более длительная поддержка (последняя программа покрывала два года). Надеемся также, что под аукционы мы выделим большие объемы средств, хотя это будет зависеть от того, как украинская сторона определит квоты (поддержки для различных видов ВИЭ – ИФ) в рамках аукционов”, – сказала старший банкир департамента электроэнергии ЕБРР Ольга Еремина после “круглого стола” “Новые вызовы для украинской возобновляемой энергетики в случае изменений условий государственной поддержки” в Киеве 15 октября.
- В ВР внесли законопроекты с изменениями в Закон про “Рынок электрической энергии”, касающиеся правил импорта и приоритетов для ВИЭ
Стоит отметить, что председатель комитета Верховной Рады по энергетике и ЖКХ Андрей Герус заверял, что не намерен в течение “следующей недели-двух” вносить законопроекты о ретроспективном снижении зеленого тарифа.
Однако, на следующий день Герус провел заседание, на котором был представлен проект закона о внесении изменений в закон “Про рынок электроэнергии”, которые касаются и импорта, и “зеленой” генерации (Законопроекты №2233-1, 2233-2, 2236-1, 2236-2 уже представлены на рассмотрение комитета и находятся на стадии ознакомления).
16 октября комитет Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг в среду 12 из 21 голосами одобрил разработанный депутатами от “Слуги народа” законопроект (№2236-2) об ограничениях экспорта-импорта э/э и приоритете “зеленым” с мощностью до 150 МВт.
Документом, в частности, предлагается предоставить Кабинету министров полномочия устанавливать временный запрет или ограничения на экспорт/импорт электроэнергии, регулятору – полномочия по установлению предельных цен продажи э/э на рынках “на сутки вперед” (РСВ), внутрисуточном рынке (ВСР), а также предельных цен продажи вспомогательных услуг и услуг по балансированию.
При этом планируется внедрить норму обязательной продажи импортированной из РФ электроэнергии исключительно на РСВ и балансирующем рынке. Импорт из Беларуси под эту норму не подпадает.
Кроме того, депутаты предлагают при диспетчеризации предоставлять приоритет операторам-производетелям альтернативной энергии установленной мощностью до 150 МВт. Компенсация стоимости не отпущенной э/э по “зеленому тарифу” в связи с диспетчерскими ограничения также предоставляется станциям, мощность которых не превышает 150 МВт.
“Принятие этого законопроекта позволит обеспечить выполнение решений, направленных на стабилизацию цен на электроэнергию для потребителей, недопущение коррупционных злоупотреблений в этой сфере”, – отмечают депутаты.
На сегодня в стране – шесть крупных “зеленых” проекта “свыше 150 МВт”: три ДТЭК – Ботиевская ВЭС (200 МВт), Никопольская СЭС (200 МВт), Покровская СЭС (240 МВт), а также Мирненская ВЕС (ООО “Виндкрафт Каланчак”) – 163 МВт, Сивашская ВЭС (ООО “Сивашэнергопром”) – 250 МВт, Запорожская ВЭС (EuroCape) – 500 МВт.
Профильный комитет также одобрил все другие предложенные к слушанию в парламенте законопроекты, которые вносят изменения в закон “О рынке электроэнергии”: №2233 (“Слуга народа”), №2233-1 (“Оппоблок”), №2233-2, №2236 (оба – “Европейская солидарность”), №2236-1 (“Батькивщина”). (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)