Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: “немонополист” энергохолдинг “ДТЭК” злоупотребляет монопольным положением

Один миллион рабочих мест планирует создать правительство Алексея Гончарука за следующие пять лет. Но это может не получиться. Если и дальше правительство не примет системных мер для немедленных изменений на рынке электрической энергии, высокие цены на этот товар первой необходимости не дадут поднять голову и расправить плечи бизнесу.

Сверхвысокие цены на электроэнергию не просто тормозят появление новых бизнес-проектов. Вероятно, даже часть уже существующих компаний скорее перенесут деятельность в другие европейские страны, где электроэнергия уже сегодня дешевле, чем в Украине.

Почему так?

Все дело в неуклюжем введении нового рынка электрической энергии с 1 июля 2019 г. Предыдущая власть де-факто отпустила цены на ток – мол, рыночные отношения будут способствовать улучшению качества услуг и снижению цен. Ведь именно так было в других странах, где введен рынок.

Однако в Украине, как мы и прогнозировали еще весной, все получилось ровно наоборот. Цены на электроэнергию для предприятий, учреждений и организаций выросли на 20-30%, тормозя новые проекты, вымывая дополнительные средства из бюджетов всех уровней, раскручивая маховик инфляции.

За товары и услуги, дорожающие из-за роста цены на электроэнергию, платит каждая украинская семья. А кто от этого выиграет?

Бывшее правительство запретило продавать на свободном рынке большую часть дешевой электроэнергии государственных атомных и гидроэлектростанций. Поэтому основными игроками на рынке стали тепловые электростанции. Именно ТЭСы получают сверхприбыли благодаря сверхвысоким ценам. Ну, а цены подталкивает вверх постоянный дефицит электроэнергии.

Природа этого дефицита объясняется очень просто. 80% тепловой генерации в Украине принадлежат одной компании – ДТЭК Рината Ахметова. И именно ДТЭК успешно поставил себе на службу новый рынок электроэнергии, формируя на нем искусственные дефициты, задирая цены, создав себе таким образом полноценный заменитель пресловутой схеме ” Роттердам плюс “.

Как видим, “немонополист” (согласно прошлогодним решением АМКУ) ДТЭК прямо злоупотребляет своим монопольным положением. Именно это злоупотребление, собственно, и является главной причиной скачка цен на электроэнергию в стране. Именно оно является препятствием для роста экономики.

Поэтому все, кажется, довольно несложно. Нужно только изменить структуру рынка электроэнергии, сделав невозможным злоупотребление монопольным положением, и тогда цены успокоятся.

Какие шаги предпринимает власть, чтобы удержать цены на электроэнергию?

В сентябре было расширены возможности для импорта российской электроэнергии в Украину. Да, возможно, дешевая российская энергия немного сдержит ценовые аппетиты ДТЭК. Но приемлемо для Украины наращивание энергетической зависимости от страны-агрессора?

Стоит ли давать лишний повод для скепсиса западным партнерам? Многие будут рад “подсветить” тему расширения импорта стратегического российского сырья в Украину и использовать это как повод для ослабления санкций.

Кроме того, власти планируют предоставить НКРЭКУ дополнительные полномочия по установлению верхней планки цен на электроэнергию. Так, определение максимального уровня цены государством может ограничить “аппетиты” монополий. Но давайте тогда не будем называть такой “базар” рынком.

Ведь на рынок по европейским стандартам это совсем не похоже. Да и ручное управление в украинских условиях – это всегда риск коррупционных решений со стороны “управляющей руки”. Риск, который почти всегда, к сожалению, материализуется в составы преступления.

А как бы стоило действовать правильно, чтобы обеспечить потребителю выгоды от действительно конкурентного рынка электрической энергии?

Если все говорят, что в стране избыток генерирующих мощностей, значит просто надо правильно организовать их использование. И тогда появится конкуренция, исчезнут дефициты, а цены станут двигаться вниз.

И это будет более надежное и более системное решение с точки зрения энергетической безопасности Украины, чем ручное управление “рынком” или зависимость от импорта из РФ или ее союзников.

В этой связи перед правительством и Антимонопольным комитетом, прежде всего, стоит задача обеспечить полноценное антимонопольное расследование в отношении злоупотребления ДТЭК своим монопольным положением на новом рынке электроэнергии.

Бизнес ждет от расследования, во-первых выводов о самом факте злоупотребления путем создания дефицитов и завышение цен предложения электроэнергии.

Во-вторых, обязанности ДТЭК возместить потребителям убытки, возникшие в связи с монопольными злоупотреблениями.

В-третьих, обеспечение разделения ДТЭК на несколько частей, каждая из которых не будет иметь монопольной рыночной власти (соответствующие полномочия у АМКУ).

Эти части должны принадлежать разным владельцам и, конкурируя друг с другом, наконец создадут условия для функционирования того рынка электрической энергии, который пока существует только в воображении идеалистов.

Вместе с делом ДТЭК, Кабмину и АМКУ желательно было бы обратить внимание на еще одного крупного игрока на рынке генерации электроэнергии – государственную НАЭК “Энергоатом”, которая генерирует более половины всей электроэнергии страны.

Сегодня “Энергоатом” фактически “выброшен” с рынка, поскольку 90% своей электроэнергии по заниженным ценам вынужден продавать для нужд, определенных спецобязательствами. Но как будет выглядеть выход “Энергоатома” на рынок, когда компания получит такую возможность?

Устоит государственный монстр, который годами был лишен возможности свободно продавать свою электроэнергию перед соблазном воспользоваться преимуществами, которые имеет монополист?

Не получим ли мы еще одного дракона на замену ДТЭК? Так, может, не стоит экспериментировать с нервами потребителей и экономическими перспективами страны, а сразу разделить “Энергоатом” на 4 отдельных составляющие по количеству атомных электростанций? По крайней мере, изучить этот вопрос точно стоит.

Мы не знаем о планах нового правительства по изменениям на рынке электроэнергии. Кардинальные изменения на этом рынке жизненно необходимы для экономики.

Правительственная программа похожа на набор красивых и правильных лозунгов, но чем они будут наполняться, понятно не до конца. Когда речь идет об электроэнергии, доля стоимости которой содержится в каждом товаре и услуге, влияет на показатели деятельности каждого предприятия, больницы или школы, хотелось бы наблюдать системный подход к реформированию отрасли.

В условиях, когда энергомонополисты ежедневно делают украинские компании слабее, а людей беднее, нужно включать турборежим системных и неотвратимых изменений на энергорынке.

Никакое ручное управление такие изменения не обеспечит. Нужны равные возможности и честная конкуренция. Это необходимое условие создания 1 млн. рабочих мест и ощутимого роста ВВП в последующие годы. (Виктория Войцицкая, бывший народный депутат (Самопомощь), работала в Комитете ВРУ по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version