Госкомпания “Укргаздобыча” может потерять до полумиллиарда гривен из-за полученных шесть лет назад кредитов в “Дельта банке”. Это вдвое больше, чем сумма самого кредита. Как так случилось, и почему окружение бывшего депутата Виталия Хомутынника требует эти средства от госпредприятия?
В середине октября 2019 г. ПАО “Укргаздобыча” заявило о блокировке своих банковских счетов, а спустя несколько дней – о разблокировке.
Так в глазах среднестатистического читателя деловой ленты выглядит появление проблемы и ее решение. В реальности все сложнее, а в случае с “Укргаздобычей” – еще и очень дорого.
Судебные манипуляции со счетами государственной компании стали эхом ее проблем со старыми банковскими кредитами, за обслуживание которых “Укргаздобыча” переплатит кратно.
В корпоративном секторе такие случаи не редкость, но этот эпизод уникален. Его неповторимость в том, что на несвоевременно погашенных 250 млн. грн. госкомпания умудрилась потерять дважды.
Первый раз – в 2015 году, когда ее долги перед банками были переуступлены группе бизнесменов, и в результате – удвоены.
Второй раз “Укргаздобыча” готовится потерять в эти дни. Недавно ее долги перешли в руки соратников создателя партии “Возрождение” Виталия Хомутынника, которые имеют право выставить газодобытчику счет на полмиллиарда гривен.
С чего все началось
Чистая прибыль у отметки 30 млрд. грн. в год стала обычным делом для “Укргаздобычи” в последние несколько лет. В стране резко выросли цены на газ – основной товар этого предприятия.
Впрочем, так было не всегда. В далеком 2013 году компания перебивалась с хлеба на воду и для поддержания своей ликвидности оформляла кредиты.
Чаще всего деньги одалживались у госбанков, но были и исключения. Одно из таких произошло в 2013 году. Тогда госкомпания подписала с “Дельта банком” два договора: кредит №1 на 150 млн. грн. и кредит №2 на 106 млн. грн.
Эти суммы выросли в геометрической прогрессии и стали инструментом для заработка крупного частного бизнеса. Как это произошло?
11 друзей “Укргаздобычи”
На момент оформления займов было условлено, что деньги заемщик вернет до 1 января 2015 года. Однако за два месяца до истечения срока действия кредитных договоров произошло что-то странное: поручителями по обязательствам “Укргаздобычи” перед “Дельта банком” выступили 11 физлиц.
Их фамилии еще в 2016 году публиковали СМИ. Самые известные из них – сын экс-министра юстиции Максим Лавринович и президент канала ICTV Александр Богуцкий.
“В феврале 2015 года “Дельта банк” списал средства со счетов поручителей в счет погашения кредита “Укргаздобычи”, – говорилось в материале “Наших грошей”.
Зачем киевской элите расплачиваться за государственную газодобывающую компанию? Дело в том, что у всех 11 физлиц были крупные депозиты в “Дельта банке”, а отдавать их финучреждению было нечем – тогда оно уже было неликвидным.
Через несколько месяцев, когда “Дельта банк” будет официально признан неплатежеспособным, а в его главный кабинет войдет временная администрация, станет известно, что упомянутое поручительство является фиктивным, а его цель – спасти “сгоревшие” депозиты 11 вип-вкладчиков.
“Договора поручительства дали возможность погасить кредиты “Укргаздобычи” без привлечения “живых” денег. Поручители “заплатили” за “Укргаздобычу” перед “Дельтой” взаимозачетами – своими депозитами. Взамен они получили права требования к “Укргаздобыче” на сумму, эквивалентную сумме своих депозитов”, – сказал ЭП один из представителей временной администрации банка.
Эта схема напоминает сценарий 2014 г., реализованный компанией “Каскад-инвест” Хомутынника. Тогда эта структура “обменяла” свой депозит в ставшем неплатежеспособным Брокбизнесбанке на кредит фармацевтической группы “Биокон” Александра Яворского в том же финучреждении.
По иронии судьбы, именно окружение Хомутынника играет роль первой скрипки в манипуляциях с банковскими долгами “Укргаздобычи”, но об этом позже.
Первые бессмысленные потери
В 2015 году, после прихода временной администрации в “Дельта банк”, упомянутые 11 договоров поручительства были признаны ничтожными, а погашение кредита “Укргаздобычи” перед банком получило статус недействительного.
Именно на этой стадии у государственной газовой компании возникают первые серьезные проблемы.
Во-первых, все ее “поручители” пошли в суды с требованием признать законными свои права требований к “Укргаздобыче” на сумму “погашенных” ими долгов этой компании перед “Дельта банком”.
Это привело к “удваиванию” обязательств УГД. Оказалось, что она не перестала быть должной “Дельта банку”, но при этом никуда не делись ее обязательства перед своими “поручителями”.
Данную проблему госкомпания признает. Это видно из ее недавнего обращения к президенту и премьер-министру.
Во-вторых, выяснилось, что на оформленные в “Дельта банке” просроченные кредиты “Укргаздобыче” “накапала” приличная сумма пеней и штрафов.
Часть из них госкомпания оплатила в 2017 году, когда проиграла “Дельта банку” в Высшем хозяйственном суде по кредиту №1. Тогда суд обязал “Укргаздобычу” выплатить банку 150 млн. грн. тела кредита и почти 65 млн. грн. просроченных процентов, пеней и штрафов.
65 млн. грн. стали первой бессмысленной потерей государственной газовой компании.
Новые хозяева долга
Почти сразу после победы в Высшем хозсуде “Дельта банк” выставил “Укргаздобыче” счет еще на 214 млн. грн.
“Это проценты на кредит №1, доначисленные от момента подачи иска в суд в 2015 г. до момента выигрыша в суде в 2017 г.”, – объяснил ЭП представитель временной администрации “Дельта банка”.
О правомерности начисления этой суммы “Укргаздобыча” и “Дельта банк” судятся до сих пор. Не дожидаясь окончания спора, Фонд гарантирования вкладов физлиц, которому подконтролен “Дельта банк”, делает ход конем: продает все права требования “Дельта банка” к госкомпании на конкурсе ProZorro.
“Основной задачей фонда является реализация всех активов неплатежеспособного банка и погашение требований кредиторов. Соответственно, остаток задолженности “Укргаздобычи” по двум кредитным договорам был продан через систему ProZorro”, – сообщил ЭП представитель фонда.
По его словам, на публичные торги одним лотом была выставлена задолженность “Укргаздобычи” по доначисленным процентам по кредиту №1 в размере 214 млн. грн. и непогашенное тело по кредиту №2 в размере 106 млн. грн.
Победителем на публичных торгах стало ООО “Финансовая компания “Фингруп фактор” из Днепра. Компания заплатила за лот 75 млн. грн.
“Фингруп фактор” зарегистрировано на братьев Василия и Евгения Астионов – региональных бизнесменов, владельцев латифундистской группы Dnipro Agro. Старший из братьев, Василий, давно возглавляет днепропетровскую ячейку партии “Возрождение” Виталия Хомутынника.
Также Хомутынник и Астионы являются бизнес-партнерами по нескольким крупным проектам. Один из них – компания Dnipro Agro Alliance Ltd.
ЭП обратилась к Хомутыннику с вопросами о его роли в выкупе банковских долгов “Укргаздобычи”, но он отказался от комментариев.
Василий Астион ответил. “Компания “Фингруп фактор” принадлежит мне и моему брату. Виталий Юрьевич (Хомутынник. – ЭП) не имеет никакого отношения к ее деятельности. Это миф”, – заверил Астион.
По его словам, принадлежащие ему структуры участвуют в операциях с выкупом у государства банковских активов с 2012 г. и имеют опыт проведения аналогичных сделок с Проминвестбанком и ПУМБ.
На вопрос о стратегии поведения в отношении взыскания выкупленных долгов с “Укргаздобычи” Астион не стал раскрывать подробностей, но логику своего поведения разъяснил.
“Я не хочу озвучивать цифру взыскания, ее определит суд. Могу сказать, что речь будет идти о взыскании тела кредита и начисленных процентов по договору”, – сказал он.
ЭП обратилась в “Дельта банк” с просьбой озвучить итоговую сумму взыскания, которую новый кредитор, “Фингруп фактор”, имеет право предъявить к оплате “Укргаздобыче”. В банке также отказались назвать конкретные цифры, мотивируя это тем, что на ProZorro были проданы “права требования”, а не конкретные долги.
Сколько еще может потерять “Укргаздобыча”
Почему все стороны процесса не желают говорить о конкретных суммах? Потому что речь идет о неприличных цифрах.
Так, если по кредиту №2 “Укргаздобыче” “светит” в худшем случае необходимость выплаты 214 млн. грн. доначисленных процентов, то по кредиту №1 все намного хуже: на просроченное тело в размере 106 млн. грн. за пять лет начислилось больше 200 млн. грн. процентов.
Таким образом, “Фингруп фактор” в общей сложности может претендовать на взыскание с “Укргаздобычи” больше полумиллиарда гривен.
Высокие цены на газ позволяют найти такие деньги для оплаты, но с поиском ответственного за потери у компании все гораздо хуже: кредиты брались при газовых менеджерах Януковича, вышли на просрочку при апологетах Порошенко, а погашаться будут в каденцию Зеленского. Идеальный сценарий коллективной безответственности. (Дмитрий Рясной, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)