С 2017 г. и до сегодняшнего дня Копенгаген не давал разрешения на это строительство, опасаясь негативных воздействий на окружающую среду и судоходство. В конце концов, Датское энергетическое агентство, выбирая из трех вариантов, одобрило как наиболее безопасный 147-километровый маршрут газопровода по континентальному шельфу к юго-востоку от острова Борнхольм в Балтийском море.
Россияне не скрывают, что одна из главных целей укладки новой трубы – отказ от транзита газа через Украину. Напомним, в прошлом году через нашу страну они прокачали почти 87 млрд. куб. м газа в Европу (заплатив свыше $2,6 млрд.). Максимальная пропускная способность СП-2 – 55 млрд. куб. м в год. Также “Газпром” намерен до конца 2019 г. достроить “Турецкий поток”, состоящий из двух ниток по 15,75 млрд. кубов (одна для Турции, другая для Юга и Востока Европы). Однако нельзя механически перебрасывать украинский транзит на новые мощности. Ведь с 14 сентября 2019 г. вступило в действие решение суда ЕС относительно ограничения доступа к немецкому газопроводу Opal, соединяющему “Северный поток – 1” (СП-1) с общеевропейской распределительной системой. Суть его в том, что, согласно нормам Третьего энергопакета, пропускная способность Opal (30 млрд. куб. м в год) не может быть использована “Газпромом” более чем на 50%, а значит, сохранить полную загрузку СП1 уже не представляется возможным.
А 10-летнее транзитное соглашение между “Нафтогазом” и “Газпромом” заканчивается 31 декабря 2019 г. До этого момента россиянам придется либо подписать с нами новый контракт, либо нарушить соглашения с европейскими клиентами. Но если сотрудничество продолжиться, какими будут новые условия? Чтобы найти ответ на этот вопрос, возобновились трехсторонние переговоры Украина – Россия – Евросоюз (последние раунд которых состоялся 28 октября). Естественно, интерес Киева – долгосрочный контракт (лет на 10), Москвы – краткосрочный (на год) или возможность бронировать мощности украинской ГТС, Евросоюза – бесперебойные поставки газа. Плюс россияне включают в повестку переговоров вопрос об отмене исков “Нафтогаза” к “Газпрому” и нашем отказе от $2,56 млрд. компенсации по прошлогоднему решению Стокгольмского арбитража. В качестве “пряника” они предлагают Украине прямые поставки голубого топлива с 20%-й скидкой.
Прежде всего, отметим, что катастрофы не произошло. Новости из Копенгагена не стали большой неожиданностью ни для властей, ни для аналитиков. “Решение Дании не было критичным, она не могла заблокировать этот проект. Потому что можно было строить в обход, но решение Дании затягивало проект и делало его более затратным”, – сказал в комментарии “ДС” эксперт Института будущего Андриян Прокип.
Датчанам и так удалось задержать сдачу СП-2 как минимум на несколько месяцев – за что спасибо. Ведь это был чрезвычайно важный период, иначе россияне успели бы достроить газопровод и излучали бы за столом переговоров надменный оптимизм. А теперь придется играть. И у нас есть козыри: это не только выигрыш арбитража на $2,56 млрд. (а с процентами уже $2,8 млрд.), но и иск “Нафтогаза” к России в Третейском суде Гааги на $5 млрд. за потерю активов в Крыму, и анонсированные исковые требования к “Газпрому” на сумму более $11 млрд. в компенсацию за прекращение транзита. Ну и, конечно, разорванные контракты “Газпрома” в случае недопоставок по украинской трубе.
Но если принимать во внимание долгосрочные цели сторон, позиции россиян все же сильные. Во-первых, потому что ресурс все-таки у них, во-вторых, СП-2 заработает в обозримом будущем. Директор ExPro Consulting Геннадий Кобаль считает, что это, скорее всего, произойдет приблизительно через полгода – во втором квартале 2020 г.
При таких раскладах сложно рассчитывать, что россияне подпишут 10-летний контракт на прокачку 60 млрд. куб. м ежегодно, как предлагают “Нафтогаз” и Еврокомиссия.
“Газпрому” этого не нужно. Год, может быть, выторгуют еще. Что касается объемов, возможно, на 30 млрд. куб. м сойдутся. “Газпрому” это нормально, нам мало, но все равно лучше, чем ничего”, – предположил Геннадий Кобаль.
Но в срок заключать краткосрочное соглашение Украина вряд ли будет – это слишком сильно ударит по имиджу власти.
Если “Газпром” будет категоричен, правительство и “Нафтогаз”, скорее всего, войдут в газовую войну, тем более что 21 млрд. куб. газа, накопленного в наших подземных хранилищах, предостаточно, чтобы пережить даже самую холодную зиму. Но время будет играть уже против нас.
И под давлением новостей о скором запуске “Северного потока – 2” весной или летом “Нафтогазу” все же придется идти на неприятные договоренности. Тем более что общественное мнение уже будет подготовлено: сделали все, что могли, а сейчас забираем хотя бы тот транзит, что остался. То есть те 20-30 млрд. куб. м газа в год, которые Россия не сможет прокачать в ЕС через все свои старые и новые “потоки”.
Также нас могут до последнего соблазнять более дешевым газом в обмен на отказ от всех судебных претензий. Вспомним, что россияне не хотят платить по уже проигранным и потенциально проигрышным искам от “Нафтогаза”, и вряд ли мы увидим отсуженные суммы. Такое впечатление, что выплачивать компенсации Украине для Владимира Путина просто унизительно. Другое дело, если облечь их в форму 20%-й скидки на прямые поставки топлива от “Газпрома”…
Похоже на то, что история Украины как крупного транзитера российского газа в Европу подходит к концу. В пору вернуться к идее создания восточноевропейского газового хаба на базе ГТС и подземных газовых хранилищ. А в самом крайнем случае, как недавно предложил исполнительный директор “Нафтогаза” Юрий Витренко, ГТС можно будет заполнить водородом, который будет использоваться для сохранения энергии, генерируемой из возобновляемых источников. Но это уже совсем другая история, в которой не будет ни газа, ни россиян. (Алекса Швец, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)