ДТЭК Рината Ахметова искусственно создает дефицит на рынке электроэнергии, что приводит к росту цен для промышленных потребителей. Особенно эта проблема проявилась в торговой зоне Бурштынского энергоострова, где ДТЭК имеет монополию на производство и импорт электроэнергии.
Энергосистема Украины четыре месяца отработала в новых условиях. С 1 июля запущен оптовый рынок электроэнергии, который в теории предполагает конкуренцию. На практике он закрепил монополию энергохолдинга “ДТЭК” Ахметова.
Сегодня в рынке ощущается хронический дефицит электроэнергии, хотя такого никогда не было в прошлые годы. Трейдеры и крупные потребители обвиняют в этом монополию ДТЭК.
“Нас возмущает, что на фоне падения мировых цен на руду и сталь наша EBITDA (прибыль до выплаты налогов и процентов – БЦ) падает. А у ДТЭК, на фоне падения цен на уголь, EBITDA растет. Как такое возможно?”, – возмущается на условиях анонимности менеджер одного из крупных металлургических предприятий.
Открыто о манипуляциях ДТЭК в своей колонке на РБК Украина заявил Александр Притыка, директор и совладелец компании НЭК, которая занимается трейдингом электроэнергии.
В ДТЭК указывают на то, что дефициту способствует наличие прайс кепов (price cap) – ограничений максимальной цены. Также до сих пор не работает рынок вспомогательных услуг – “премиальная” цена за наличие маневренной генерации. Однако устранение этих факторов сдерживания приведет к еще большему росту цен на электроэнергию.
Как работает рынок?
На сегодня рынок состоит из четырех сегментов.
Рынок двусторонних договоров (РДД) – потребитель, или поставщик напрямую заключают договор с генерацией. Эти договора никто не регулирует. В теории здесь должна быть самая низкая цена электроэнергии. В сентябре через РДД продано более 50% потребленной в стране электроэнергии.
Рынок на сутки вперед (РСВ) – самый ликвидный на сегодня рынок, который участники используют в качестве индикатора цены. В нем участвуют генерация, трейдеры и крупные потребители. При этом генерация (продавец) и потребитель (покупатель) не видят своих контрагентов.
Внутрисуточный рынок (ВСР) – электроэнергия продается с лагом в час. На этом рынке сравнительно малые объемы. И РСВ, и ВСР находятся в управлении ГП “Оператор рынка”, который оперирует электронной площадкой для проведения торгов. В сентябре на этих двух сегментах продано почти 40% электроэнергии от потребленной в стране.
Балансирующий рынок (БР) – “рынок наказания”. Ресурс продается с лагом в 15 минут на электронной площадке НЭК “Укрэнерго”. В идеальной модели, на БР покупают электроэнергию лишь те трейдеры или потребители, которые заранее не позаботились о своем потреблении. В украинских реалиях на нем продается около 3% всей электроэнергии, что очень много.
Почему проявилась монополия ДТЭК
Монополия ДТЭК является следствием структуры энергосистемы страны. Более половины электроэнергии (э/э) в Украине вырабатывают четыре АЭС, которые входят в НАЭК “Энергоатом”. АЭС дают э/э ровным графиком, а потребление меняется в зависимости от времени года и времени суток.
Чтобы сглаживать пики, необходима э/э тепловых электростанций, которые вырабатывают около 30% э/э в стране. Большую часть тепловой генерации – более 70% – контролирует ДТЭК.
С запуском оптового рынка э/э с 1 июля, ДТЭК усилил свою монополию. Это стало возможно из-за схемы обеспечения низких цен на электроэнергию (э/э) для населения. Такой механизм был утвержден правительством Владимира Гройсмана за неделю до запуска рынка.
Сейчас 90% электроэнергии госкомпании НАЭК “Энергоатом” и 35% госкомпании “Укргидроэнерго” продаются ГП “Гарантированный поставщик” (ГарПос) по фиксированным ценам – около 570 и 720 грн. за МВт-ч соответственно.
Для сравнения, средневзвешенная цена электроэнергии на рынке на сутки вперед в сентябре составила около 1600 грн. за МВт-ч.
Часть электроэнергии ГарПос перепродает поставщикам универсальных услуг по еще более низкой цене – для обеспечения населения. Часть передает по цене закупки операторам магистральной и распределительных сетей на технологические потери.
Оставшийся ресурс ГарПос продает на рыночных сегментах, чтобы компенсировать свои убытки от поставок населению. Прибыль идет на обеспечение “зеленого тарифа” для объектов генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
В такой модели самым крупным игроком на конкурентном рынке – рынке свободного ценообразования с возможностью менять объемы продажи – является ДТЭК Ахметова.
В целом, в сентябре доля ТЭС от продаж на рынке на сутки вперед составила всего 10%. Однако именно ДТЭК является price maker рынка. То есть – больше всех влияет на цену.
Крупнейшие продавцы сентября в РСВ: ГарПос (57%) и “Энергоатом” (21%) продают ресурс АЭС и ВИЭ.
Электроустановки ВИЭ производят ресурс в зависимости от погоды, который, согласно закону, выкупается в полном объеме. АЭС вырабатывают электроэнергию ровным графиком.
Другими словами, эти виды генерации не могут снижать или повышать продажи по своему усмотрению. Это могут делать лишь ТЭС (10% на РСВ в сентябре) и ГЭС (6%) и ТЭЦ (2%).
Почему Украине не хватает электроэнергии?
Этому способствует большая разница между ночными и дневными прайс кепами (price caps) – максимальными ограничителями цены на РСВ и ВСР.
Прайс кепы были установлены постановлением №1169 Нацкомиссии по регулированию электроэнергии (НКРЭКУ) от 24 июня 2019 г.
НКРЭКУ применила формулу расчета прайскепов – как максимальную цену за три месяца перед запуском рынка. Согласно решению, в дневные часы (с 08.00 до 23.00) прайскеп установлен на уровне 2048,23 грн./МВт-ч, а в ночные (с 23.00 до 08.00) – 959,12 грн./МВт-ч.
Как известно, ночью потребление электроэнергии снижается, поэтому на всех рынках в ночные часы она стоит дешевле. Из-за этого большинство энергоемких предприятий наладили производственный процесс так, чтобы ночью потреблять больше э/э, а днем – меньше.
Но ДТЭК “поднимает” большую часть своих энергоблоков лишь днем, чтобы не продавать э/э ночью, когда максимальная цена даже не покрывает себестоимость выработки на ТЭС.
В результате энергорынок Украины стал дефицитным. Особенно в ночные и переходные часы – утром и вечером, когда ТЭС запускают или “тушат” энергоблоки. Причина: тепловой генерации не выгодно продавать электроэнергию ночью.
Новая команда власти в лице главы энергетического парламентского комитета Андрея Геруса и министра энергетики и защиты окружающей среды Алексея Оржеля добивалась от НКРЭКУ снижения дневных прайскепов на 10% и повышения ночных прайскепов на 2%. Однако на своем заседании 30 сентября Регулятор отказался утвердить такое решение.
Как ДТЭК манипулирует спросом
Очевидное проявление монополии ДТЭК – это большой объем Балансирующего рынка (БР), или “рынка наказания”. Потребители не могут купить достаточный объем э/э на рынке на сутки вперед (РСВ) и ВСР. Не удовлетворив спрос, потребителям приходится покупать недостающий объем на БР на 15% дороже.
Как сообщал в колонке БЦ Андрей Герус, большую часть часов в энергосистеме Украины наблюдается дефицит ресурса.
Почему так происходит? Заявки потребителей на покупку удовлетворяются пропорционально. Поэтому они выставляют заявки больше потребляемого объема. Но все равно не могут купить на РСВ нужный объем. В среднем, около 20% им приходится докупать на БР по завышенным ценам.
Кроме того, дефицит способствует удержанию цен на РСВ на высоком уровне. Почему это важно для ДТЭК, если его доля на РСВ всего 10%?
РСВ – бенчмарк для поставок электроэнергии по двусторонним договорам. Сейчас ДТЭК и “Донбассэнерго” предлагают потребителям заключить прямые договора на поставку электроэнергии по цене РСВ.
Лишь госкомпания “Центрэнерго”, которую контролирует Игорь Коломойский, продает ресурс по цене ниже РСВ. Однако 80% своего ресурса она продает трейдерам и потребителям из группы “Приват” Игоря Коломойского.
Почему снизилась цена в ОЭС Украины
В октябре цены на электроэнергию пошли вниз. Этому способствовало несколько факторов.
Во-первых, в октябре, после плановых ремонтов, были введены в эксплуатацию два атомных энергоблока мощностью 1000 МВт (примерная мощность потребления Киева). До этого работали всего 8 из 15 энергоблоков “Энергоаотома”. 11 октября был введен в работу энергоблок №1 на Южноукраинской АЭС, 24 октября – энергоблок №4 на Ровенской АЭС.
Во-вторых, в стране уменьшилось потребление электроэнергии. Как сообщал БЦ, в сентябре-октябре были остановлены два металлургических предприятия, которые в общем потребляли мощность около 800 МВт.
Это “Днепровский металлургический завод” (ДМЗ) Александра Ярославского и “Днепровский металлургический комбинат” (ДМК), который принадлежит в ИСД, но управлялся менеджментом из “Метинвеста” Рината Ахметова и Вадима Новинского.
В-третьих, госкомпания “Центрэнерго”, подконтрольная Игорю Коломойскому, значительно увеличила выработку электроэнергии, начав закупку угля у шахт ДТЭК и импорт угля из РФ.
В-четвертых, в октябре трейдер “Юнайтед Энерджи” из групы “Приват” Коломойского начала импорт электроэнергии из РФ ровным графиком мощностью 200 МВт. Этот ресурс продается на РДН, что также снижает дефицит.
В-пятых, многие потребители и поставщики начали переговоры о поставках электроэнергии из Беларуси.
Сохранению низкого спроса также помогает сравнительно теплая погода в Украине.
В результате всех этих факторов, в октябре средневзвешенная цена электроэнергии на РСВ в Объединенной энергосистеме Украины (ОЭС) снизилась почти на 5%: с 1605 грн./МВт-ч в сентябре до 1537 грн./МВт-ч в октябре.
Как ДТЭК реализует монополию в Бурштынском энергоострове
Энергосистема Украины состоит из двух отдельных частей, которые никак не связаны между собой. Основная ее часть – Объединенная энергосистема Украины (ОЭС) – синхронизирована с бывшими странами Союза: РФ, Беларусь и Молдова.
Вторая ее часть – так называемый Бурштынский эненргоостров (БуОс), который синхронизирован с европейской энергосистемой с 2002 г. БуОс находится на территории Закарпатской, Ивано-Франковской и Львовской областей.
В БуОс своя структура генерации. Более 90% электроэнергии там вырабатывает Бурштынская ТЭС, которая входит в “ДТЭК Западэнерго” Рината Ахметова. Также в острове работают государственная Калушская ТЭЦ, Теребле-Рицкая ГЕС, которая входит в “Закарпатьеоблэнерго” Игоря Тынного и Юлии Левочкиной и электроустановки ВИЭ.
Кроме этого, в БуОС возможен импорт из пограничных европейских стран: Румынии, Венгрии и Словакии.
Соответственно, в БуОс функционируют аналоги рыночных сегментов основной системы: РСВ, ВСР и БР, на которых формируется собственная цена. В среднем, цена в БуОс с самого начала запуска рынка выше, чем в ОЭС.
В июле средневзвешенная цена на РСВ в БуОс была выше аналогичной цены в ОЭС на 3,5%, в августе – на 10%, в сентябре – на 16%, в октябре – на 17,5%.
Почему розница между ценами в ОЭС и БуОс постоянно растет? Дело в злоупотреблении “ДТЭК Западэнерго” своим монопольным положением. 5 октября Антимонопольный комитет (АМКУ) открыл дело о злоупотреблении монополией ДТЭК в БуОс. 11 октября о проблеме злоупотреблений ДТЭК заявил энергетический регулятор – НКРЭКУ.
Монополия Бурштынской ТЭС ДТЭК могла быть компенсирована импортом электроэнергии. Однако около 70% мощностей на импорт выкупил сам ДТЭК. Как сообщал БЦ, выкупив мощность, ДТЭК заблокировал другим трейдерам импорт из Словакии, где цена электроэнергии ниже, чем в БуОс.
Таким образом, энергохолдинг Ахметова закрепил монополию на производство электроэнергии в БуОс. В сентябре доля продаж Бурштынской ТЭС на РСВ в торговой зоне БуОс составила 37%. При этом, покупатели электроэнергии в БуОс постоянно испытывают дефицит ресурса.
“В острове Бурштынской ТЭС в сентябре 2019 года (точно так же, как и в августе) заявленный объем покупки электроэнергии почти всегда превышает заявленный объем продажи”, – говорится в отчете ГП “Оператор рынка” за сентябрь.
Что будет дальше
Монополия ДТЭК – и в ОЭС Украины до последнего времени, и в БуОс с начала запуска рынка – приводит к дефициту электроэнергии на рынке. При этом в Украине избыток мощностей производства электроэнергии.
Дефицит, в свою очередь, приводит к росту цен. От этого напрямую страдают все не бытовые потребители электроэнергии (юрлица) и опосредованно – население. Рост цен на электроэнергию закладывается в стоимость продукции, тарифы на водоснабжение, стоимость проезда в электротранспорте и т. д.
Есть три решения проблемы. Первый – самый очевидный и простой. Это возвращение к так называемой Британской модели, которая действовала до 1 июля 2019 года. Другими словами – к полностью регулируемому рынку генерации.
“Такое решение рассматривалось после назначения правительства. Но от него отказались, потому что такой шаг не поймут бюрократы из Европейского энергосообщества”, – говорит собеседник БЦ в правительстве Алексея Ганчарука.
Второе решение – отмена постановления правительства о спецобязательствах по обеспечению низких цен на электроэнергию для населения. Это освободит около 50% всей электроэнергии в стране: 90% ресурса “Энергоатома” и 35% ресурса “Укргидроэнерго”. Вся она пойдет в рынок, понизит дефицит и нивелирует стратегию ДТЭК по ограничению доступного ресурса.
Однако этот шаг на фоне коррупционного захвата “Центрэнерго” Игорем Коломойским будет выглядеть, как уступка олигархам за счет населения. “Это политическое самоубийство”, – признаются в Кабмине.
Третий метод – это доведение до логического завершения уже начатого расследования АМКУ о злоупотреблении энергохолдингом “ДТЭК” своим монопольным положением. Как известно, при прошлом президенте, в декабре 2018 г., АМКУ отказался признать ДТЭК монополией. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)