Согласно обнародованному “Нафтогазом” еще 18 октября прогнозу на ноябрь, цены в текущем месяце будут составлять 7033,2 грн. (с НДС) за 1 тыс. куб. м – для покупателей с месячным объемом потребления свыше 50 тыс. куб. м при условии предоплаты, и 7 755,6 грн. (с НДС) – для таких же покупателей при условии последующей оплаты газа, а также для потребителей с объемом потребления до 50 тыс. куб. м.
“Нафтогаз” объясняет этот рост цен повышением цен на голубое топливо на европейском рынке, откуда Украина получает весь объем импортного газа. “Такое изменение обусловлено ростом цен на газ на европейском рынке, откуда Украина импортирует газ. Так, цены на газ на европейских хабах с поставкой в ноябре превышают текущие почти наполовину”, – заявил “Нафтогаз”.
Однако, возможно, это повышение цен – только начало. Если посмотреть на уровни цен для промышленных потребителей в прошлый осенне-зимний период (цены приведены с НДС), то они осенью прошлого года выросли до максимума в сентябре-октябре, но потом начали снижаться:
– с 1 сентября 2018 г. – 1,2-13,3 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м,
– с 1 октября 2018 г. – 13,4-14,6 тыс. грн.,
– с 1 декабря 2018 г. – 11,2-12,2 тыс. грн.,
– с 1 января 2019 г. – 10,8-11,8 тыс. грн.,
– с 1 февраля 2019 г. – 10,5-11,5 тыс. грн.,
– с 1 марта 2019 г. – 8,9-9,8 тыс. грн.,
– с 1 апреля 2019 г. – 7,2-7,5 тыс. грн.
К августу-сентябрю этого года цены на газ для промышленности достигли самого низкого значения – 5,6-6,2 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м. Напомним, что стоимость газа в Украине продиктована расценками на европейских хабах и находятся в прямой зависимости от них. Если в Европе они будут повышаться и далее, Украине следует готовиться к новой волне больших цен.
И это становится для украинских властей все более значимым фактором в переговорах с Россией о будущем наполнении украинской газотранспортной системы (ГТС) транзитным российским газом, а также о прямых поставках российского газа в Украину.
Пока еще мы имеем запас прочности – в подземных газовых хранилищах накоплено достаточно газа для прохождения зимнего отопительного сезона. Однако с 1 января 2020 г., когда транзит российского газа через Украину может прекратиться, настроения украинских властей, вероятно, поменяются. Особенно после того, как потери от прекращения транзита станет возможным ощутить на собственной шкуре, вернее – на макроэкономических показателях украинской экономики.
Национальный банк Украины в своем прогнозе инфляции на 2019-2021 гг. уже подсчитал, какое влияние на экономику окажет прекращение транзита. По данным Центробанка, ежегодно прокачка российского газа приносит Украине около $3 млрд., однако действующий контракт на транзит газа истекает 31 декабря 2019 г., переговоры о новом соглашении продолжаются, но определенности по поводу сроков или объема транзита на сегодня нет.
По мнению НБУ, прекращение транзита не только приведет к прямым потерям валютных поступлений, но и создаст риски для деятельности смежных секторов экономики и обеспечения собственных потребностей Украины газом в целом.
“Согласно допущениям НБУ к базовому сценарию макроэкономического прогноза объем транзита может сократиться с приблизительно 90 млрд. куб. м в 2019 г. до 50 млрд. куб. м в 2020 г. и до 30 млрд. куб. м в 2021 г., прямые потери экономики, если сравнивать с объемами транзита на уровне 2019 г., составят 0,6% ВВП в 2020 г. и 0,9% ВВП в 2021 г. и в дальнейшем”, – сообщил НБУ.
Именно на фоне прекращения транзита станет вопрос о целесообразности дальнейшего использования украинской ГТС, в которой больше не будет российского газа. Вернее, он будет, но объемы его транзита окажутся недостаточны, чтобы поддерживать финансовое состояние компании-оператора ГТС на приемлемом уровне.
В этом году “Укртрансгаз”, оперировавший украинской ГТС, испытывал большие финансовые трудности. Как отмечал в июне этого года глава “Нафтогаза” Андрей Коболев, АО “Укртрансгаз” находится на грани банкротства. Причина – искусственно, по мнению Коболева, заниженные с мая этого года Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетике и коммунальных услуг (НКРЭКУ) тарифы для “Укртрансгаза” на транспортировку голубого ресурса, а также долги газопоставляющих компаний (облгазов) за несанкционированно отобранный газ. Как сообщал “Укртрансгаз” в конце августа, всего за пять месяцев работы рынка природного газа в режиме суточного балансирования долги облгазов перед “Укртрансгазом” достигли 4 млрд. грн. А как следует из финансовой отчетности “Укртрансгаза”, за первое полугодие текущего года он получил убыток в 9,4 млрд. грн.
Если доходы от транзита российского газа с 1 января иссякнут, то на фоне не совсем благополучного финансового состояния оператору украинской ГТС будет сложно управлять столь мощной и затратной системой. Особенно если облгазы продолжат и далее несанкционировано отбирать газ. И тогда затраты на содержание ГТС лягут целиком на плечи украинских потребителей. Не придется ли украинским промпредприятиям и бытовым потребителям доплачивать за поддержание в рабочем состоянии ГТС, мощности которой намного превышают их потребности – еще тот вопрос.
Известно, что Россия ставит условием возобновления поставок своего газа на украинский рынок отказ Украины от победы в Стокгольмском арбитраже, по которому она уже должна выплатить почти $3 млрд.
Нельзя исключать, что украинские власти станут взвешивать, что для нее выгоднее – продолжать упорную борьбу с “Газпромом” в иностранных судах за выплату $3 млрд. (на что может пойти несколько лет) или пойти на мировую сейчас и получить дешевый российский газ, задобрив недовольный электорат. (Сергей Танин, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)