Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: ретроспективное изменение “зеленого” тарифа порождает сомнительные перспективы развития альтернативной энергетики

Ретроспективное изменение “зеленого” тарифа в Украине порождает сомнительные перспективы дальнейшего развития направления альтернативной энергетики. Государство игнорирует обеспокоенность бизнеса и потенциальные инвестиционные риски.

15 октября 2019 г. в Киеве состоялся очередной мероприятие в рамках диалога власти, бизнеса и общественности по реформированию законодательства в сфере “зеленой” генерации в Украине.

Целью “диалога” было объявлено достижение баланса интересов государства, производителей “зеленой” электроэнергии и общества.

Диалога не состоялось – раз в ультимативной форме было доведено до сведения о планах государства изменить правила игры.

Ранее мы уже выразили свою обеспокоенность ситуацией, которая происходит в Украине в сфере возобновляемой энергетики, и поделились своими мнениями о потенциальных последствий подобных реформ. К большому сожалению, ситуация ухудшается.

Государство не очень готова прислушиваться к мнению индустрии и движется в строго заданном направлении. Это все выглядит как откровенное дежавю – власть изменилась, методы остаются те же, несмотря на популистские лозунги и заново покрашен реформаторский фасад.

В свое время радикальное уменьшение зеленого тарифа уже состоялось под лозунгом борьбы с отдельно взятыми олигархическими кланами – соответствующий закон вступил в силу 1 января 2017 г. и фактически в одностороннем порядке уменьшил “зеленый тариф” в среднем на 44%, несмотря на задекларированные законодательством гарантии неизменности соответствующего законодательства .

По разным неофициальным данным, текущая кампания по “обрезание” зеленого тарифа снова подается под соусом борьбы с олигархами (в данном случае с господином Ахметовым, который опрометчиво инвестировал огромные ресурсы в зеленую энергетику).

Проблема лишь в том, что кроме группы СКМ, в секторе присутствуют деньги крупных иностранных инвесторов и финансовых учреждений, которые доверились Украине и не совсем понимают, почему против них объявили крестовый поход.

Терпение инвесторов уже на пределе, и Украина может снова оказаться внутри огромного международного скандала и судебных баталий.

Для того, чтобы понять всю парадоксальность и неприятность ситуации, ниже – небольшой экскурс в историю.

В 2008 г. Верховная Рада приняла закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления “зеленого “тарифа” с целью содействия привлечению инвестиций в сферу возобновляемой энергетики”.

Энергетическая отрасль по всему миру очень политизированной, а “зеленая” энергия – дорогой, если сравнить с другими видами энергии.

Именно поэтому инвесторы и финансовые учреждения должны иметь серьезные государственные стимулы и гарантии для того, чтобы довериться государству и вкладывать деньги в этот сектор.

Украина не является исключением и также приняла соответствующие законы для предоставления комфорта иностранным игрокам.

Украина не является изобретателем “зеленой” энергетики и системы государственных субсидий соответствующей индустрии – соответствующее законодательство в последние годы активно имплементируется в большинстве прогрессивных стран мира с целью стимулирования ухода от традиционных источников энергии и выполнения экологического повестки дня.

Некоторые страны имеют четкую стратегию увеличения доли зеленой энергии в энергетическом балансе страны, таким образом уменьшая зависимость от нефти, газа и атомной энергии, а также избавляясь энергозависимости от отдельно взятых государств – поставщиков нефти и газа.

Замечательный пример – Германия, где доля “зеленой энергии” уже достигла рекордной отметки в 47% от общего энергетического баланса страны в первом полугодии 2019 г.

Ведь речь идет о таких очень экзистенциальные в современном мире вопросы, как экология, геополитика и энергетическая безопасность государства.

В Украине соответствующая доля составляет менее 2%.

Согласно существующей моделью, размер зеленого тарифа рассчитывается по фиксированным ставкам и зависит от источника генерации (ветер, солнце и т. п.) и даты ввода в эксплуатацию соответствующей станции.

Закон устанавливает обязательства государства выкупать всю “зеленую” энергию, вырабатываемую на четко определенных и прозрачных условиях до конца 2029 г.

Рассчитывая на соблюдение гарантий и поощрений со стороны государства, в Украине уже пришли крупные иностранные инвесторы почти со всех континентов, которые готовы вкладывать в экономику страны существенные средства и развивать ее возобновляемую энергетику.

Проекты в сфере возобновляемой энергетики финансируются, в том числе, за счет международных финансовых учреждений.

По состоянию на конец прошлого года только ЕБРР инвестировал в 250 млн. евро в “зеленые” проекты в Украине. По оценкам экспертов, за последние 5 лет объем инвестиций в возобновляемую энергетику уже достиг 3300000000 евро.

Как указано выше, в последние годы государство уже существенно пересмотрела правила игры на рынке и фактически лишила инвесторов безумной части гарантированных доходов.

Иностранные инвесторы, инвестировали в возобновляемую энергетику Украины, никаких компенсаций или поощрений в связи с такими кардинальными изменениями законодательства не получили.

В июне-июле 2019 состоялся фактический дефолт по платежам производителям “зеленой” энергетики. В результате решения суда приостановлены расчеты с производителями электроэнергии по “зеленому тарифу”.

Сегодня государство вновь начинает разговор об отмене гарантий, несмотря на то, что именно эти гарантии должны ключевую роль в принятии решения об инвестициях в этот сектор в нашей стране.

Как свидетельствуют публичные обсуждения, рассматриваются несколько вариантов реформирования нынешней системы поощрений “зеленой” энергетики, среди которых наибольшую огласку получило фактически ретроспективное урезание зеленого тарифа.

Во время своего выступления 15 октября председатель профильного комитета Верховной Рады Андрей Герус отметил, что не поддерживает ретроактивным снижение тарифов, однако предсказать, как будут развиваться события в дальнейшем, представляется невозможным.

Хотя судьба ретроспективного снижения тарифов остается неопределенной, появляются другие не менее интересные и “креативные” инициативы – введение новых налогов на действующие станции; ограничения сроков (предыдущих) договоров на покупку “зеленой” энергии; изменение “зеленого” тарифа для новых станций и тому подобное.

Мы уважаем и не возражаем суверенное право государства менять правила игры на соответствующих рынках и секторах экономики.

Более того, это является нормальной, адекватной и ожидаемой реакцией суверена изменение структуры и конъюнктуры, которые со временем происходят в каждой индустрии.

Наша основная взволнованность заключается в том, что нельзя менять правила ретроспективно; изменения правил игры могут действовать исключительно на будущие проекты с соответствующим заблаговременным предупреждением стейкхолдеров.

В соответствии с практикой международных арбитражей, если нормативные изменения государства соответствуют критерию “радикальной трансформации”, то есть радикальными изменениями в существующей нормативной базе, государство может быть признана ответственной за нарушение своих инвестиционных обязательств и будет обязана возмещать миллионные убытки.

В арбитражных решениях против Испании, Италии и Чехии по аналогичным делам арбитры последовательно соглашались с тем, что стандарт справедливого и равного отношения к инвестору устанавливал для государства обязательство воздерживаться от принятия радикальных изменений в секторе возобновляемых источников энергии.

Независимо от того, какие из предложенных вариантов лягут в основу будущего законопроекта, такое “реформирование” ожидаемо будет идти вразрез с закрепленными в настоящее время на международном и национальном уровнях гарантиями и поощрениями инвесторов.

Любой бизнес не любит неожиданных, а тем более односторонних и более того, ретроспективных, изменений правил игры.

Текущая ситуация с реформированием возобновляемой энергетики дает четкий сигнал потенциальным и существующим иностранным инвесторам – стабильности и предсказуемости в Украине ожидать не приходится. Это отпугивает иностранный бизнес. И это убивает любые надежды на быстрое экономическое развитие.

Итак, выглядит так, что вместо новых инвестиций и, соответственно, новых рабочих мест, пенсий, налогов и т. д., Украина будет получать миллиардные иски и огромные репутационные проблемы на глобальном рынке, что неизбежно приведет к безумных потерь для каждого гражданина государства.

Премьер-министр Украины Алексей Гончарук недавно заявил об амбициозных целях правительства привлечь 50 млрд. прямых иностранных инвестиций на следующие пять лет. Принимая во внимание нынешнее поведение государства, удастся ли новому правительству достичь таких целей, остается риторическим. (Тимур Бондарев, управляющий партнер, партнер-основатель АО Arzinger, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version