Немецкий Бундестаг 13 ноября со второй попытки принял поправки к газовой директиве ЕС, регулирующей деятельность газопроводов третьих стран на территории ЕС и распространяющейся, таким образом, на главный конкурент украинской ГТС – российский трубопровод “Северный поток-2”. Он выходит на сушу именно в Германии и по факту является трубой из России в эту страну: проголосованные Бундестагом нормы затрагивают его напрямую.
Среди главных положений принятого законодательства – требование о разделении компаний, поставляющих газ, и компаний, его транспортирующих, что означает, что компания – оператор “Северного потока – 2” должна быть независимой от “Газпрома”, а 50% его пропускной мощности должны бронироваться для альтернативных поставщиков. И это ограничения. Но как бы оптимистично они не выглядели, есть и плохая новость: по факту Бундестаг легализовал и в каком-то смысле даже спас российскую трубу. Из спорного проекта, участие в котором могло грозить европейским компаниям серьезными последствиями (как известно, Антимонопольный комитет Польши (UOKiK) оштрафовал французскую компанию Engie Energy, компанию – партнера трубопровода, за отказ сотрудничать в расследовании дела в отношении него на фоне участия в проекте), “Северный поток-2” превращается во вполне добропорядочную компанию, один из трубопроводов, которые легально функционируют в соответствии с европейскими правилами. Мол, к нему уже применены требования третьего энергопакета, наложены ограничения, он и так уже наказан. И вот это как раз плохая новость, поскольку примененные ограничения не только не ставят крест на проекте, но и позволяют ему спокойно работать, хоть и с меньшей мощностью, нежели планировалось ранее.
Что касается независимости оператора, который должен управлять “Северным потоком-2”, то странно представлять, как он может не зависеть от “Газпрома” с учетом того, что по трубе может поставляться только российский газ и эта госкомпания наделена исключительным правом экспортировать газ из РФ по трубопроводам. А с учетом того, что на практике по маршруту следования газопровода нет ни одного газодобывающего региона и, соответственно, игрока рынка, который мог бы быть заинтересован в бронировании 50% его мощностей, в соответствии с решением, принятым в Германии, это означает всего лишь решение заполнять его газом вполовину от предусмотренных мощностей. А вот это, пожалуй, единственный плюс для Украины: с учетом “Турецкого потока” и других обходных газопроводов “Газпрома” в Европу для нашей ГТС остается не менее 30 млрд. куб. м, которые россияне не смогут прокачать в Европу без украинской трубы.
Если бы решение в отношении ограничения до 50% мощностей “Северного потока-2” вообще не было бы принято, но при этом газопровод был бы введен в эксплуатацию, позиции Украины в процессе переговоров о заключении нового контракта на транзит были бы значительно слабее: у России не было бы свободных объемов газа, для которых нужна была иная, кроме “Северного потока – 2”, труба для поставок в Европу. Ведь, как известно, введение в эксплуатацию трубопровода запланировано уже на I квартал 2020 г. (Геннадий Кобаль, 112.ua/Энергетика Украины и мира)