2019 г. запомнится сокращением добычи собственного газа в Украине. Главная проблема – неспособность государственной “Укргаздобычи” наращивать бурильную активность.
Согласно данным “Укртрансгаза”, с января по октябрь государственным и частным компаниям удалось добыть из украинских недр 17,23 млрд. куб. м газа, что на 0,4% меньше показателей прошлого года. Уже очевидно, что в этот раз Украине не удастся превысить результаты 2018 г., когда общая добыча выросла на скромные 0,5 млрд. куб.м. и составила 21 млрд. куб. м. Пока что это самый успешный показатель за последние 5 лет.
“Укргаздобыча” не тянет
В текущем году основное снижение произошло за счет государственной “Укргаздобычи”, на долю которой приходятся практически 75% всей добычи страны. За 10 месяцев 2019 г. показатели УГД упали на 2,3% и составили 12,46 млрд. куб. м. Это идет в разрез с Концепцией развития газодобывающей отрасли Украины, утвержденной Кабмином в 2016 г. Документ, получивший название “Стратегия 20/20”, предполагал ежегодное увеличение добычи УГД: 15,2 млрд. куб. м. – в 2017, 16,5 млрд. куб. м – в 2018, 18,3 млрд. куб. м – в 2019, 20,1 млрд. куб. м. в 2020 году. Максимальный показатель, которого удалось достичь УГД за это время, пришелся на 2018 г. и составил 15,5 млрд. куб. м.
Уже летом этого года новый топ-менеджмент “Нафтогаза”, в структуру которого входит “Укргаздобыча”, назвал стратегию “невыполнимой” и представил новый план, который предлагает фокус не на росте объемов добычи, а на росте прибыльности компании. Теперь приоритетной для УГД является поддержка базовой добычи газа, развитие существующей инфраструктуры и работа с наиболее эффективными скважинами. Бурение новых скважин будет ограничиваться выбором только тех месторождений, где компания будет уверена в возврате инвестиций.
Такая стратегия, по словам финансового директора “Укргаздобычи” Евгения Паленки, даст снижение валовой добычи, но в компании обещают сохранить объемы газа, который УГД продает “Нафтогазу” и который впоследствии поступает на украинский рынок. Это порядка 13,6 млрд. куб.м. В то же время такая стратегия УГД означает отрицательное влияние на экономику всей страны: от сферы добычи газа зависит торговый баланс, курс гривны, доходы населения и наполнение бюджета.
По данным “Нафтогаза”, “Укргаздобыча” справилась со Стратегией 20/20 в части роста добычи на существующих скважинах. Поэтому основной причиной, которая помешала госкомпании достигнуть задекларированной цели в 20 млрд. куб. м., в НАКе называют отказы в выдаче новых лицензий, притом, что месторождения в эксплуатации УГД истощены на 85%.
Перспективы добычи
Пока газодобыча в Украине стагнирует, “Нафтогаз” продолжает покупать газ заграницей. Собственной добычи в 20-21 млрд. куб.м. хватает, чтобы покрыть лишь две трети потребностей страны. Еще 10-11 млрд. куб.м. Украина импортирует, ежегодно тратя порядка 3 млрд. долл.
При этом подтвержденные запасы газа в Украине, по данным ежегодного обзора BP (British Petroleum), составляют 1,1 трлн. куб. м. Это второй показатель в Европе после Норвегии, залежи газа в которой оценивают в 1,78 трлн. кубов.
Развитие добычи может дать ощутимый эффект украинской экономике. По подсчетам “Украинского института будущего”, инвестиции в эту отрасль будут способствовать тому, что к 2025 г. страна сможет полностью отказаться от импорта газа, а в перспективе начать его экспорт. Отказ от покупки газа у других стран будет приносить в бюджет дополнительных 3-3,5 млрд. долл. ежегодно. А если Украина сможет выйти на экспорт газа, то дополнительные поступления вырастут к 2025 г. на 1,2 млрд. долл., а к 2030 г. – на 15,4 млрд. долл.
В целом, инвестиции в развитие добычи газа и нефти могут дать эффект в виде дополнительно созданного ВВП на уровне 3,9 млрд. долл. к 2021 г., 9,9 млрд. долл. – в 2025 г. и 8,4 млрд. долл. – в 2030 г. Совокупный дополнительный ВВП за 10 лет может достигнуть 70 млрд. долл.
Сервисные компании “подвесили”
Впрочем, сейчас перспективы такого сценария довольно туманны. Крупнейшая газодобывающая компания Украины кардинально пересмотрела свои подходы к работе с новыми месторождениями, что фактически означает сокращение программы по бурению. В подвешенном состоянии все еще находится ряд проектов “Укргаздобычи”, под которые были привлечены иностранные подрядчики. Например, китайская Xinjiang Beiken Energy Engineering выиграла на тендерах 10 контрактов на бурение 60 скважин. Как отметил представитель компании Амир Килани, окончательного решения – позитивного или негативного – по этим контрактам УГД до сих пор не озвучила.
“Любые такие масштабные решения (по сокращению добычи – ред.) для любого заказчика, в особенности в середине года, они болезненны и неприятны. Особенно на рынке, который только-только зарождается”, – отметил Килани по этому поводу.
Тем не менее, сервисные компании, успевшие начать работу в Украине, все же считают украинский рынок привлекательным и не оставляют надежд на изменение ситуации в сторону роста добычи. “Наш план сейчас это поиск и выигрыш проектов, и затем – полный вперед. Частный сектор для нас проще гораздо, потому что ДТЭК, Бурисма, Геоальянс и другие частные компании не так восприимчивы к политическим изменениям. С ними у нас есть проекты, но, к сожалению, масштаб этих проектов недостаточен для того, чтобы наша компания развернулась на полную в Украине”, – отметил Антон Колесниченко, директор по обслуживанию нефтяных месторождений Baker Hughes Ukraine
Это очевидно, поскольку объемы добычи газа в Украине не превышают 2% от подтвержденных запасов топлива в стране при том, что мировая практика предполагает добычу на уровне 6%, обращает внимание Амир Килани на данные BP.
Китайский вопрос
Недальновидность стратегии УГД по сворачиванию бурения может иметь негативный эффект еще и в среднесрочной перспективе. Если США и Китаю удастся достигнуть соглашения в торговой войне, это позитивно скажется на ценовой динамике на мировом рынке газа. Напомним, что из-за нее стоимость природного газа упала до около $200 за тыс. куб. м, в то время как годом ране она превышала отметку в $300.
Но в 2018 году в рамках торговой войны Китай ввел пошлины на сжиженный газ из США, что привело к росту поставок этого вида топлива на рынок стран ЕС. Переизбыток LNG в Европе, в свою очередь, оказывал сильное давление на стоимость природного газа и привел к их снижению.
На падение цен также повлияло снижение потребления газа в связи с теплыми зимами на европейском континенте, которые наблюдаются с 2014 года. При этом ключевые игроки европейского рынка, такие как Норвегия и Россия, не снижают добычу топлива из-за нежелания потерять рыночную долю, утверждает А. Килани.
Тем не менее, эпоха “дешевого газа” может скоро закончиться, и тогда цены на “голубое топливо” вновь пойдут вверх. Но Украина уже не сможет быстро развернуть масштабную добычу газа, на разработку одной скважины уходит в среднем от 1 до 3 лет. Да и мировые компании уже будут смотреть на УГД с осторожностью. Если же “Укргаздобыча” пустит в дело собственные станки, то она столкнется с дефицитом профессиональных кадров. Уже сейчас свертывание бурения привело к оттоку буровиков за границу. По информации участников рынка, уже сотни человек оказались на улице, и большая часть уехала на заработки в Узбекистан. Если это явление приобретет массовый характер, то возобновить бурение в Украине будет невозможно. (Ольга Кравченко, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)