Кабмин уволил президента “Энергоатома” Юрия Недашковского, теперь ничто не мешает новой власти заполучить полный контроль над украинским атомпромом.
С инициативой об увольнении президента “Энергоатома” вышел на правительство министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель, что позже подтвердил и премьер-министр Алексей Гончарук.
Юрий Недашковский впервые возглавил государственную монополию “Энергоатом”, управляющую всеми украинскими АЭС, еще в 2000 г., пересев в кресло ее руководителя с поста директора ХАЭС, и проработав свой первый срок три года – до начала 2002-го.
Впоследствии Недашковский еще дважды возглавлял госкомпанию – в 2005 г., когда украинское правительство формировалось из членов “Нашей Украины” и БЮТ, и в 2008-м, когда Юлия Тимошенко возглавила Кабмин во второй раз. Недашковский успел поработать в должности руководителя “Энергоатома” и после прихода к власти Виктора Януковича – он был уволен только в 2012 г. В марте 2014 г., после побега Виктора Януковича и назначения премьером Арсения Яценюка, Недашковский возглавил компанию в четвертый раз.
В Минэнерго не единожды звучали утверждения, что Недашковский является единственным человеком, который может вести переговоры с Россией по поставкам ядерного топлива, от которого, в свою очередь, зависит работа украинских АЭС. Кроме того, в свою бытность главой компании он курировал совместные с Россией проекты по достройке двух энергоблоков ХАЭС, которую когда-то возглавлял, а также совместный украинско-российский проект по строительству завода ядерного топлива и созданию хранилища ядерных отходов в Чернобыльской зоне. Словом, специалист очень высокого класса, и увольнение именно сейчас произошло явно неспроста.
Кто сбросил “титана”?
Примечательно, что на вопрос о том, не повлияет ли увольнение Недашковского на импорт ядерного топлива, Гончарук ответил: “Мне неизвестно, чтобы подобное решение повлияло на структуру импорта. Мы сейчас увольняем десятками людей, которые работали в предыдущие годы. В большинстве случаев причина увольнения – некомпетентность или коррумпированность человека”.
Исходя из слов премьера, можно сказать, что уволенного функционера “Энергоатома” попробуют представить как коррумпированную личность, ведь его профпригодность ни разу не вызывала сомнений ни у одной власти за почти 20 лет, во время которых он несколько раз возглавлял госмонополию. На самом деле причин увольнения Недашковского может быть несколько.
Во-первых, выбросить с кресла главу атомной отрасли могла часть окружения президента, связанная с Игорем Коломойским. Как известно, люди олигарха уже установили контроль над государственным “Центрэнерго” и поглядывают в сторону остальных госактивов в энергетике. Заполучив контроль над “Укргидроэнерго” и “Энергоатомом”, Коломойскому удастся конкурировать с владельцем большей части украинской теплогенерации Ринатом Ахметовым на совсем новых, очень выгодных для себя условиях.
Во-вторых, увольнение может свидетельствовать о том, что Зеленскому и Ко в “Энергоатоме” нужен сговорчивый человек, который будет “правильно” вести себя с россиянами, совсем не желающими полностью утратить связи с украинской “атомкой”.
Напомним, что россияне до сих пор поставляют на украинские АЭС более половины тепловыделяющих сборок, а до войны страны вплотную приблизились к проекту подписания двустороннего соглашения о достройке двух блоков на ХАЭС. Несмотря на репутацию человека, умеющего договариваться с россиянами, Недашковский жестко отстаивал украинские интересы, что сейчас может быть не совсем удобно для новой власти. Опять же он протестовал против импорта электричества из России, как наносящего ущерб украинской генерации, в том числе атомпрому, на что никак не хотели обращать внимание у Зеленского. Кому нужен такой “фрондер” в тылу, особенно перед готовящейся нормандской встречей, до которой остались считанные дни?
В-третьих, свои интересы в “Энергоатоме” могут иметь усилившиеся сейчас соросята, представителями которых принято считать Оржеля и Гончарука. Крупные международные корпорации, связанные с Соросом, давно проявляли интерес к возможной покупке украинских АЭС, и слухи о возможной приватизации “Энергоатома” ходили уже не единожды. Сейчас, имея таких лоббистов в новой власти, заинтересованные европейцы могут попробовать “додавить” ее, встроив приватизацию “Энергоатома” в общие планы продажи госсобственности, борьбы с коррупцией и повышения эффективности работы украинской экономики. На фоне таких грандиозных планов робкие голоса о том, что не стоит резать курицу, несущую золотые яйца, могут быть полностью проигнорированы.
Какой именно из трех вышеприведенных вариантов окажется ближе всего к реальности – можно будет сказать, только узнав, кто сядет в кресло главы “Энергоатома” вместо Недашковского, и проследив за его первыми шагами во главе энергомонополиста. (Денис Сарбей, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)