Глава энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерс считает, что российско-китайский газопровод “Сила Сибири-2” не будет реализован.
“В нашем базовом сценарии мы не предполагаем, что “Сила Сибири-2″ будет осуществлен. Поэтому возможность получения российского газа в Восточном Казахстане очень низка, согласно нашим прогнозам. Ни Россия, ни Китай не заинтересованы в транзитных странах для своих трубопроводных проектов. Я думаю, что они хотят избегать, если возможно, участия транзитных стран. Нет большого желания повторить опыт России с Украиной и Беларусью”, – написал эксперт в Е-мэйл.
Напомним, на днях премьер-министр Аскар Мамин заявил о том, что Восточный Казахстан может быть газифицирован с помощью российского газа, если Россия согласится провести свой будущий газопровод “Сила Сибири – 2”, нацеленный на запад Китая, через территорию ВКО. При этом для Павлодарской области сейчас рассматриваются два варианта газификации – продолжение газопровода “Сарыарка”, первый этап которого должны сдать к концу этого года, или подключение к российской газотранспортной системе от Барнаула. Оттуда к сети “Газпрома” может подключиться и Восточно-Казахстанская область. Эти варианты сейчас обсуждаются с “Газпромом”, и решение будет принято в 2020 году.
Проект газопровода “Сила Сибири – 2” раньше назывался “Алтай”. Переговоры по нему между российским “Газпромом” и китайской CNPC начались еще в 2006 году. Ожидалось, что он пройдет через алтайский кусочек российско-китайской границы. Однако против него в начале 2010-х выступили российские экологи из фонда “Гринпис” и Всемирного фонда дикой природы. По их мнению, газопровод угрожал археологическим памятникам российского Алтая на плато Укок, флоре и фауне региона. Активисты организовали глобальную кампанию и потребовали, чтобы газопровод прошел через Восточный Казахстан. Рассматривался также альтернативный вариант с Монголией, которая предлагала выгодные условия для транзита. К слову, недавно Россия намеревалась создать рабочую группу с этой страной по проекту газопровода в Китай. Пока до реального строительства “Силы Сибири-2” не дошло, так как Россия и Китай еще не договорились о цене на транспортируемый по нему газ. Ранее глава “Газпрома” Алексей Миллер выражал надежду, что после реализации проекта “Сила Сибири” переговоры по “Силе Сибири – 2” активизируются. Об участии Казахстана в нем российская сторона официально не упоминала. Хотя предложения о присоединении Восточного Казахстана к проекту направлялись казахстанским Правительством еще в 2013-2014 годах. Тогда эксперты говорили, что у Кремля и “Газпрома” нет заинтересованности в прокладке “Алтая” через ВКО из-за экологических и политических рисков. В то время как Казахстан был бы заинтересован в транзитных сборах, финансировании на обслуживание своей части газопровода и влиянии на газотранспортную политику северного соседа. Однако до этого страна отвергла вариант газификации северных областей от пограничного газопровода Карталы – Костанай.
В правительстве, видимо, решили поднять вопрос подсоединения к “Силе Сибири – 2” в преддверии запуска газопровода “Сила Сибири” в восточном направлении Китая в начале декабря. Этот российско-китайский газопровод изменит расклад сил на мировых газовых рынках, пишет Bloomberg. Он будет обслуживать 30-летний контракт “Газпрома” с CNPC на поставку в Китай ежегодно 38 млрд. кубов газа.
Мэтью Сейгерс пояснил в электронном комментарии, что Казахстан просит только Россию о транзитном участии в газопроводе в Китай с российской территории. Однако в этом вопросе реально принимает решение КНР.
Действительно ли Китай хочет больше трубопроводного газа из России на северо-западе, куда уже прибывает центральноазиатский газ и достаточно собственной добычи, вопрошает эксперт. Этим двум источникам газа понадобится транспортировка на 4 тыс. километров, чтобы достичь клиентов на побережье Китая, уточняет он.
Казахстан мотивирован убедить Россию изменить маршрут предлагаемого трубопровода с трудного участка через Алтай, чтобы потом подключиться к нему для местной газификации, поясняет эксперт. Но проект в основном российский и китайский, нежели казахстанский. По его словам, цена на газ для этого трубопровода на скважине в Ямало-Ненецком автономном округе уже гораздо выше цен западноказахстанских месторождений. И это не считая расходов на транспортировку, которые могут возникнуть из-за строительства нового газопровода. Главным вопросом, удерживающим начало проекта с китайской стороны, является цена на границе. Для покрытия всех затрат она должна быть довольно высокой, гораздо выше цены, которую Китай платит за импорт центральноазиатского газа на пограничном переходе.
Однако в рамках ЕАЭС, любой газ, который купит Казахстан, продавался бы как минимум на уровне внутренних российских цен. Возможно, по ценам, которые платят российские потребители в соседнем Алтайском крае. Такое навряд ли будет привлекательно для России после затрат, понесенных на строительство большого нового трубопровода, поясняет Сейгерс. Если Восточный Казахстан и будет газифицирован, то это должен быть казахстанский газ. Но внутри страны есть острый дефицит коммерческого газа. Сжигание газа на месторождениях вообще не распространено – на самом деле его уровень очень низок по мировым стандартам, убежден аналитик. Вопрос стоит в большом объеме закачивания газа в пласты. Высокие затраты по извлечению и переработке газа с большим содержанием серы не покрываются низкими ценами на газ в Казахстане. Поэтому производители предпочитают закачивать его, чтобы поддержать добычу нефти, за что получают дополнительные доходы. Вариант по подключению Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей к российской газотранспортной системе от Барнаула Сейгерс считает более логистически оправданным решением.
“Две сравнительно короткие ветки могут быть протянуты с Барнаула: одна – в Павлодар, другая – в Семей. Но главный вопрос здесь в том, что газопровод, который идет на юг с Нижневартовска в Барнаул, сравнительно невелик и уже работает почти на полную мощность в доставке газа в южные регионы Западной Сибири, то есть Кемерово, Новокузнецк, Новосибирск, Барнаул, особенно в зиму, когда спрос высок. Так что есть не так много дополнительного газа, который может быть доставлен в Казахстан, если не будет построена другая нитка газопровода”, – считает аналитик.
Чтобы “Сила Сибири-1” вышла на полную мощность, нужно еще как минимум лет 10, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его мнению, присоединение восточных регионов Казахстана к российской газотранспортной системе будет чисто политическим, а не коммерческим решением. В случае реализации этой идеи повторится история с поставками газа в Беларусь – тут будет решать не “Газпром”, убежден специалист. Цены на голубое топливо внутри России и на экспорт совершенно разные. Поэтому, к примеру, в Беларуси российский газ стоит гораздо выше, чем в приграничных российских областях, пояснил он. В случае присоединения Павлодарской и Восточно-Казахстанских областей к газотранспортной системе “Газпрома” цена на газ для этих регионов будет отличаться от внутренних российских.
“На газопроводе “Сила Сибири – 2”, то есть бывший “Алтай”, он же идет в Китай, в принципе, и каким-то образом к нему подключиться можно, наверное, территория Казахстана рядом, примерно до Горно-Алтайска доходят трубы “Газпрома”, но это не магистральный газопровод. Подключиться, конечно, можно, в небольших объемах там получать, но, в принципе, опять вопрос будет в цене. Технически это сделать можно, но это будет не “Сила Сибири-2″, а просто подключение к российской газотранспортной сети, которая туда уже дошла, до ближайших районов рядом с границей”, – сказал он inbusiness.kz в телефонном интервью.
Большого коммерческого смысла, кроме политических спекуляций или паблисити, в предложениях присоединения ВКО и Павлодарской области к российской газотранспортной системе или “Силе Сибири – 2” эксперт не видит.
Директор компании Global Gas Regazification Панает Саулиди считает, что Россия с учетом опыта последних лет никогда не станет прокладывать газопровод через чью-либо территорию, если есть вариант обойтись без стран-транзитеров. Такое может быть только в случае особых обоюдных интересов.
“Цена в РФ на газ значительно дешевле нашей, три-четыре рубля. Газификация даже если случится по этому варианту, то это перспектива пяти-семи лет, то есть это 2025 год – год единого рынка топлива на пространстве ЕАЭС. Сегодня спрогнозировать цену сложно, но она, думаю однозначно будет несколько дороже внутренних цен в РФ. Основные параметры перехода к единому рынку топлива уже есть, но это очень долгая тема”, – написал газовик в электронном комментарии. К слову, в пятницу агентство Интерфакс-Казахстан сообщило о том, что Казахстан рассматривает возможность газификации городов Кокшетау и Петропавловска за счет присоединения к российской газотранспортной системе от города Ишим Тюменской области. При этом важным фактором станут стоимость прокладки газопровода и рассчитанная цена на газ. Параллельно казахстанские власти также рассматривают вариант газификации названных северных областей в рамках второго и третьего этапов строительства газопровода “Сарыарка”, что может потребовать примерно 48 млрд. тенге. (Inbusiness.kz/Энергетика Украины и мира)