Повышение акциза на автомобильный сжиженный газ муссируется в отраслевых кругах давно. Нынешней осенью эта проблема заявила о себе с новой силой. Эта сила – нефтеперерабатывающий завод “Укртатнафта”, контролируемый группой “Приват”.
Предприятие в избытке выпускает бензин, спрос на который падает из года в год из-за роста популярности более дешевого автогаза. Чтобы переломить ситуацию, завод с помощью акцизных корректировок хочет сократить ценовой разрыв между бензином и газом.
Эффективность такого шага весьма сомнительна, поскольку не решает по-настоящему важных проблем, которые привели к такой деформации потребления. Впрочем, это только первый шаг.
Подкоп под газ
“Чрезмерная налоговая нагрузка на бензин и, наоборот, налоговые преференции для дизтоплива и сжиженного газа сформировали такую структуру потребления в Украине, когда не может нормально работать ни один отечественный НПЗ, а внутренний спрос можно удовлетворить только за счет импорта”, – эту позицию председатель правления “Укртатнафты” Павел Овчаренко сформулировал еще в прошлом году, когда завод впервые обратился к Министерству экономического развития и торговли с просьбой уровнять акцизы на дизтопливо и бензин на отметке 164 евро за 1000 л (вместо 213,5 евро для бензинов и 139,5 евро для ДТ), а также поднять акциз на сжиженный газ с 57 до 87 евро за 1000 л.
Тогда “Приват” был в оппозиции, на обращение никто не обратил внимания. Но когда политическая ситуация изменилась, “Укртатнафта” зашла с куда более радикальной инициативой – поднять акциз на газ в 2,6 раза! При этом акциз на бензин предложено “приспустить” на 20%, а на дизтопливо – великодушно оставить без изменений. Это единственная абсолютно бесспорная позиция, поскольку любое повышение налога толкнет цены на основное топливо для бизнеса и промышленности вверх.
Видимо, чтобы повысить шансы на успех, “Укртатнафта” не забыла и о государстве: озвученная акцизная корректировка предполагает доход в госбюджет в сумме 4,8 млрд. грн.
Реализация акцизной инициативы “Укртатнафты” ощутимо поднимет цены на автогаз – на 2,7 грн./л, или почти на 25% по сравнению с нынешними ценами. На 1,4 грн. снизится себестоимость литра бензина.
Соотношение цены автогаза к цене бензина (краеугольный камень развития рынка LPG) возрастет с 40 до 52%. Что это значит для конфигурации потребления топлив? Если кратко, то ничего. Бывали времена покруче! В 2011-2012 гг., когда рынок был полностью в руках Сергея Курченко, цена на газ стабильно держалась у отметки 60% от цены бензина А-95. И даже тогда рынок умудрялся расти.
Максимальный эффект, на который стоит рассчитывать “Укртатнафте”, – это сокращение темпов прироста рынка автогаза, которые и без того снижаются ежегодно.
Возврат же потребителя к бензину крайне маловероятен. Проблема намного глобальнее, – популярность бензина падает во всей Европе. Ни его избыток, ни “дизельгейт” не смогли пошатнуть господство дизтоплива на континенте.
Не стала исключением и Украина. Мощный поток “евроблях” сильно подстегнул спрос на дизтопливо со стороны коммерческого транспорта. В автосалонах люди куда больше интересуются дизельными моторами: если еще 5-7 лет назад их выбор был невелик, а качество дизельного топлива, присутствующего на рынке, не внушало доверия, то ныне этих проблем нет. Бензин постепенно становится маргинальным топливом, и не исключено, что вскоре его будут использовать лишь энтузиасты и владельцы old school автомобилей.
С мыслями о дорогах
Один из аргументов “Укртатнафты” – повышение доходов бюджета. “Почему те, кто ездит на газу, должны платить за дороги намного меньше?!” – задает вопрос первый заместитель председателя правления “Укртатнафты” Руслан Ляпка.
Напомню, уже три года как акцизы с моторных топлив наполняют Дорожный фонд госбюджета, используемый исключительно для ремонта и строительства дорог.
Заводчанам из Кременчуга противостоит “Украинская ассоциация сжиженного газа” (УАСГ), объединяющая в основном оптовых трейдеров и небольшие заправочные сети. Правда, позиция “автогазовиков” слабовата: они апеллируют к опыту других стран, хотя он не знает таких прецедентов, как в Украине. В Южной Корее и Турции, крупнейших мировых рынках автогаза, его доля в корзине автомобильных топлив составляет 13 и 10% соответственно. А в Украине – 33%!
Задача по стимулированию газомоторного топлива по сути уже выполнена и перевыполнена, в чем ведущая роль принадлежит экономическому кризису 2014-2015 гг., когда автомобилисты искали любые способы сэкономить. При передовом уровне потребления в мировом масштабе автогаз в налоговом стимулировании больше не нуждается, более того, огромное количество автомобилей на газу пользуются дорогами, которые объективно нужно ремонтировать.
Другое дело, каким должно быть налоговое соотношение? В Турции акциз на газ составляет 36% от акциза на бензин, в Польше – 28, сегодня в Украине – 24, а средний показатель по Европе – 22%. “Укртатнафта” предлагает повысить акциз на автогаз до 80%, что не отвечает ни одной из практик.
“Мы позитивно оцениваем инициативы по сбалансированному подходу к перераспределению акцизных ставок для моторных топлив”, – прокомментировали ситуацию в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), объединяющей крупнейшие автозаправочные сети. В то же время от конкретики здесь воздерживаются. А между тем именно в розничном рынке кроется корень проблем.
Украденная маржа
Почему во всех странах цены на газ составляют 50-55% от цены бензина, а в Украине временами это соотношение снижалось до 33%? Ведь, как говорилось выше, соотношение акцизов у нас на среднеевропейском уровне, а газ мы закупаем даже дороже, чем европейцы.
Вся проблема в небывалом по масштабам разгуле нелегальных заправок. Именно они стали одним из главных драйверов резкого взлета автогаза в Украине. “Подзаборный” бизнес не платит налогов, не несет больших инвестиционных затрат, а поэтому может торговать значительно дешевле “белых” (легальных) операторов. И если легальному оператору для постройки газового модуля нужен минимум год (в основном это время на все согласования), то “бочку” под забором устанавливали в 2014-2015 гг. за пару недель. Потребитель же только аплодирует этому: газобаллонная установка “отбивается” за три-четыре месяца, а затем – чистый доход.
Итак, большими сетями борьба за газ была проиграна, объемы реализации упали. Как сохранить бизнес? Правильно, повышать наценку на бензин и дизтопливо. Не выдержал даже “Приват”: крупнейшая сеть страны, которая традиционно боролась за рынок в эконом-сегменте, в 2019 г. была вынуждена вплотную приблизиться по ценам (читай – по наценкам) к “премиальным” заправкам. По расчетам “Консалтинговой группы А-95”, маржа на бензин и дизтопливо в 2019-м была 3,5-4 раза выше, чем на сжиженный газ, хотя специфика их продаж в целом одинакова. Бензин дорогой, газ по-прежнему дешевый, пропасть между видами топлив дополнительно увеличилась.
Ситуацию и для переработчиков, и для сетей могла бы выровнять ликвидация нелегального рынка. По моим расчетам, в 2018-2019 гг. цены на газовых стелах не дотягивали до экономически обоснованных в среднем 1,5-2 грн. Улучшение рентабельности продаж автогаза дало бы возможность снизить наценку на бензин и дизельное топливо, в результате чего рынок пришел бы в равновесное состояние с привычными во всей Европе соотношениями.
Проблема в том, что борьба с нелегалами – весьма сложный и небыстрый процесс. Подобно сказочному Змею Горынычу, отрубленные головы вырастают заново, а иногда и по нескольку сразу. О масштабах проблемы напомнили недавние события в Ровно: за последние три месяца в области было закрыто 140 нелегальных АЗС, что составляет около 30% станций в регионе. А эта область никогда не относилась к лидерам по части “нелегалов”, в отличие от Киевской или Днепропетровской.
Диверсификация в субъективе
Еще один аргумент “Укртатнафты” – чрезмерная зависимость от поставок сжиженного газа из России. Увы, это правда: в настоящее время поставки российского LPG превышают 30% национального рынка.
Но если мы говорим о перекосах в поставках, то с ними борются не акцизами, а пошлинами. Тем более, перед глазами свежий пример – пошлина в размере всего 3,75% с 1 августа остановила крупнейшую трубопроводную артерию поставок российского дизтоплива (Zn.ua №45 от 23.11. 2019 “Поиски “дизельных” граней”).
Руководитель GT Group Владислав Колодяжный говорит, что можно было бы применить маневренную пошлину на российский автогаз, которая бы позволила гибко балансировать рынок, наполняя его с других направлений. Параллельно трейдеры получили бы долгосрочные стимулы для инвестиций в инфраструктурные проекты для импорта с альтернативных направлений, в том числе с моря.
“Формулу расчета пошлины можно составить таким образом, чтобы корректировать перекосы в ценах на разных сухопутных направлениях по отношению к индексам Sonatrach, по которым производятся морские поставки. Таким образом можно было бы сформировать стабильный уверенный источник альтернативного ресурса. Пока же привлекательность морских поставок возникает эпизодически, и это делает невозможными инвестиции в масштабные инфраструктурные проекты”, – считает В.Колодяжный.
Таким образом пошлина дала бы двойной эффект: также привела бы к повышению цен на газ по отношению к бензину, но при этом стимулировала бы диверсификацию структуры рынка. Правда, налоговые поступления в этом случае были бы намного ниже, чем предлагает “Укртатнафта”, не говоря уж о нерешенности вопроса с наполнением Дорожного фонда потребителями автогаза.
Хорошо, но мало
Закон о госбюджете на 2020 г. уже принят, однако корректировки в сторону увеличения доходов госказны запросто могут пройти в парламенте, отметил на конференции Petroleum Ukraine 2019 глава комитета ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус. По его словам, сокращение разрыва между налогами на бензин и автогаз в Украине логично, однако вопрос конкретных цифр открыт.
Предложенная “Приватом” корректировка акцизов лишь восстановит паритет с бензином, но кардинально не изменит расстановку сил между видами моторных топлив и игроками. Изменить это может лишь совместная борьба с нелегальным сегментом. При этом не только в рознице. Полтавская земля, в частности, богата массой нелегальных мини-НПЗ, перерабатывающих абсолютно легально приобретенный газовый конденсат малых добытчиков. И производят они преимущественно бензин, занимая долю рынка того же Кременчуга (“Укртатнафты”).
Вместо этой благородной и изнурительной борьбы предложен путь резкого повышения налогов на самое популярное у частных автовладельцев топливо. Время для поиска компромиссного варианта еще есть. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)