Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: мечты ОПЕК – почему рано говорить о конце золотого века сланцевой нефти в США

Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) сделала очередное громкое заявление: она спрогнозировала скорый закат золотого века сланцевой нефти, усматривая в этом в первую очередь снижение объемов добычи сланцевой нефти в США. И закат начнется, как сообщило информагентство Bloomberg, уже со следующего года. ОПЕК констатирует, что в США разработчики сланцевых месторождений стали проводить более консервативную инвестиционную политику.

Примечательно, что такое смелое заявление в адрес сланцевой нефти и американской нефтедобывающей отрасли прозвучало как раз накануне встречи министров стран – членов ОПЕК, на котором они должны решить, оставить ли актуальными прежние планы по объемам добычи на следующий год или же все-таки пересмотреть их. Перспектива пересмотра как раз вызвана тем, что в ОПЕК полагают: добыча нефти в США в 2020 г. будет расти более медленными темпами, чем прежде. Но при этом ОПЕК не дает никаких количественных прогнозов замедления.

Тут нужно сделать небольшое отступление и пояснить, что ОПЕК как международная межправительственная организация была создана для контроля квот по добыче нефти ее участниками. Другими словами, это клуб из 14 стран, члены которого договариваются проводить общую политику: увеличивать или снижать добычу нефти с целью повлиять на уровень ее цены, главным образом – не допустить обвала цен и, соответственно, своих доходов от продажи нефти. Влияние ОПЕК на рынок гарантировано тем, что страны, входящие в организацию, контролируют около двух третей мировых запасов нефти, треть мировой добычи и половину мирового экспорта.

А вот список из 14 стран, входящих в ОПЕК, очень разношерстный: начиная от Катара, где самый высокий ВВП на душу населения в мире ($130 тыс. по итогам 2018 г.), до Венесуэлы, где бедность и нищета стали нормой. Также в ОПЕК входят как традиционные тяжеловесы типа Саудовской Аравии и Кувейта, так и такие крохотные экспортеры, как Ангола.

При этом у ОПЕК нет механизмов контроля за соблюдением договоренностей стран-членов, все держится на честном слове, и поэтому сами договаривающиеся стороны часто нарушают свои обещания. А в начале этого века возможности ОПЕК влиять на цену нефти и регулировать этот рынок еще более сократились из-за широкомасштабного роста добычи нефти в странах, не входящих в организацию.

И главенствующая роль в снижении влияния ОПЕК принадлежит США, которые благодаря именно сланцевой революции существенно нарастили добычу нефти и в ноябре прошлого года прошли переломный момент в истории американской нефтедобычи – из нетто-импортера нефти впервые со времен Второй мировой войны превратились в нетто-экспортера. В частности, в средине 2018 г. из добываемых 11 млн. баррелей в сутки непосредственно сланцевая нефть давала 6,2 млн. баррелей.

При этом прогнозы ОПЕК о закате золотого века сланцевой нефти противоречат оценке добычи, которую озвучило Международное энергетическое агентство (International Energy Agency – автономный международный орган в рамках ОЭСР) в своем ежемесячном докладе 15 ноября. Согласно прогнозу IEA темпы роста добычи нефти не только не сократятся, но увеличатся. Если в нынешнем году добыча не входящих в ОПЕК стран должна вырасти на 1,8 млн. баррелей в сутки, то в следующем году – уже на 2,3 млн., до 67,1 млн. баррелей.

И хотя, как отмечает IEA, рост добычи нефти в США действительно замедляется, говорить о каком-либо сокращении влияния на мировой рынок нет оснований – на долю США будет приходиться 85% увеличения мировой добычи к 2030 г. Таким образом, подчеркивает IEA, рост добычи в США ограничит способность традиционных поставщиков регулировать экспорт. А ОПЕК и ее союзники в следующем году столкнутся с большой проблемой: спрос на их нефть может резко снизиться, поскольку ускорится рост нефтедобычи в других странах.

А вот Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) вообще прогнозирует на следующий год рост добычи нефти в стране на 120 тыс. баррелей в сутки – до 13,29 млн. баррелей. Для сравнения: в 2018 г. США добывали в среднем 10,99 млн. баррелей в сутки, в этом году прогноз 12,29 млн. баррелей.

При этом следует учесть, что списки стран – членов ОПЕК и стран с наибольшими запасами сланцевой нефти практически не пересекаются – в обоих фигурируют только Венесуэла и Ливия. Главными же по запасам сланцевой нефти являются Бахрейн (80 млрд. баррелей), Россия (75 млрд.), США (78 млрд.), Китай (32 млрд.) и Аргентина (27 млрд.). Поэтому возможностей у ОПЕК хоть как-то повлиять на добычу сланцевой нефти (кроме как с помощью политических заявлений) практически нет.

Единственное, что может прогнуть вниз показатели добычи сланцевой нефти – цены на нее. Но США пока улучшают свои собственные предыдущие прогнозы. В частности, Минэнерго улучшило свой предыдущий прогноз по средней цене нефти сорта Brent по итогам нынешнего года с $63,37 за баррель до $63,59. А прогноз на 2020 г. повышен с $59,93 до $60,1 за баррель.

Brent исчезнет, но останется

Со следующего года в нефтяной смеси, именуемой Brent, которая служит одним из эталонов для определения цен на черное золото во всем мире, не станет нефти, добываемой на месторождении Brent в Северном море, между Шетландскими островами и Норвегией. Компания Royal Dutch Shell полностью прекратит добычу на этом месторождении, которое было открыто в 1971 г. и считалось тогда одним из самых крупных в мире.

Слово Brent образовано от первых букв названий горизонтов месторождения – Broom, Rannoch, Etive, Ness и Tarbert. В начале 1980-х на месторождении было установлено четыре добывающих платформы, которые обеспечивали добычу 0,5 млн. баррелей в сутки. На пике добычи нефть марки Brent стала эталоном, от цены на которую отсчитывались цены и на другие сорта нефти. Эта марка стала эталонной благодаря надежности поставок, наличию нескольких независимых поставщиков и готовности многих потребителей и переработчиков ее покупать.

В начале 1990-х объемы добычи на месторождении резко упали, и эталон Brent стал наполняться, в том числе, смесью из нефти других месторождений Северного моря. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version