Глобальный рынок электрических автомобилей расширяется на 60% в год. По темпам роста электромобильного (EV) рынка Украина занимает шестое место в Европе. Ожидается, что к 2024 г. отечественный парк EV увеличится в восемь раз, что создаст новые возможности для зарядного бизнеса.
Инвестиции в быструю зарядку – всего 75 тыс. грн. и в отличие от топливных колонок, их установка не требует такой массы разрешений. Их можно ставить на парковках или возле ТРЦ. Как в таких условиях конкурировать традиционным сетям – вопрос открытый.
Что из себя сейчас представляет электрозарядная инфраструктура, и какой она будет через пять лет на конференции лидеров рынка нефтепродуктов Petroleum Ukraine 2019 рассказал совладелец первой украинской сети электрозарядок “ТОКА” Стефан Благовисный. Enkorr публикует краткий пересказ его выступления.
Динамика мирового рынка
В 2010 г. количество проданных в мире электрических автомобилей исчислялось тысячами. Но уже в 2014 г. суммарные продажи батарейных электромобилей (EV) и подключаемых гибридов (Plug-in/PHEV) превысили 300 тыс. ед. В 2016 г. в мире было продано 800 тыс. электрифицированных транспортных средств, а в следующем году этот показатель превысил психологический уровень в 1 млн. В 2018 г. продажи новых электрических автомобилей возросли до 2,1 млн. ед.
На сегодняшний день в мире эксплуатируется 7,9 млн. EV и PHEV, которые сосредоточены преимущественно в Китае, Европе и США. Много это или мало?
Есть такой коэффициент, который называется “степень проникновения”. Это доля EV в общем количестве новых проданных автомобилей. В 2014 г. он составлял всего 0,4%, но уже в 2018 г. достиг 2,2%.
Каждый год глобальный электромобильный рынок расширяется более чем на 50%. Согласно краткосрочному прогнозу, к 2020 г. в ЕС и США будет продано примерно по 2 млн. новых электрифицированных авто, в Китае – 4 млн. При этом в Европе и США продажи PHEV и EV разделятся поровну (1 млн.+1 млн.), в Китае на PHEV придется порядка 3 млн. шт., на EV – около 1 млн.
В 2030 г. в мире будет эксплуатироваться 120 млн. электрифицированных транспортных средств.
Мотивация перехода на электромобили
Эксперты считают, что к этому времени произойдет качественная и количественная дифференциация рынка: в США будет эксплуатироваться 18 млн. EV, в Европейском Союзе – 28 млн., в Китае – 74 млн. Чем обусловлена такая дифференциация? Мотивацией!
Для Индии, Китая и таких мегаполисов, как Лос-Анджелес, критичной является борьба со смогом. В Европе рост электромобильного парка обусловлен стремлением обуздать глобальное потепление. В то же время, многие государства хотят уменьшить свою зависимость от импорта сырой нефти и нефтепродуктов.
Япония ставит во главу угла электромобили на водородных топливных ячейках (FCV).
Большое внимание в мире уделяется декарбонизации транспортной отрасли, поэтому через несколько лет автопроизводителям придется наращивать выпуск транспортных средств с нулевой эмиссией (Zero Emission).
Наконец, для кого-то очень важно оставаться лидером в сфере передовых технологий.
Электромобильная философия
Электромобиль сильно отличается от бензинового или дизельного автомобиля. И не столько техникой, сколько философией владения.
Во-первых, EV все больше напоминает гаджет. Они интегрируются с вашими носителями, их программное обеспечение можно обновлять по воздуху, на электромобиле можно планировать поездки и загрузку, пр. Но самое главное, электромобиль можно зарядить от домашней розетки.
Во-вторых, сегодня среднестатистический пробег легкового автомобиля по Киеву составляет 68 км. Чтобы преодолеть такое расстояние, электромобилю требуется менее 14 кВт электроэнергии, для чего достаточно подключить его к бытовой розетке примерно на четыре часа.
Существуют два типа зарядок: медленные и скоростные. На данный момент пропорция между ними составляет примерно 70/30 процентов и эксперты считают, что эта тенденция сохранится. В мегаполисах будут активно развиваться публичные быстрые зарядки, на периферии – расти количество медленных зарядок.
Лидеры рынка
Наиболее продаваемым электромобилем является Tesla Model 3. Это очень крутой бюджетный EV с заявленной ценой от $35 тыс. Однако в реальности она начинается от $42 тыс.
Этот EV успешно конкурирует в своем сегменте с BMW 3-й серии, Mercedes-Benz C-class, Audi A4 и A5: из 330 тыс. проданных в Европе новых машин этого класса Tesla продала 38 тыс. седанов Model 3 (11,5% сегмента). В США из 209 тыс. проданных автомобилей этого класса на Model 3 пришлось 69 тыс. EV (33%). Для сравнения: BMW продала 33 тыс. (15,78%), Mercedes-Benz – 27 тыс. (12,92%) и Audi – 24 тыс. (11,48%). Эти цифры говорят о том, что Model 3 на равных конкурирует с бензиновыми и дизельными одноклассниками.
А что происходит ниже? Мы привыкли считать рекордсменом рынка Nissan Leaf, однако второе место на мировом рынке принадлежит китайской корпорации BYD. По объему мировых продаж электромобилей она уступает компании Tesla всего лишь 1%.
Третье место досталось BMW i3, с которым баварский автопроизводитель весьма успешно вышел на электромобильный рынок.
Рубикон
Переломными для электромобильной индустрии станут 2021-й и 2022-й гг.
В 2021 г. BMW планирует продать 1 млн. электрических автомобилей – Plug-In гибридов и EV. У немцев хорошо “пошла” модель i3. Кроме того, успешно продается Plug-in версия BMW 530. Баварцы верят в то, что технология Plug-in продержится достаточно долго, но лично мое мнение, что переходный период автомобилей к электромобилям через гибриды будет непродолжительным.
Volkswagen планирует выпустить в 2022 г. 1 млн. EV. В том же году электромобили поставит на конвейер и Toyota, которая ранее планировала выйти на электромобильный рынок в 2027 г. При этом крупнейший японский автопроизводитель интенсивно развивает программу по выпуску FCV.
Daimler отказался от разработки новых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и сосредоточится на конструировании силовых агрегатов новых типов. В 2022 г. группа планирует произвести 1,2 млн. EV на своей платформе EQ. Это достаточно много, учитывая ограниченную емкость сегмента, в котором работает Mercedes-Benz.
Украинский рынок и его особенности
По темпам роста электромобильного парка Украина занимает шестое место в Европе. Как это случилось?
Во-первых, из-за стоимости владения. Мы сравнили затраты на 100 км пробега для различных автомобилей (Mazda 3, Renault Megane, Toyota Corola) и электромобиля. При городском использовании EV и подзарядке батарей от бытовой розетки “топливные” затраты составили 33 грн./100 км. Для бензинового авто это 275 грн./100 км, для дизельного и газифицированного – 158 грн./100 км.
Во-вторых, электромобиль необходимо обслуживать реже, а ТО стоит гораздо дешевле. К тому же отпадает необходимость заезжать на АЗС – как правило, утром ваш EV полностью заряжен [от домашней розетки].
В-третьих, в Украине стоимость EV сопоставима со стоимостью равного по классу автомобиля с ДВС. По какой причине? В США (и Европе) активно стимулировалась покупка электромобилей. Вы, например, приобретали Nissan Leaf за $30 тыс., получали компенсацию в размере $7-8 тыс. и когда лизинговая компания продавала ваш EV через 3-4 года эксплуатации, его остаточная стоимость была невысокой.
Кроме того, в Украине был отменен НДС на новые и б/у-шные EV.
Ну а главная особенность украинского EV-рынка в том, что 85% электромобилей – б/у-шные и привезены из США. Средний возраст эксплуатируемого в Украине EV – около четырех лет. Большинство из них заряжается однофазным током 3-10 кВт. Электромобили, привезенные из Европы, могут заряжаться от станций переменного тока мощностью до 20 кВт. Почему я делаю акцент на токе? Потому что дома вы используете переменный ток. Стоимость AC-зарядки стартует от $500. Это делает данную технологию доступной для любого потребителя.
Украинский рынок и его перспективы
Развитие зарядного бизнеса в нашей стране стимулируется в законодательной и маркетинговой плоскостях.
В июле было принято решение о том, что 5% всех новых паркомест должны быть оборудованы электрозарядками. При этом, согласно разъяснению НКРЭКУ, для продажи “электромобильной” электроэнергии нет необходимости получать специальную лицензию.
С 1 января 2020 г. вступает в силу закон №10405, который предусматривает ряд преференций для EV: специальные регистрационные номера, льготы на парковке, пр. Кроме того, автомобили, оставленные на паркоместах для EV, могут быть принудительно эвакуированы. На сегодняшний день это проблема – вы подъезжаете к розетке, а паркоместо занято автомобилем с ДВС, и предъявить претензии его владельцу сложно – нет соответствующего закона.
Сейчас в Украине насчитывается 15,5 тыс. EV, а в 2014 г. их было всего 270 шт. Прогнозируется, что к концу 2019 г. мы перейдем общий для PHEV и EV рубеж в 37 тыс., а к 2024 г. в Украине будет насчитываться 246 тыс. электрифицированных автомобилей.
Сегодня на рынке работают 2 тыс. электромобильных зарядных станций (ЭЗС) и 4 тыс. пунктов подзарядки. Это означает, что в одночасье в Украине может заряжаться более 6 тыс. EV и PHEV (на многих ЭЗС используются многопистолетные зарядные устройства, – ek).
На данный момент самый распространенный на нашем рынке тип зарядных устройств имеет мощность 50 кВт, т.е. за час им можно зарядиться примерно на 300 км. Если нужно проехать 100 км, соответственно, на зарядку потребуется 20-25 мин. Вполне приемлемо, если планировать выпить чашечку кофе.
Объем услуг, оказанных ЭЗС Украины, составляет 91 млн. кВт в год или 207 млн. грн. в денежном выражении. К 2025 г. рынок зарядки электромобилей может расшириться до 27 млрд. грн.
В отличие от “нефтяных” и газовых заправок, ЭЗС можно установить где угодно: на АЗС, возле ТРЦ и бизнес-центров, на наземных парковках и в многоэтажных паркингах, пр. Инвестиция в быструю зарядку в среднем составляет 75 тыс. грн., загрузка одной станции – 900 кВт/мес.
Существует несколько вариантов монетизации зарядного бизнеса. Это, например, продажа киловатт – наша компания использует именно эту схему. На данный момент отпускной тариф составляет 4,39-5,91 грн./кВт при закупочной цене 3 грн./кВт. Рост загрузки сети находится на уровне 3% в месяц.
К 2025 г. Украина выйдет на 27 тыс. зарядных станций, среди которых будут превалировать зарядки AC-типа. Их загрузка увеличится с 90 кВт до 2,5 тыс. кВт, коэффициент нагрузки увеличится до 5,5 EV на одну зарядку. Для DC-станций этот коэффициент составит 8,9 EV на зарядку при загрузке 11,8 кВт. Если рынок выйдет на прогнозируемые показатели, то период окупаемости снизится до двух лет. (Игорь Мягченков, Enkor/Энергетика Украины и мира)