“Украинское правительство и парламент сделали для реформы энергетических рынков за два месяца 2019 г. больше, чем предыдущие правительство и парламент за три года”, – такая оценка в последнее время очень часто звучит от экспертов энергетического рынка, представителей Европейской комиссии и Энергетического сообщества, европейских политиков, что следят за реформами в Украине.
Новое правительство и новый парламент фактически приступили к работе с сентября 2019 г. Надо признать, в наследство от прошлого поколения чиновников они получили крайне сложную ситуацию, щедро приправленную коррупцией.
Накануне отопительного сезона на складах электростанций не хватало угля. Гидроэлектростанции работали на грани водного баланса и реально могли перестать работать из-за нехватки воды. С 15 атомных энергоблоков 4 стояли на ремонте. В результате на только запущенном рынке электроэнергии цены быстро росли, а потребители считали убытки.
Одновременно, в сентябре 2019 совершенно не двигался процесс отделения оператора магистральных газопроводов от государственной компании НАК “Нафтогаз Украины” в рамках реализации третьего пакета Энергетической хартии Европы (так называемый третий энергопакет).
Фактически, за два месяца негативные тренды – как технические, так и законодательно регуляторные – Верховной Раде и правительству удалось изменить.
В день, когда пишется эта колонка угля на складах тепловых энергетических станций достаточно для прохождения зимы даже при холодов, ремонт атомных энергоблоков завершаются (еще 2 блока в ремонте, но пока это уже не критично для энергосистемы).
Одновременно Верховная Рада фактически завершила имплементацию третьего энергопакета. Все ключевые законы проголосованы и подписаны президентом. Национальный регулятор энергетических рынков адаптирует украинские регламенты с европейскими с завидной скоростью и вполне приличным качеством.
Представители Еврокомиссии и Энергетического сообщества – едва ли не впервые в истории Украины – не устают повторять как они впечатлении скоростью реформ.
Но …
Настоящая битва за украинскую энергетику как часть европейской системы энергетической безопасности только начинается. К сожалению, в ней усилиями самих украинский победу одержать не получится.
Между тем, отсутствие опыта у молодых членов правительства уже генерирует проблемы на международном поле. Там, где будет решаться дальнейшая судьба украинской газотранспортной системы. Которая является генератором 3 миллиардов долларов ежегодно, или до 5% украинского государственного бюджета (с учетом общего эффекта воздействия на экономику).
И, одновременно, ключевым объектом атаки со стороны России, которая пытается лишить Украину газового транзита. Для чего, собственно, Газпром и строит Северный поток-2 и Турецкий поток.
Сегодня судьба транзита газа через Украину фактически решается в США. От того, введут США санкции против Северного потока-2 до Рождества, или нет, зависит дальнейшая судьба транзитных переговоров.
От того, как украинское правительство будет проводить переговоры с Европейской комиссией и ключевыми странами Европы, будет зависеть дальнейшая судьба украинских газохранилищ.
Второй линией обороны о влиянии Северного потока-2, введение которого в полную эксплуатацию фактически лишит Украину транзита, могут стать – а могут не стать – европейские регуляции.
И их применение к российскому газопровода тоже будут зависеть от активности Украины и ее союзников, среди которых Польша и страны Балтии.
Одновременно Украина идет к интеграции собственной электроэнергетической системы с европейской ENTSO-E. Процесс также не выглядит простым и безоблачным. Как с точки зрения технической – а вокруг технических подходов проводил и идет много дискуссий – так и с точки зрения политической.
Ведь украинская энергосистема, по сути, полностью интегрированная с молдавским (точнее молдавская энергосистема является, по факту, частью украинского).
Россия максимально реализует свое политическое влияние на Молдову и ее правительство – с целью как можно дольше задержать или вообще исключить присоединение Украины и Молдовы к объединенной энергосистеме Европы.
Недостаточный дипломатический и коммуникационный опыт, недостаток постоянных контактов с европейскими участниками “рынка” энергетической дипломатии и отсутствие глубокого понимания истинной позиции и реальных интересов международных партнеров во многих членов правительства и парламента – существенный вызов во время того, как энергетическая война с Россией остается основным фронтом.
“Ляпы” (а их количество уже можно считать двузначными числами) украинских чиновников приводят к ухудшению отношений даже с надежными друзьями (такими, как страны Балтии).
Использовать весь имеющийся на сегодня в Украине дипломатический опыт. Применить весь имеющийся капитал связей и отношений. Не смотреть на политическую принадлежность. Общаться, искать пути. Быть сильными, создавать союзы и не бояться противостояний.
Другого пути к успеху в энергетической войне и защите национальных интересов в Украине нет. Положительный тренд – но он еще не устойчив. От слова “совсем”.
PS Важная вещь. Автор где-то с августа ожидает, когда новую власть начнут “хватать за руку” на коррупции в энергетике. Приятный факт – пока реальных обвинений не слышно. (Александр Харченко, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)