Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: кто должен платить за энергоэффективность

Недавно было представлено всеукраинское исследование “Мнения и взгляды населения Украины об энергоэффективности”, которое последний раз проводилось четыре года назад. Что изменилось в отношении украинцев к энергоэффективности, субсидиям и тарифам.

Разруха в ЖКХ часто начинается именно с разрухи в головах граждан.

Учитывая множество спекуляций на тему ЖКХ, мониторинг взглядов населения на эту сферу выглядит особенно важным. Если этим не занимается государство, то может помочь гражданское общество.

Центр экологических инициатив “Екодия” обнародовал результаты соцопроса “Мнения и взгляды населения по энергоэффективности”, проведенного Киевским международным институтом социологии по заказу “Екодии” и Фонда Фридриха Эберта.

Авторы интересовались, что украинцы знают об энергоэффективности, участвуют ли в государственных программах, готовы к совместным действиям по утеплению домов, как оценивают прозрачность коммунальных тарифов и эффективность субсидий.

Опрос проводился на всей территории страны и в четырех фокус-группах из разных регионов. Такой срез делался в 2015 г., поэтому можно проследить динамику.

Готовы ли украинцы к энергоэффективности в своих домах

Соавтор исследования и эксперт по энергосбережению “Екодии” Анна Акерманн отмечает, что в целом результаты оказались неоднозначными.

“За четыре года произошло немного изменений. Несмотря на усилия властей и общественных организаций, население считает, что энергоэффективные мероприятия – это дорого, а отвечают за энергоэффективность власть и промышленность”, – говорит она.

84% украинцев утверждают, что именно власть должна взять на себя ответственность за внедрение программ энергосбережения в домохозяйствах. В 2015 г. таких было на 2% меньше.

Те же 84% говорят и о нехватке средств на приобретение экономных технологий. То есть потребность в частичном финансировании со стороны государства объективно существует. При этом имеется непонимание украинцев собственной роли в энергетической безопасности государства.

Патернализм и завышенные ожидания от государства

86% опрошенных считают, что, прежде всего, следует вводить энергосбережения на предприятиях, а не заставлять экономить население. В 2015 г. так думали 85% граждан. Эти цифры соответствуют мифам, что население потребляет незначительную долю энергетических ресурсов. Так считают 73%. Четыре года назад было 79%.

На самом деле население потребляет более трети энергоресурсов, поэтому эффективное потребление энергии жилыми домами – стратегическая задача государства, не менее важная по энергоэффективности в промышленности.

Комментируя эти цифры, эксперт офиса реформ Минрегионстроя Валентина Гуч-Денисенко отмечает, что в обществе до сих пор бытует патерналистский подход к функциям государства. В то же время, коммуникация с населением тоже неэффективна.

“Более 70% украинцев не знают, что государство ежегодно тратит 2 млрд. грн., чтобы население стало энергоэффективным. Лишь 6% опрошенных пользуются программами поддержки. Это проблема”, – говорит заместитель министра энергетики Алексей Рябчин.

Интересно, что четыре года назад о государственных программах по энергоэффективности слышали 35% украинский, сейчас – только 29%. То есть произошел существенный спад.

“Власть создала необходимые механизмы, однако не смогла вызвать к ним доверие из-за популяризацию успешных результатов”, – говорит координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ сети “Опора” Татьяна Бойко.

Она отмечает, что из-за недостаточной коммуникации с людьми о том, сколько они могут сэкономить, которые имеют права и обязанности в сфере управления жильем, большинство не знает очевидных вещей, поэтому рассчитывает только на государство.

Положительным трендом является то, что украинцы стали более готовыми к совместным действиям с соседями по утеплению многоквартирных домов. В ОСМД-сообществе таких стало на 5% больше (25%), в домах без ОСМД – на 4% больше (19%). Тех, кто готов взять общий кредит, стало на 12% меньше (64%).

Что украинцы думают о коммунальных тарифах

“Украинцы ассоциируют формирования тарифов с коррупционными схемами, ведь только так тема тарифов годы освещалась в СМИ. Хотя они платят больше, но никаких изменений в предоставлении услуг не видят”, – комментирует результаты Акерманн.

Коррупции на высших ступенях власти при формировании коммунальных тарифов видят 83% граждан. Для 88% механизм формирования тарифов непрозрачен и непонятен. Лишь 9% считают, что уровень тарифов обусловлен объективными причинами. За четыре года эти цифры почти не изменились.

По мнению Бойко, стоит обратить внимание на закрытую работу органов власти и нарушение регламентов общественного обсуждения документов, регулирующих отношения между потребителями и исполнителями ЖКУ.

В фокус-группах среди причин повышения тарифов называли монополию частных поставщиков, которых государство слабо контролирует, коррупцию чиновников и внешние причины – требования МВФ и отсутствие дешевого сырья из России.

Отношение к повышению тарифов у опрошенных было бы лучшим, если бы рынок был более конкурентным и можно было самостоятельно выбирать компанию-поставщика.

Кроме того, люди не видят, что повышение тарифов помогает модернизировать сферу ЖКХ. Ключевой проблемой в вопросе тарифов является недоверие к власти.

“Деньги по тарифам идут в карманы отдельных людей. Когда то были золотые батоны и унитазы, а теперь не знаю что. Как бы я воспринимала тарифы? Если бы я имела официальную зарплату более 15 тыс. грн., те тарифы, которые есть сейчас, я бы воспринимала нормально “, – говорит женщина из села Бирки Львовской области.

Скепсис по монетизации и фиктивные разводы ради субсидий

С субсидиями ситуация еще более показательна. С 2015 г. систему субсидий общество стало воспринимать более скептически. 66% украинский считают, что предоставление субсидии не облегчит адаптацию к новым тарифам. Это на 5% больше, чем четыре года назад. Среди получателей субсидий скептиков увеличилось на 8% (63%).

Опрошенные жалуются на жесткие критерии отбора, чем были раньше. По их словам, это приводит к тому, что более половины бывших получателей субсидий теперь отсеяны. “Если в том году давали многим, то в этом году половине отказали”, – говорит человек из Чугуева Харьковской области.

Кое-где это заставляет людей скрывать доходы, или даже прибегать к фиктивным разводам. “Многим не дают. Я знаю некоторых людей во Львове. Чтобы получать субсидию, они” разводятся “, – говорит человек из Бирки.

По мнению опрошенных, монетизация может быть эффективной только тогда, когда субсидианты приложили определенные усилия для повышения энергоэффективности жилья.

В то же время, если субсидиантам не хватает средств на удовлетворение базовых физических потребностей (покупку продуктов питания или лекарств), то существует риск, что монетизированную субсидию они потратят именно на это, говорят респонденты.

В целом, такие результаты, по мнению Акерманн, могут свидетельствовать как о неэффективности системы субсидий, так и о ненадлежащей коммуникации с населением.

Если бы власть разработала четкую стратегию социальной защиты, то отношение к субсидиям было бы другим, убеждена Бойко.

“Мы помним, насколько были завышены социальные нормативы. Субсидианты не были заинтересованы экономить. Исправлять ошибки теперь сложно”, – говорит она.

В общем, если среди представителей власти кто-то думал, что в сфере энергоэффективности, субсидий или тарифов сделано много и люди это видят, то это исследование должно их освежить. В вопросе коммуникации работы – непочатый край. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version