В Украине в 2017 г. была утверждена энергетическая стратегия до 2035 г. Документ неплохой, но его нужно менять. Попробуем объяснить, почему.
Подавляющее большинство блоков АЭС после максимально возможных продолжений сроков их эксплуатации будет остановлена в 2035-2040 гг.
Энергетическая стратегия не отвечает на ключевой вопрос: чем они будут замещены после 2035 г.
Тепловая генерация изношена более чем на 85% и не соответствует современным экологическим требованиям.
Например, ни одна угольная электростанция в стране не оборудована современными системами сероочистки.
Что делать? Строить блоки, оснащать имеющиеся современными системами очистки дымовых газов или закрываем угольную генерацию?
Энергетическая система Украины – одна из менее гибких в мире. В ней критически не хватает маневровых мощностей и накопителей энергии. Их нужно срочно строить. Итак, нам все равно необходимо формировать новую генерацию. Какую?
Энергетика – консервативная отрасль. На возведение электростанции может потребоваться до десяти лет. Чтобы иметь сбалансированную энергетическую систему в 2050 г., ее нужно планировать уже сейчас, а планы должны начинаться с четкой стратегии.
Международные тенденции и обязательства
Одобренное в 2015 г. Парижское климатическое соглашение потенциально накладывает на Украину новые обязательства по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ). Это влияет на развитие энергетического сектора как крупнейшего источника выбросов парниковых газов.
Парижское соглашение устанавливает цель по удержанию глобальной температуры на Земле в пределах 2°С до 2100 г. Однако, согласно ожидаемых национально-определенных взносов (NDC) стран-подписантов, выбросы ПГ этих стран повлекут рост глобальной температуры на уровне 3,5°C к 2100 г.
Это ставит перед сторонами Парижского соглашения, в том числе перед Украиной, задачи по постановке более амбициозных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. В частности, Украина официально озвучила цель по сокращению выбросов ПГ на 40% к 2030 г. относительно уровня выбросов ПГ 1990 г.
Однако, согласно глобальной цели Парижского соглашения (2°С), в случае предположения пропорциональности выбросов ПГ к изменению глобальной температуры озвученная цель должна быть скорректирована с 40% до 70% в 2050 г. относительно 1990 г.
На очередных климатических переговорах Украине, возможно, придется взять на себя такие жесткие обязательства. Они не оставят места углю в энергосистеме страны.
В случае отказа от принятия таких целей ЕС может усилить давление на Украину. Рыночным инструментом давления может стать углеродная импортная пошлина.
Новый президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен одним из приоритетов назвал необходимость к 2050 г. сделать Европу первым климатически нейтральным континентом. ЕК хочет за сто дней представить соответствующий законопроект.
Цель первого этапа – уменьшение объемов выбросов парниковых газов на 50-55% к 2030 г. Европарламент на днях принял две резолюции, объявляющие чрезвычайное положение в сфере сохранения климата и охраны окружающей среды и подтверждающие намерение ЕС достичь “климатической нейтральности” до 2050 г.
Европейская комиссия уже наработала и представила для обсуждения European Green Deal – пакет мер, которые должны дать возможность европейским гражданам и бизнесу получить пользу от устойчивого “зеленого” перехода.
Развиваются и другие процессы. Например, в Германии предлагают с 2021 г. обязать транспортировать сетями природного газа 1% возобновляемых и декарбонизированных газов, включая биометан и зеленый водород, а к 2030 г. – повысить их долю до 10%. Вероятно, значительную часть этих возобновляемых газов Германия будет импортировать. Это открывает новые возможности для Украины.
Собственные энергоресурсы
Собственный уголь в Украине дорогой и дотационный. Никто в мире не добывает уголь в столь глубоких шахтах – до 1 км. Топливо содержит много серы, требует установки систем сероочистки. Такой уголь становится слишком дорогим.
В 2018 г. Украина обеспечивала себя газом на 65% от потребности, нефтью – на 20%, углем – на 61%. Общий показатель зависимости от импорта энергоресурсов, с учетом ядерного топлива, в 2015 г. составил 51%.
Это значительный риск для энергетической безопасности страны. Мы тратим на это более $12 млрд. в год. Эти средства можно тратить значительно лучше.
Общечеловеческие причины
В Украине самая короткая продолжительность жизни в Европе – 71 год. Для сравнения: в Швеции этот показатель составляет 80 лет. Украина на 99 месте в мире по смертности, вызванной загрязнением воздуха (антирейтинг). В Европе Украина в шестерке худших.
Украина в экологическом рейтинге государств находится на 109 месте из 180. Это не самый лучший показатель, учитывая то, что от ближайших развитых стран ее отделяют, как минимум, двенадцать позиций.
Из-за глобального потепления в Украине массово гибнут леса. По данным Гослесагентства, в 2019 г. общая площадь усыхания составила 413 тыс. га или 5% от общей площади лесов, тогда как в 2009 г. – только 2%. 6% считаются критической чертой, после которой процессы усыхания могут стать необратимыми.
Кроме того, к 2100 г. в треть территории Украины может стать непригодной для ведения сельского хозяйства из-за критической нехватки воды. Это может привести к значительному количеству внутренних “экологических беженцев”.
Основы новой энергетической стратегии
Очередной отчет аналитического агентства Lazard подтвердил ожидания аналитиков: возобновляемая энергетика продолжает дешеветь.
Lazard рассчитывает стоимость производства электроэнергии. Она включает расходы на строительство и общие расходы на эксплуатацию за все время работы, разделенные на объем энергии, вырабатываемой за все время работы электростанции.
Самую низкую цену выработки мегаватт-часа показывает ветровая энергетика – $28-54. На втором месте солнечная энергетика – $32-42, тогда как угольный мегаватт-час стоит $66-152, атомный – $118-192.
Наше видение энергетической стратегии Украины до 2050 г. базируется на переходе к 100% ВИЭ. Это наиболее целесообразный сценарий с экономической и экологической точек зрения. К 2050 г. можно достичь 100% ВИЭ в производстве электричества и тепла, к 2070 г. – на транспорте и иметь 100% ВИЭ во всей энергетике.
Или это не утопия? Несколько стран – Исландия, Парагвай, Коста-Рика, Норвегия, Никарагуа, Шотландия – уже близки к достижению показателя 100% ВИЭ. Ряд других стран – уже на этом пути. 53 страны имеют цели перехода на 100% ВИЭ в отдельных секторах, преимущественно в производстве электроэнергии.
Стратегии перехода на 100% ВИЭ во всех секторах к 2050 г. утвердили Швеция и Дания. Аналогичную цель также установили 247 городов и 33 региона.
Что мы предлагаем
В случае принятия Украиной новых обязательств в соответствии с требованиями Парижского соглашения цель по доле ВИЭ 20% в 2035 г. станет недостаточно амбициозной. Кроме того, горизонт планирования стратегии до 2035 г. будет недостаточным.
По данным Международного энергетического агентства, для предотвращения повышения глобальной температуры более чем на 2°С и соответствующего сокращения выбросов СО2 к 2050 г. важнейшую роль будут играть энергоэффективность (40%) и возобновляемые источники энергии (30%).
Поэтому новая “зеленая” энергетическая стратегия Украины до 2050 г. должна базироваться на развитии двух основных направлений. Первый – сокращение потребления энергетических ресурсов, благодаря повышению энергоэффективности, второй – энергосбережение и использование ВИЭ.
Предлагаем правительству безотлагательно привлечь экспертов для подготовки новой “зеленой” энергетической стратегии страны и готовы активно участвовать в этом процессе. (Александр Домбровский, народный депутат VII и VIII созывов Верховной Рады, председатель правления общественного союза Global 100 RE Ukraine; соавтор – Георгий Гелетуха, председатель правления биоэнергетической ассоциации Украины; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)