Баланс украинского рынка бензинов в 2019 г. увеличился на 1,3% до 1,95 млн. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Производство украинскими НПЗ в 2019 г. повысилось на 10% (на 84 тыс. т), до 908 тыс. т.
Выпуск бензинов Кременчугским НПЗ компании “Укртатнафта” впервые за обозримый период превысил объем импорта из Беларуси, которая до 2019 г. была основным источником поставки этого вида нефтепродуктов на украинский рынок.
Кременчугский НПЗ увеличил производство на 8,5% (на 59 тыс. т), до 752 тыс. т. Его доля в общем балансе рынка выросла с 36 до 39%. Шебелинский ГПЗ “Укргаздобычи” увеличил производство бензина на 19,5% (на 26 тыс. т), до 156 тыс. т. Всего доля внутреннего производства за год повысилась на 3,8 п. п. до 46,7%.
Импорт в 2019 г. сократился на 5,6% или на 56 тыс. т и составил 1,03 млн. т.
Белорусские НПЗ в 2019 г. сократили отгрузки бензинов в Украину на 17% (на 146 тыс. т), до 691 тыс. т, снизив свою долю на украинском рынке с 43,5 до 35,5%.
Поставки из Литвы в 2019 г. увеличились на 40%, до 328 тыс. т, а их доля повысилась с 12 до 17%. Еще 10,2 тыс. т бензинов было импортировано из Польши и 6,3 тыс. т через морские порты.
Это первый случай роста годового баланса бензинов с 2016 г. Напомним, в 2016 г. объем официального рынка вырос на 6% впоследствии введения акциза на компоненты и запуска системы электронного администрирования уплаты акциза.
Как сообщал enkorr, в 2019 г. ряд розничных операторов начали регулярные закупки бензинов у Кременчугского НПЗ. В частности, существенно нарастили закупки компании WOG, Amic, Marshal, Neftek и другие.
В 2018 г. “Укртатнафта” начала лоббировать введение заградительных пошлин на импорт бензинов из Беларуси, мотивируя необходимостью защиты внутреннего производителя против субсидированного импорта. Также компания настаивает на пересмотре ставок акцизного налога на бензин и сжиженный газ, из-за роста популярности которого потребление бензинов в последние годы снижалось. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)