В условиях прогнозируемого значительного дефицита электроэнергии Польша могла бы получать ее из Украины, если будут решены важные экономические и политические вопросы.
С 2015 г. Польша стала большим импортером электроэнергии, и эта тенденция, однозначно, будет укрепляться, – считает профессор Варшавского политехнического университета, председатель правления компании Transition Technologies Конрад Швирски.
“В Польше будет дефицит электроэнергии в последующие 10 лет”, – сказал он на закрытом заседании Energy Club в Киеве 16 января.
Поскольку Евросоюз продолжает и ужесточает политику отказа от угольной генерации, Польше придется согласиться на закрытие в будущем своих угольных станций, – высказал свой прогноз профессор, отметив, что 80% генерации в стране приходится именно на угольные станции.
“Невозможно за короткий период построить новые электростанции, которые бы заменили угольную генерацию, Польше надо будет покупать электроэнергию”, – сказал Швирски.
По его данным, доля возобновляемой генерации в стране составляет пока около 11%.
Он также заметил, что будет расти и стоимость сертификатов на выбросы СО2, а это существенно будет влиять и на цену произведенной на угольных станциях электроэнергии, и на будущее их самих.
“Сейчас сертификат стоит EUR25 за тонну СО2, предусматривается, что эта цена может вырасти до EUR50 и даже EUR100 за тонну. Стоимость польской электроэнергии будет очень высокой”, – разъяснил профессор.
По его словам, теоретически есть все предпосылки налаживать экспорт электроэнергии из Украины, чтобы получать большое количество дешевой украинской электроэнергии.
“Экспорт электроэнергии из Украины в Польшу – это решение для Польши в будущем”, – отметил Швирски.
В то же время профессор обратил внимание на несколько проблем, препятствующих развитию этого направления, в первую очередь он указал на недостаточную прозрачность украинского рынка электроэнергии.
“В Польше все крупные концерны – это государственные корпорации. Они могут купить электроэнергию только на рынках, полностью прозрачных, на которых прозрачная цена, на которых можно легко определить референтные цены”, – сказал Швирски.
С другой стороны он прогнозирует, что дешевая украинская электроэнергия может также создать угрозу для польского энергобизнеса.
Кроме того, по его словам, польские компании будут заинтересованы покупать электроэнергию в пиковые часы, “в очень гибких контрактах”, а не в базовом варианте.
“А это только европейские рынки”, – уточнил Конрад Швирски.
Также, по его мнению, требует решения на политическом уровне вопрос возобновления линии соединения 750 КВт – Жешув-Хмельницкий в рамках так называемого энергомоста, предусматривающего экспорт электроэнергии из Хмельницкой АЭС в Европу.
Кстати, Швирски убежден, что прогнозируемое ранее строительства атомной станции в Польше не будет.
“Судя по политике ЕС, все, что будет строиться в Европе, это зеленая энергетика плюс хранилища, но не атомные станции. Европейский инвестиционный банк не будет инвестировать в атомную энергетику”, – сказал он.
Во время выступления Швирски предположил, что все вопросы, касающиеся энергетики в Европе, будут решаться на уровне ЕС.
“Евросоюз идет в направлении одного общего рынка электроэнергии. Может быть, лет через десять будет свободная торговля во всех этих странах. Хотя, отмечу, для этого необходимо повысить трансграничные соединения. Что касается Польши – когда рынки будут открытыми, у нас будет доступ к дешевой энергии из других стран”, – резюмировал профессор.
Швирски отметил, что свободный энергорынок в Польше действует уже 20 лет, и 100% генерации энергии продается в открытой оптовой торговле через энергобиржу.
“На рынке работают 6 главных концернов и 20 независимых трейдеров. Сначала их было 200, но потом произошло укрепление. От 8 до максимально 20% рынка – это спотовый рынок, 80% – долгосрочные контракты. Их можно заключить на несколько лет вперед. Это делает рынок стабильным. Но при этом необходимо иметь значительное финансовое обеспечение контрактов”, – описал ситуацию Швирски.
Впрочем, он негативно оценил замораживание цен на электроэнергию во время выборов в Польше в 2019 году для населения. “Для меня это ужасно. В свободном рынке запретить свободную конкуренцию”, – возмутился он.
При этом ученый отметил, что в Польше, как и в других странах Восточной Европы, в отличие от западноевропейских стран, цена электроэнергии на оптовом рынке выше, чем на розничном.
“Делать цену выше для конечных потребителей – оптимальное решения для богатых стран. Например, 50% счета конечного потребителя за электроэнергию в Германии – это дополнительные платежи. Но они этого не замечают”, – сказал профессор.
По данным, приведенным в блоге Конрада Швирски, в 2018 г. объем импорта электроэнергии в Польшу составил 5,7 ТВт, из них 1,4 ТВт – из Украины. За первые 9 месяцев 2019 г. импорт составлял 7 ТВт, и ожидалось, что к концу года этот показатель достигнет 9-10 ТВт.
На заседании Energy Club он уточнил, что Польша может “максимально экспортировать только 15 ТВт в год через трансграничные соединения”. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)