Мне с трудом верится в ежегодные инвестиции на уровне 150-200 млрд. грн. по переходу “к климатически-нейтральной экономике”, говорит директор Центра проектных исследований “Уровень жизни”, журналист Игорь Ляшенко, анализируя представленную на днях Концепцию “зеленого” энергетического перехода до 2050 г.
Но эксперт, например, считает вполне реальным прогноз о ценовом шоке от подорожания электроэнергии.
Что миф, а что реальность в Концепции?
Мнение для обсуждения – в статье Игоря Ляшенко для “Энергореформы”.
Министерство энергетики и защиты окружающей среды представило Концепцию “зеленого” энергетического перехода до 2050 г. Судя по стилю изложения, основой для нее стал какой-то англоязычный документ, разработанный то ли международной организацией, то ли в другой стране. Украинский вариант Концепции перегружен заимствованной терминологией, не характерной для украинского языка лексикой и малопонятными словосочетания. Это затрудняет восприятие, но позволяет видеть Украину в контексте мировых тенденций.
Первый вопрос, который возникает при взгляде на временной промежуток в 30 лет, – а корректно ли что-то предусматривать или планировать на такой длительный срок? И вообще, что такое 30 лет? Чтобы это оценить, оглянемся на 30 лет назад, то есть на период с 1990 года. Как изменилась энергетическая отрасль, какие проявились тенденции в энергопотреблении? Основные мировые тенденции последних десятилетий – это относительно широкое внедрение в ряде стран ветровой и солнечной энергетики, прекращение строительства новых атомных станций. И это все.
Угольные электростанции по-прежнему интенсивно эксплуатируются. Структура потребления изменилась не сильно, разве что в основном исчезло угольное отопление жилых домов благодаря появлению более доступных индивидуальных котлов.
Украина находится в русле этих тенденций, но с определенным опозданием. Никаких крупных энергомощностей за прошедшие 30 лет у нас не построено. Разве что введены в эксплуатацию заложенные ранее энергоблоки на АЭС. Также произошло серьезное падение энергопотребления в промышленности. Особо тревожная ситуация в нашей стране с вопросом управления отходами. Они не только никак не используются для нужд энергетики – мы за много лет так и не смогли уйти от дремучей технологии эксплуатации свалок.
То есть, в целом энергетика 2020 не сильно отличается от энергетики 1990.
Можно ли на основании такого ретроспективного взгляда говорить, что и в следующие 30 лет изменения будут минимальны?
Нет, нельзя. Хотя бы потому, что произойдет (уже происходит) кардинальнейшее за последние сто лет изменение структуры потребления энергии. Я имею в виду смену автомобилей с двигателями внутреннего сгорания электромобилями. К 2050 году этот процесс завершится, и такой энергоноситель как нефть, канет в лету. Произойдет следующее. Абсолютно все автомобили в мире, а это 1,2 млрд., станут ночными потребителями электроэнергии. И это большое благо для всей электроэнергетики.
Исчезнет ночной спад в потреблении, выровняется выработка, уменьшится потребность в маневровых мощностях. А главное, именно повсеместный переход автомобилей на электротягу даст основной эффект декарбонизации.
На мой взгляд, этой тенденции, как основной, в Концепции “зеленого” перехода уделено небрежно мало внимания. Возможно потому, что “рыба” концепции была подготовлена несколько лет назад и не обновлена нашими специалистами? Не знаю.
К слову, столь же невнимательны авторы и к перспективам развития технологий аккумулирования электроэнергии. Об этом написано пару слов, а ведь возможность эффективно накапливать электроэнергию произведет революцию как в отраслях экономики, инфраструктуре, так и в бытовом потреблении.
Посмотрим еще на кое-какие важные прогнозы с точки зрения бытового потребителя. Что нас ждет?
Во-первых, подорожание электроэнергии и услуг по ее доставке. В Концепции об этом говорится не прямо, но вполне однозначно. Там даже есть слова о возможном ценовом шоке, который будет вызван массовыми капитальными инвестициями в новые технологии.
“Большинство инвестиций будет совершено частными игроками, особенно операторами сетей, что потребует изменения подходов к тарифообразованию … стимулирующим инвестиции. Ценовая политика должна предусматривать отказ от любого регулирования конечных цен”.
А если к этому добавить фактический монополизм поставщиков и высочайшую потребность в инвестиционных ресурсах, которые негде брать, кроме как с потребителя, то даже сложно предположить, насколько сильный ценовой шок ждет украинских потребителей. Подорожание электроэнергии – это то, где мы как раз догоняем мировые тенденции.
Разработчики Концепции рискнули сделать прогноз по структуре производства электроэнергии. Они оптимистично смотрят на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Настолько, что дают им 70% рынка к 2050 году, в том числе 15% за счет производства в индивидуальных домохозяйствах.
Еще 20-25% отводят на атомную генерацию. Добавляем в структуру гидроэнергетику, которая никуда не денется, и как видим, на теплоэлектростанции совсем не остается места. Собственно, в Концепции так и записано, что произойдет “полное замещение угольных ТЭС”, а газ останется только для маневрирования мощностями. Верю ли я в это? Да, я верю, что удельный вес угля упадет, но в целом доля ТЭС останется довольно высокой. Да и оснований думать, что выработка дешевой электроэнергии на АЭС упадет вдвое, пока нет. Энергоблоки все работают, модернизируются, и еще 30 лет проработают в своем режиме.
Так что, хотя в Концепции и говорится о развитии и поддержке “класса просьюмеров” (модное слово, обозначающее производителей-потребителей, а по-простому те, у кого стоят солнечные панели на крыше или кто производит электроэнергию из навоза своей фермы, потребляет ее сам и излишки отдает в сеть), вряд ли они дадут большую долю в производстве электроэнергии.
Еще одно основание считать эти проценты-прогнозы роста удельного веса ВИЭ фантастикой дают сами авторы Концепции, которые оценивают капитальные инвестиции по переходу “к климатически-нейтральной экономике” в размере 5% ВВП ежегодно. Мне с трудом верится в ежегодные инвестиции на уровне 150-200 млрд. грн.
Зато я верю в то, что наши чиновники не упустят шанса создать “Украинский фонд стартапов и специализированный национальный фонд поддержки научных проектов с независимым наблюдательным органом”. Об этом тоже сказано в концепции. Я уверен, что есть люди, которые уже видят себя в составе этого “наблюдательного органа”. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)