Если предложение какого-либо товара значительно растет, то его цена обычно снижается. Однако с автогазом в Украине не так: растут и рынок, и цена.
Украинские автовладельцы давно поняли выгоду перехода с бензина на газ. По данным Auto-Consulting, за 2019 г. более 5 тыс. новых автомобилей покинули автосалоны с установленным газобалонным оборудованием (ГБО), что на 22% больше, чем в 2018 г.
Еще внушительнее выглядит число установок ГБО на вторичном рынке. По сравнению с 2018-м, исходя из самых скромных оценок, отечественный парк автомобилей с ГБО (новых и подержанных) вырос примерно на 150 тыс. В 2018-м его ставили на 32,2% подержанных авто, а по итогам 2019-го доля таких автомобилей увеличилась до 33,5%. Получается, каждый третий автомобиль на рынке уже имеет ГБО. И этот тренд явно продолжится.
Как результат массового перехода на ГБО в самом конце 2019 г. потребление автогаза (сжиженный пропан-бутан) превысило потребление бензина. Продажи автогаза в Украине в 2019 г. выросли на 11,1% по сравнению с 2018-м, до 2,03 млн. т. Так, в 2019 г. объем рынка автогаза в тоннах впервые превысил объем рынка бензина, который составил 1,95 млн. т. Цена за тонну сжиженного газа на протяжении года сильно колебалась, но если взять среднюю цифру 12,5 тыс. грн., то получим примерный объем рынка за год – около 25,4 млрд. грн.
Эксперты связывают такой рост с рекордно низким соотношением розничных цен газа к бензину А-95: в среднем оно составило 42,2% против 46,1% в 2018 г. При этом предновогоднее снижение цен на бензин и дизтоливо (ДТ) не распространилось на автогаз. Наоборот, 18 декабря 2019-го голубое топливо добавило в цене в среднем 17 коп. на литре.
Согласно данным “Консалтинговой группы “А-95” с 10 по 18 декабря сжиженный газ в среднем по стране подорожал с 12,44 до 12,61 грн./л. Для сравнения: в середине апреля 2019-го он стоил 13,14 грн./л.
Отметим, что цена на газ не должна превышать 50% от стоимости А-95. При такой пропорции для владельцев авто сохраняется рентабельность установки газобаллонного оборудования.
По словам трейдеров, для подорожания топлива есть вполне объективные причины. В виду того, что около 80% газа импортируется, главные факторы ценообразования для него – курс доллара и динамика стоимости на границе. При этом валютный курс в декабре относительно октября показал снижение порядка 3%. Однако стоимость газа на границе возросла почти на 30% (или около $115/т). Это и повлияло на рост закупочной цены на сжиженный газ.
После предписаний Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) 5 декабря и президентского внушения 23-го числа стоимость дизельного топлива и бензина уменьшилась на 1-2 грн. (в зависимости от сети заправок), а вот цена на автогаз увеличилась на 0,8% – до 12,67 грн./л.
И тут высветилась проблема: по словам операторов АЗС, их наценка формировалась не исходя из желания получить сверхдоход, а из-за необходимости конкурировать с “теневой” розницей, большая часть которой, по оценкам “Консалтинговой группы “А-95”, приходится на долю автогаза. Получается, легальные заправки заработать на этом виде топлива не могут, наоборот, несут от него убытки, которые и вынуждены покрывать за счет других видов горючего.
“Сжиженный газ занимает уже 30% от рынка, а заработка на нем нет. Поэтому происходит следующее – прибыль сетей формируется за счет высоких цен дизеля и бензина. Ты должен заработать на нем, а кроме того, отбить потери от сжиженного газа, – пояснил в своем блоге директор “А-95″ Сергей Куюн. – Если взять закупочную стоимость и цену реализации, посмотреть наценку и вычесть затраты, то мы увидим, что у легальных сетей нет прибыли от автогаза, потому что очень большая доля сжиженного газа продается нелегально – около 50% от всего рынка. Нелегалы продают на гривню-полторы дешевле, так что цена автогаза для его рентабельной продажи официальными АЗС должна быть выше на 1,5-2 грн. от нынешней стоимости”.
Чтобы исправить ситуацию, Кабмин инициировал, а силовые структуры начали борьбу с нелегальными АЗС – они в основном торгуют дизтопливом и автогазом. Премьер Алексей Гончарук поручил создать при обладминистрациях межведомственные группы для проверок АЗС и попросил информировать его о возможном ненадлежащем исполнении распоряжения. Трейдеры из-за нелегалов теряют клиентов и выручку, а государство – налоги. По оценкам экспертов, для казны это порядка 10 грн. на каждом неучтенном литре топлива, или около 25 млрд. грн. в год, что составляет до 3% доходов госбюджета. Есть, правда, и другие цифры: по оценкам Нефтегазовой ассоциации Украины, в стране работает как минимум 1500 нелегальных заправок, отчего бюджет ежегодно теряет 10 млрд. грн.
Еще один фактор, влияющий на цену сжиженного газа на заправках, – действия законодателей. Дело в том, что ПАО “Укртатнафта”, владелец Кременчугского НПЗ, не заинтересовано в снижении потребления бензина в Украине. С этой целью, по данным СМИ, близкие к миллиардеру Игорю Коломойскому народные депутаты пытались внести в разные законопроекты правки о повышении ставок акцизного налога на автогаз. Предлагалось увеличить ставку в 2,5 раза – с 52 до 136 евро за тыс. литров, а на бензин снизить на 20% – с 213,5 до 170 евро. Но в декабре парламент дважды отказался поддержать такую унификацию акцизов на сжиженный газ и бензин при рассмотрении законопроекта №2317. В частности, соответствующую поправку подавала экс-журналист “1+1”, депутат от “Слуги народа” Ольга Василевская-Смаглюк, инициативу также поддержал замминистра финансов Павел Ходаковский, направив в налоговый комитет соответствующее письмо.
Интересно, что 24 декабря Офис президента Владимира Зеленского поддержал идею пересмотра ставок акцизного налога на бензин и автогаз. Этот пересмотр должен был быть зафиксирован в законопроекте №1210: в него при подготовке ко второму чтению была подана поправка о введении единой ставки акцизного налога на бензин, ДТ и сжиженный газ на уровне 139 евро за 1000 л. То есть ставка акциза на бензин снижалась с текущих 213,5 за до 139,5 евро, а на автогаз – повышалась в 2,7 раза, с 52 до 139,5 евро. Но эта поправка в итоге не прошла голосование. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)