Некоторые государства делятся со своими гражданами доходами от реализации природных богатств. Украинские власти решили воспользоваться их опытом и зарегистрировали соответствующий законопроект. Что это за инициатива и может ли она быть воплощена в жизнь?
Экономический паспорт гражданина Украины – одно из предвыборных обещаний президентской кампании Владимира Зеленского.
О разработке идеи государственного спонсорства президент говорил журналистам еще осенью на пресс-марафоне.
16 января в парламенте зарегистрировали соответствующий законопроект – №2754. Его автором стал народный депутат от фракции “Слуга народа” Дмитрий Костюк.
Ознакомиться с документом можно быстро: инициатива, формирующая радикально новую ветвь социальной политики, написана на трех страницах. Это, в свою очередь, оставляет без ответа немало вопросов.
Что такое финансовый паспорт украинца
Это счет, открытый новорожденному гражданину, на который до его 18-летия будут поступать государственные средства от продажи полезных ископаемых.
Аккумулировать и делить деньги должен профильный “Фонд будущего”.
Комментируя проект, эксперты провели аналогию с опытом ОАЭ. В этой стране действует похожая социальная программа: коренному уроженцу при рождении на счет государство начисляет фиксированную сумму от торговли нефтью.
Однако на деле сходства минимальны, главным образом – из-за разницы в “исходниках”.
Кто получатель
В тексте законопроекта говорится, что личные счета будут открыты “украинцам, рожденным в Украине после 1 января 2021 года”. Сохраняться они будут в том случае, если получатели проживут на территории Украины следующие 18 лет.
Один из видов получения гражданства в Украине – по рождению. Это значит, что если иммигранты законно пребывают в стране, или если ребенок родится в другой стране, но его родители – лица без гражданства, но проживают в Украине на законных основаниях, ему будет положен финансовый паспорт украинца.
Несколько лет назад 80% жителей Швеции на референдуме отказались от выплат от реализации ресурсов в размере 2 250 евро из-за нежелания обеспечивать мигрантов и безработных.
Венгры по той же причине отсекли идею безусловного базового дохода – выплаты денег без необходимости выполнения работы.
В ОАЭ по праву рождения иностранцам гражданства не дают. Ключевое условие начисления капитала новорожденному – ребенок должен быть гражданином страны.
Все население ОАЭ вместе с иммигрантами составляет чуть больше 10 млн. человек, в год здесь рождается 110 тыс. детей. К 18-летию на счетах детей-граждан в среднем накапливается около 100 тыс. долл.
Возможности компенсатора
Компенсатором для формирования детских капиталов в ОАЭ является установленный процент от продажи нефти, перечисленный в бюджет. В Украине компенсатором должен служить 1% от реализации всех полезных ископаемых (статья доходов в бюджете – рентная плата за пользование недрами).
В дальнейшем процент отчислений может быть изменен Кабмином.
Возможности украинского ресурса велики только в теории – запасы полезных ископаемых в Украине оценены 11 трлн. долл. Проблема за малым: сами ископаемые находятся в земле, а добывающая отрасль – частично в стагнации.
Еще один источник доходов “Фонда будущего” – госбюджет, который планируют задействовать при необходимости.
“Кабинет Министров может увеличивать уставный капитал Фонда или предоставлять Фонду финансирование из государственного бюджета Украины с учетом требований бюджетного законодательства”, – говорится в проекте.
Хотя возможность привлечения бюджетных денег прописана в теле проекта, в пояснительной записке сказано, что принятие и реализация этого закона не требует дополнительных затрат из госбюджета.
Поскольку расчеты к проекту не прилагаются, 1% является неустановленной суммой, которая будет меняться ежегодно, как и количество новорожденных.
Так, в Украине, например, за год рождается около 287 тыс. граждан, а повышение социальных стандартов для детей, в том числе внедрение экономического паспорта, по словам советника президента Олега Устенко, должно стимулировать рождаемость. Соответственно, и в людях, и в цифрах затраты могут расти.
В последние годы динамика поступлений от рентной платы за использование недр такова: в 2016 г. госбюджет получил по этой статье 58 млрд. грн., в 2017 г. – 44 млрд. грн., в 2018 г. – 40,9 млрд. грн., в 2019 г. – 52,5 млрд. грн.
В бюджете-2020 рентная плата за пользование недрами составляет 49,9 млрд. грн. Усредненный расчет показывает: 1% от суммы – это 500 млн. грн. То есть в среднем за 18 лет в “Фонде будущего” можно аккумулировать около 9 млрд. грн.
При среднем показателе рождаемости за 18 лет родится примерно 5,1 млн. украинцев. В таком случае выходит, что каждый отдельный счет получит по 1 764 грн.
Как фонд позаботится о будущем
Деньги со временем дешевеют и теряют покупательскую способность, поэтому “Фонд будущего” должен обеспечить не только 18 лет сохранности суммы от инфляции, но в идеале – и приумножить денежные средства на счету.
Таким образом, для фонда как для игрока рынка должны быть на законодательном уровне прописаны инвестиционные ограничения и правила для объекта, который занимается накоплениями и инвестиционной деятельностью.
Однако в предложенном законопроекте не прописана функция приумножения капитала, если только она не попадает под определение “другие финансовые функции”.
На законодательном уровне зафиксировано только то, что фонд обязан накапливать и сохранять средства, после чего их равномерно распределять и выплачивать гражданам, достигшим совершеннолетия.
В Кувейте, например, при рождении ребенок получает 3 тыс. долл. в виде вклада в банке. Сумма растет за счет процентов и пополнений, которые могут вносить родители. Банки в Украине тоже предлагают детские депозиты без участия государства под 6,5-16,5%, но, по словам экспертов, услуга не пользуется высоким спросом.
Выдача экономических паспортов может помочь населению, но инициатива, прописанная в проекте №2754, не имеет экономического обоснования.
“Такую модель поддерживает электорат, но лично я в эту историю верю мало. Первый вопрос: кто и как будет администрировать эти деньги? Если, условно, их будут вкладывать в облигации, акции или депозиты банков, то в украинских реалиях скорее всего через 18 лет этих денег не будет. Почему только с недр? А лес, водные биоресурсы, земля? Это также принадлежит украинскому народу”, – комментирует инициативу депутат “Слуги народа” Алексей Мовчан.
По его словам, документ стоит отозвать и доработать.
Законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании Верховной Рады после 4 февраля – точная дата не установлена. Если проект будет принят в первом чтении, у депутатов будет возможность отправить его на доработку и более детально подойти к формированию этой социальной инициативы.
Ранее Верховная Рада получила еще один законопроект – №2250, направленный на улучшение жизненных условий молодежи. Он предусматривает освобождение работодателей, принимающих на работу сотрудников младше 27 лет, от уплаты ПДФО и единого социального взноса.
Опыт поддержки граждан за счет ресурсов страны существует не только в арабских странах. Жители Аляски ежегодно получают от государства около 1 тыс. долл. как часть доходов от реализации нефти. Норвежцы в отдельном фонде собирают часть нефтяных доходов “на черный день”, когда ресурс иссякнет.
Страны ЕС перед внедрением госпрограмм тщательно просчитывают, насколько модель экономически обоснована. Поэтому не только суть программы, но и механизм ее работы может быть полезен украинским законодателям. (Ксения Никитина, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)