Украина в авральном режиме пытается догнать мировые тренды в использовании топлива из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Под новый год Комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики и недропользования в турборежиме поддержал законопроект (рег. №2471) относительно развития сферы использования жидкого биотоплива, к которому есть вопросы как со стороны участников топливного рынка, так и со стороны экспертной среды. Судя по политическому большинству, законопроект имеет все шансы стать законом в ближайшее время, несмотря на свои недостатки и откровенные риски.
Еnkorr приводит основные тезисы разговора со старшим научным сотрудником Института возобновляемой энергетики НАН Украины (ИВЭ НАНУ), экспертом по вопросам энергетической политики Проекта UNIDO/GEF в Украине Николаем Кобецом. Он принимал непосредственное участие в разработке одной из предыдущих версий этого документа и как никто другой знаком с проблематикой вопроса.
О законопроекте в целом: это нежизнеспособный Франкенштейн
Регулирование сферы производства и потребления жидких и газообразных моторных биотоплив следует делать отдельным законом, а не путем внесения изменений в многострадальный закон “Об альтернативных видах топлива”, который касается более широкой сферы регулирования и морально устарел.
Нужно тщательней также подойти к вопросу терминологической базы. Разговариваем мы с европейскими коллегами в этом вопросе на разных языках. Один и тот же термин у нас означает разные вещи. Когда мы говорим, возникают коллизии и казусы. Очень многих определений у нас просто не существует.
Исходя из названия редакции законопроекта, который поддержан комитетом, – “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по развитию сферы использования жидкого биотоплива (биокомпонентов)” – он направлен на развитие сферы использования только жидкого биотоплива, а исходя из содержания законопроекта – только биоэтанола. Однако в Украине есть насущная потребность стимулировать использование не только биоэтанола, но также и других моторных и немоторных жидких и газообразных биотоплив. В законопроекте с места и в карьер сделана очередная попытка введения “обязательности” использования биокомпонентов в моторных топливах (причем только одного – биоэтанола).
Евросоюз озабочен тем, что некоторые стороны по договору о создании Энергетического сообщества, к которым принадлежит и Украина, в настоящее время очень далеки от выполнения своих обязательств по использованию ВИЭ в транспортной сфере. Согласно последнему отчету Украины (2017 г.) этот показатель у нас составляет только 2,44% вместо задекларированих 10% к 2020 г. Одной из причин такой плачевной ситуации является именно отсутствие действенной схемы поддержки и стратегии развития отрасли производства моторных биотоплив в Украине. Производство каких видов моторного биотоплива следует развивать в первую очередь? Какова экономическая целесообразность их развития? Каковы возможные и необходимые объемы их производства? Без стратегии развития отрасли эти вопросы остаются риторическими.
Европейское законодательство, как и технологии производства моторных биотоплив, не стоит на месте. В 2018 году была принята новая редакция директивы ЕС о стимулировании использования энергии, произведенной из возобновляемых источников. Пока она не обязательна для выполнения Украиной, но к концу 2021 г. ожидаемо станет. Каковы основные новеллы этого документа?
Не секрет, что существует так называемая проблема “топливо против продовольствия” (fuel vs food). Так вот – новая директива вводит ограничение по использованию продовольственных и кормовых культур для производства моторных биотоплив на уровне – не больше 7% из установленной цели 14% на транспорте к 2030 году. Более того, в случае Украины с ее 2,44% ВИЭ в транспортной сфере (в основном за счет электроэнергии из ВИЭ), это ограничение будет еще жестче – по моим оценкам в лучшем случае не более 4% (энергетических) от общего потребления энергии на транспорте, в худшем – не более 2%.
Новая директива ужесточает требования по сокращению выбросов парниковых газов для моторных и немоторных биотоплив: для биотопливных заводов, введенных в эксплуатацию после октября 2015 г., сокращение выбросов должно быть не менее 60% и не менее 70%, для введенных в эксплуатацию после января 2021 г.
Время моторных биотоплив первого поколения (биодизеля полученного методом переэтерификации растительных масел, и биоэтанола из зерновых/сахаросодержащих культур) – уходит. Они уже не в состоянии обеспечить необходимое сокращение выбросов парниковых газов (ПГ). Более того – директива вводит обязательные нарастающие нормы производства более технологичных и “продвинутых” (advanced) биотоплив: от 0,5% в 2022 г. до 3,5% в 2030 г. Так что, в каких объемах и по каким технологиям мы собираемся производить, и как этому способствует предлагаемый проект закона?
Сколько нужно биокомпонентов или статистика – это наше все:
Директива ЕС по возобновляемой энергетике (2009) давала четкую формулу, как считать долю ВИЭ в транспортной сфере. В частности было указано, что при подсчетах нужно исключать потребление моторных топлив в агро-, а также дорожно-строительном и лесохозяйственном секторах. К сожалению, такой статистики в моем распоряжении не имеется, но: Давайте просто смоделируем ситуацию: Статистика показывает, что в последние годы Украина потребляет порядка 2 млн. т бензина. Даже если предположить, что ВЕСЬ этот бензин потребляется в транспортной сфере, то при введении, по мнению авторов законопроекта, квоты 3,4% (энергетических), что примерно соответствует 5% (объемных) в КАЖДОМ литре продаваемого на территории Украины бензина необходимо всего 106 тыс.т биоэтанола. Так ради чего мы “огород городим”?
О квотах
Предложенный законопроект содержит массу неопределенностей. Из его текста непонятно, что такое “содержание обязательной доли в общем годовом объеме продаж”? Когда становится известен “общий годовой объем продаж”? И чей это объем – отдельного производителя импортера или общий объем продаж для всей Украины?..
Также невозможно посчитать “энергетику” от объема продаж. Почему выбран именно “общий годовой объем продаж”, а не общий объем потребления? Что такое “энергетические проценты” и откуда взялись именно эти цифры – 3,4% – с 1 января 2021 г., 4,8% – с 1 января 2023 г., 6,9% -1 января 2025 г. Нет никакой ясности, за счет чего и каким путем их обеспечить.
О сертификации и критериях устойчивости: чем меньше вмешательство государства, тем лучше:
В украинское законодательство понятие “критерии устойчивости” (sustainability criteria) в приложении к производству биотоплив еще не имплементировано. Согласно требованиям директивы ЕС (в редакции от 2018), схемы сертификации устойчивости производства биотоплив должны охватывать ВСЕ виды топлива из биомассы (в редакции 2009 г. эти требования распространялись только на жидкие и газообразные моторные и немоторные биотоплива). Существуют два вида схем такой сертификации: добровольные (ДСС) и национальные. В первом случае проводят оценку “устойчивости” и несут всю ответственность за ее достоверность аккредитованные в Украине независимые негосударственные сертификационные компании. Можно, конечно, проводить сертификацию “устойчивости” в соответствии с национальной системой сертификации. Но, во-первых, ее еще нужно создать, и, во-вторых, она должна быть признана Еврокомиссией. Из существующих на сегодня схем сертификации только национальная система Австрии получила такое подтверждение. Большинство стран Евросоюза используют ДСС.
Предложенный законопроект не дает ответа на вопрос: какую схему сертификации “устойчивого” производства биотоплив планируется внедрить в Украине – добровольную или национальную? Вместо ответа просто “плодятся сущности” и наблюдается откровенное “зарегулирование” вопроса. Так законопроектом предусмотрена разработка и принятие ДЕВЯТИ дополнительных подзаконных актов. Назову только некоторые из них:
– Порядок контроля содержания жидкого биотоплива (биокомпонентов) в моторном топливе и соответствия жидкого биотоплива (биокомпонентов) критериям устойчивости (утверждается КМУ)
– Порядок администрирования учета содержания жидкого биотоплива (биокомпонентов) в топливе моторном и топливе моторном альтернативном (утверждается КМУ)
– И как вишенка на тортик. Порядок учета биомассы, используемой для изготовления биотоплива и биокомпонентов (утверждается КМУ).
Комментарий: этот порядок должен был быть разработан еще в 2009 году по требованию статьи 8 Закона “Об альтернативных видах топлива” № 1391-VI от 21.05.2009, но его до сих пор нет.
Кто, когда и в какие сроки будет разрабатывать и внедрять эти бессмысленные (в случае признания добровольных схем сертификации) порядки, если на разработку только одного “порядка учета биомассы” не хватило 11 лет?
Надо понимать, что процедура сертификации биотоплив на предмет их соответствия критериям “устойчивости” предусматривает оценку всей производственно-сбытовой цепочки производства моторных биотоплив, начиная с момента выращивания сырья. А что является сырьем? – Биомасса, полученная в результате сельскохозяйственной деятельности. При производстве семян, удобрений и средств защиты растений выбросы происходят? – Происходят. При использовании сельскохозяйственных машин и агрегатов выбросы происходят? – Происходят. А при транспортировке сырья, его сушке и хранении выбросы были? – Были. И так далее. При сертификации “устойчивости” принимаются во внимание расчеты всех выбросов, начиная с момента “семечки” и заканчивая поставкой готового биотоплива потребителю.
Именно для проведения таких расчетов Энергетическое сообщество обязывало страны-участники по договору о его создании провести исследования и предоставить в секретариат данные о выбросах ПГ при выращивании сырья для производства биотоплив. Наличие таких данных в разрезе областей Украины позволило бы существенно упростить и ускорить процедуру сертификации “устойчивости” производственно-сбытовой цепочки биотоплив. Увы, но Украина не справилась с этим заданием и такой отчет до сих пор в Еврокомиссию не предоставлен.
В подготовленном законопроекте запланирована обязательная и тотальная сертификация “устойчивости” биотоплив. При этом совершенно не принимается в расчет, что Директивы ЕС (2009 и 2018) не запрещают странам-членам ЕС и странам-участникам договора о создании Энергетического сообщества (к которым относится и Украина) производить и использовать моторные и немоторные биотоплива, которые не соответствуют требованиям “устойчивости”. При этом установлено, что производители таких несертифицированных биотоплив не могут получать государственную поддержку, а сами такие топлива не могут учитываться в счет выполнения обязательств по доле ВИЭ в транспорте.
О европейском опыте: лучше учиться на чужих ошибках: или “Запад нам поможет”
В Директиве ЕС о стимулировании использования энергии, произведенной из возобновляемых источников в редакции от 2009 г. было четко указано о необходимости создания так называемых “схем поддержки” для развития возобновляемой энергетики. Речь шла о системном подходе к их созданию. Такие схемы поддержки должны включать в себя целый комплекс мероприятий (законодательных, фискальных, организационных, институциональных и информационных). При этом мероприятия могут быть как стимулирующего, так и обязывающего характера. Опыт стран ЕС показывает, что вначале целесообразно применять стимулирующие меры (льготные кредиты для развития производства, снижение или освобождение от акциза, снижение пошлин на ввоз оборудования и т.д.) и только потом, по мере развития отрасли, можно вводить обязующие квоты или мандаты.
Именно так и происходило в большинстве стран-членов ЕС: вначале предоставлялись льготы и преференции производителям, чтобы заработал маховик производства биотоплив. Потом, по мере развития производства, акцент поддержки был перенесен на стимулирование потребления биотоплив, а также были внедрены обязующие меры (квоты и мандаты) для производителей. Мы же бежим впереди паровоза и не по тем рельсам. Попытка введения квот по биоэтанолу – это именно тот случай.
И в заключение хотел бы повторить – ЕС очень озабочен, что Украина не выполняет свои обязательства по производству и использованию моторных биотоплив в транспортной сфере. Именно поэтому секретариат Энергетического сообщества инициировал исследование “Возможности для стимулирования использования возобновляемых источников энергии в транспортном секторе в странах-участниках договора о создании Энергетического сообщества”. Хочется надеяться, что результаты этого исследования лягут в основу стратегии Украины по развитию индустрии моторных биотоплив, необходимость разработки которой давно уже “перезрела”. (Игорь Филипповский, Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)