Крупнейшие нефтяные компании РФ и Саудовской Аравии накопили огромные финансовые подушки, которые помогут им выдержать затяжную ценовую войну. “Кто моргнет первым в этой битве нервов?”, – вопрошает Reuters.
Мировые цены на нефть упали на треть после того, как Эр-Рияд предоставил большую скидку на свою нефть и дал понять, что увеличит ее добычу. Акции крупнейших государственных нефтяных лидеров Saudi Aramco и “Rosneft” показали максимальное суточное падение.
Каждый из двух крупнейших мировых экспортеров располагает “армейскими рундуками” в которых хранится около $500 млрд., чтобы выдержать грядущие экономические потрясения, и по мере того, как будут сгущаться тучи, как можно громче издавать “бычий рев” о своей стойкости.
Москва 9 марта заявила, что может выдержать цены на нефть на уровне $25-30/барр. в течение 6-10 лет. Эр-Рияд тоже может позволить себе добывать нефть по $30/барр., но ему придется продавать больше сырья, чтобы смягчить удар по своим доходам, сообщает Reuters со ссылкой на осведомленные источники. Однако война на истощение нанесла бы ущерб обоим государствам и вынудила бы их внести сложные изменения в свою экономику. Чем дольше продлится эта война, тем более сложными будут коррекции.
“Как и в любой войне, все сводится к тому, какие лишения может выдержать каждая из сторон”, – сказал Хаснайн Малик, глава департамента стратегии капиталов в Tellimer.
Принц открывает краны
В Саудовской Аравии наследный принц Мухаммед бен Салман (MbS) дал зеленый свет на увеличение нефтедобычи после того, как Россия отклонила предложение ОПЕК о более глубоких сокращениях производства для борьбы с последствиями вспышки коронавируса. Об этом Reuters сообщили два осведомленных источника.
Безубыточная фискальная цена, при которой королевство сможет сбалансировать свой бюджет, составляет около $80/барр. Это вдвое больше, чем аналогичный показатель для России, сказал Малик.
Саудовская Аравия обладает валютными резервами в размере $500 млрд. и низким отношением долга к ВВП, составляющим 25%, что дает ей широкие возможности для заимствований.
С 2016 г. Саудовская Аравия привлекла более $100 млрд. в виде задолженности в твердой валюте, чтобы компенсировать влияние падения нефтяных котировок на свою экономику.
Международные облигации, выпущенные правительством и государственным нефтяным гигантом Saudi Aramco, понизились в начале торгов 9 марта, а саудовский риал резко упал по отношению к доллару США на срочном рынке.
Тем не менее, низкие глобальные процентные ставки и их недавнее снижение Федеральной резервной системой США означает, что, несмотря на волатильность рынка, заемщики могут сравнительно дешево привлекать долговых инвесторов.
Проблема Эр-Рияда в том, что затяжной период низких цен на нефть могут ограничить государственные расходы на проекты, которые являются частью плана кронпринца по диверсификации саудовской экономики.
Моника Малик, главный экономист в Коммерческом банке Абу-Даби, сказала, что, если цены на нефть опустятся ниже $30/барр., в текущем году Саудовская Аравия продемонстрирует двузначный дефицит в процентном отношении к ВВП по сравнению с собственным прогнозом дефицита бюджета в 6,4%.
“Сундук с сокровищами”
При президенте Владимире Путине Россия накопила резервы в размере $570 млрд., и рубль стал свободно плавающим, что позволяет ему быстро приспосабливаться к рыночным условиям и девальвации.
Аналитики полагают, что сейчас Россия гораздо лучше сможет противостоять экономическому шоку, чем это было в 2014 г., когда Запад ввел санкции за аннексию украинского Крыма, или в 2008 г., когда РФ пострадала от мирового финансового кризиса.
“Многие критикуют нас, они говорят, что это своего рода сундук с сокровищами, что министерство финансов сидит на золоте, – заявил на прошлой неделе министр финансов Антон Силуанов о резервах. – Но теперь ситуация может измениться, и мы будем финансировать все расходы, которые мы взяли на себя и обязаны сделать это с помощью этого сундука”.
В резервы размером $570 млрд. входит национальный фонд благосостояния страны, который составляет $150,1 млрд. или 9,2% ВВП России. В понедельник министерство финансов заявило, что в случае необходимости фонд может быть использован для компенсации более низких доходов от нефти.
Тем временем центральный банк РФ заявил, что приостанавливает покупки иностранной валюты на 30 дней, пытаясь ослабить понижательное давление на рубль. Центробанк будет учитывать рыночные условия при принятии решения о проведении будущих аукционов по государственным облигациям ОФЗ в российских рублях. Тем не менее, на межбанковском рынке рубль обвалился до самого низкого уровня с начала 2016 г., а акции российских компаний резко упали в Лондоне. Причем ценные бумаги нефтяных гигантов “Роснефть” и “Лукойл” упали на 20,4% и 18,5% соответственно.
Глава наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин заявил, что в результате ценовой войны Россия столкнется с ростом инфляции и процентных ставок.
Москва все еще может принять решение вернуться к сотрудничеству с ОПЕК к осени, если цены останутся очень низкими, сказал Крис Уифер, директор Macro-Advisory consulting.
“Путин будет неохотно расходовать финансовые резервы: чтобы финансировать растущий дефицит”, – добавил он.
В конце февраля цена на Urals опустилась ниже критического для российского бюджета уровня. При верстке проекта казны на 2020 г. Минфин и Минэкономразвития РФ закладывали среднюю стоимость Urals на уровне $57/барр. Критической является отметка $52/барр.: если котировки упадут ниже, бюджет станет дефицитным, и для сведения расходов с доходами потребуется девальвация рубля.
Стоимость барреля майской нефти Brent 10 марта к 9:05 по Киеву составила $36,72 (+6,90%). Баррель апрельской нефти WTI торговался по $33,20 (+6,65%). В ходе предыдущих торгов падение цен на нефть марки Brent достигало 31,2%, на WTI – почти 33%. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)