Украинская газотранспортная система (ГТС) дает надежды на новые возможности для заработка на фоне угрозы сокращения транзита российского газа.
Компания “Оператор ГТС Украины” (ОГТСУ) сообщила, что впервые оказала услугу транзита газа между двумя странами Евросоюза. Топливо по заказу немецкого энерготрейдера было поставлено из Венгрии в Словакию. Газ транзитирован в рамках услуги short-haul – транзит на короткие расстояния, которую ОГТСУ предоставляет с 1 января текущего года. Такой сервис стал возможен после того, как Украина подписала новый транзитный договор с “Газпромом”, а ОГТСУ – соглашения с операторами газотранспортных сетей соседних европейских стран.
Услуга short-haul позволяет заказчикам транспортировать газ между европейским странами (Польша, Словакия, Венгрия и в будущем – Румыния) через территорию Украины. Тариф на услугу short-haul на прокачку газа между пограничными точками установила Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
Оператор ГТС надеется, что предоставление этой услуги позволит активизировать торговлю газом между странами Восточной Европы, а также дополнительно загрузить мощности украинской трубы, которые после строительства “Северного потока-1” не используются в полном объеме. При этом учет газа по операции short-haul осуществляется, как и по транзитному соглашению с “Газпромом”, в энергетических единицах.
Также ОГТСУ готов предоставлять не только услуги по прокачке, но и по хранению газа в Украине в режиме таможенного склада.
Президент Центра глобалистики “Стратегия ХХI” Михаил Гончар считает, что это событие стало демонстрацией новых возможностей, которые открылись после подписания interconnection agreement со словацким и венгерским оператором, и такие услуги могут стать регулярной практикой. Однако значительных доходов от них не ожидает. “Это будет позитивом, но чтобы это принесло какие-то существенные дополнительные большие доходы украинскому оператору, то – нет. Это тот случай, который называется “мелочь, но приятно”. По его словам, сервис по транзиту газа для стран Евросоюза не сможет послужить полноценной заменой доходам от транзита российского газа – для этого транзитные потоки должны быть сопоставимыми с объемами прокачки из России. В то же время рынки газа соседних стран не настолько объемные, чтобы обеспечить такие мощные потоки газа.
В перспективе к транзитным потокам газа через Украину может добавиться и газ из Азербайджана, но, по мнению Михаила Гончара, это будут мизерные объемы.
Мечта о хабе
Однако еще до сообщения ОГТСУ Министерство энергетики и окружающей среды в лице замминистра Константина Чижика сделало громкое заявление, что Украина договорилась о поставке из США 6-8 млрд. куб. м газа в год через LNG терминал в Польше. Этот газ планируется хранить в украинских подземных хранилищах (ПХГ) с последующей транспортировкой в европейские страны.
Это позволит, считает Чижиков, создать в Украине на базе подземных хранилищ газовый хаб. “Мы уже подписали письмо о намерениях (LOI) с американской компанией Louisiana Natural Gas Exports, Inc. Более того, они готовы были подписать меморандум с конкретными цифрами и обязательствами, но нам чисто юридически необходимо некоторое время на отработку всех вопросов, чтобы уполномочить соответствующие органы на подписание такого контракта”, – сообщил он.
План Минэнерго выглядит очень амбициозным – Украина не просто будет газовым хабом, но войдет “как государство в капитал всей цепочки: от добычи газа в США до его продажи в Европу”. По прогнозу Чижика, для запуска этого проекта в полном объеме необходимо два-три года, поскольку нужно решить проблему недостаточной пропускной способности между Украиной и Польшей. “Сейчас польский маршрут позволяет транспортировать до 2 млрд. куб. м газа. Необходима реконструкция и продление газопровода с польской стороны”, – пояснил замминистра.
Однако вполне возможно, что перспектива крупного заработка слишком вскружила голову чиновникам Минэнерго. Ведь вхождение Украины в бизнес по всей цепочке – от добычи газа в США до его продажи в Европу – выглядит слишком смело, для воплощения в жизнь этого плана нет ни политического, ни экономического потенциала. Хотя его реализация может принести солидный заработок: по самым приблизительным подсчетам “ДС”, только транспортные услуги и услуги по хранению газа в ПХГ позволят зарабатывать около $100 млн. на каждом миллиарде кубометров газа.
Однако Михаил Гончар скептически оценил возможность создания в Украине полноценного газового хаба в столь короткий срок. “Хаб не делается на основе какой-то отдельной сделки. Чтобы работал газовый хаб, нужно, чтобы было несколько газовых потоков, причем регулярных. В данном же случае нет никаких конкретных контрактов, есть только письма о намерениях. И ничего из этого не получится”, – сказал он.
Эксперт подчеркнул, что полноценный газовый хаб не делается одномоментно – это результат многолетних усилий, когда он завоевывает свое место в бизнесе путем жесткой конкурентной борьбы. “Например, газовый хаб в австрийском городе Баумгартен считается среднеразвитым, хотя он существует уже более 10 лет”, – отметил он.
Вопрос газового хаба, пояснил Михаил Гончар, это не только вопрос наличия соответствующей газовой инфраструктуры, хранилищ и нескольких потоков газа. Это еще и вопрос эффективности функционирования рыночных механизмов в целом в стране. Для этого нужно создать привлекательные условия для ведения бизнеса инвесторам и защитить их инвестиции. Украина же за последние годы практически никак не продвинулась в решении этой задачи. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)