Крупнейший игрок в угледобыче и тепловой генерации Украины, компания “ДТЭК Энерго” Рината Ахметова объявила о приостановке купонных выплат по еврооблигациям и некоторых других долгов. Что это значит для самой компании, индустрии и страны?
Ссылаясь на кризисные явления в украинской экономике, “ДТЭК Энерго” приостановила выплаты купона по еврооблигациям и процентов по банковскому долгу. Проще говоря, сейчас, в условиях чрезвычайной ситуации, деньги необходимы компании для сохранения непрерывности производственных процессов. Это на фоне того, что шахты “ДТЭК Добропольеуголь”, “Белозерская” и ЦОФ “Октябрьская” с 1 апреля приостанавливают работы по добыче, обогащению угля и подготовке горных выработок.
Но означает ли это, что компания, признав временную неплатежеспособность, стала на путь к банкротству? Нет. “ДТЭК Энерго” уже разрабатывает Предложение по введению standstill и реструктуризации долга в отношении выпуска еврооблигаций. То есть просит кредиторов подождать.
В теории остановка компании, которая добывает 2/3 угля и генерирует четверть электроэнергии на украинском рынке, могла бы привести к неконтролируемым экономическим и социальным последствиям, особенно в условиях всеобщего кризиса и эпидемии коронавируса. Но этого, по всей вероятности, не произойдет. Как минимум по двум причинам.
Во-первых, самим кредиторам невыгодно жестко настаивать на выполнении условий погашения долга, довести компанию до банкротства и в результате не получить ничего. Какова цена вопроса?
В текущем году ДТЭК нужно отдать долг в размере $50 млн., в 2021-2022 гг. – $20 млн., основные выплаты приходятся на 2023-2024 гг. -$1,104 млрд. и $0,7 млрд. соответственно. А только что объявленный дефолт касается лишь купона (со ставкой 10,75%) по еврооблигациям с погашением в 2024 г. – он должен быть выплачен до 1 апреля, а также определенной банковской задолженности, проценты по которой нужно заплатить 31 марта. Таким образом, кредиторам придется пойти на реструктуризацию долга, чтобы в будущем получить его основную часть и проценты за несколько лет.
Во-вторых, государство не допустит коллапса в энергетической сфере, в том числе по перечисленным выше причинам. Основания так считать дает и недавняя история. На конец 2014 г. чистый долг ДТЭК достигал $2,9 млрд., а кратная девальвация гривни сделала его неподъемным. Поэтому в начале 2016 г. холдинг уже объявлял технический дефолт и вскоре стал договариваться о реструктуризации долгов. И в частности, “ДТЭК Энерго” в конце 2016 г. обменяла выпущенные ранее еврооблигации на $750 млн. (c погашением 4 апреля 2018 г.) и на $160 млн. (с погашением 28 апреля 2018 г.) на новый выпуск со сроком обращения до 31 декабря 2024 г.
Не менее важно, что угольную энергетику в то время поддержала власть. Нацкомиссия по регулированию рынка электроэнергии и коммунальных услуг (НКРЭКУ), тогда ввела формулу “Роттердам+”, согласно которой в цену электричества, по которой государство покупало электроэнергию у ТЭС, закладывались котировки угля на бирже в Роттердаме и стоимость доставки. То есть суммы, которые платили, в том числе ДТЭК, за электроэнергию сильно повысились. Эта поддержало холдинг.
Политических решений стоит ожидать и сейчас. В “ДТЭК Энерго” называют причинами остановки своих шахт не только системный кризис в энергетической отрасли Украины, но и “продолжающийся импорт электроэнергии и угля, регулярное вмешательство в работу рынка со стороны политиков”.
Иными словами, властям намекают на необходимость повышения цен на электричество.
Только уже другими методами, поскольку теперь у нас действует рынок электроэнергии, и просто постановлением НКРЭКУ не обойтись. Как мы помним, тот же импорт из России задумывался как предохранитель от ценовых скачков на украинском рынке. ДТЭК также может добиваться увеличения выработки, то есть доли ТЭС в энергобалансе Украины. А это также приведет к подорожанию электричества для конечных потребителей, поскольку тепловая генерация в разы дороже атомной. (Алексей Шевнин, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)