Беспрецедентный коллапс с майскими фьючерсами на WTI привел к тому, что 23 апреля торги в Азии были приостановлены. Но отраслевые эксперты не уверены в том, что это была худшая распродажа в истории нефтяного рынка, передает CNBC со ссылкой на Goldman Sachs.
“Мы считаем, что настала переломная фаза, – сказал в интервью телеканалу CNBС нефтяной аналитик Goldman Sachs Дэмиен Курвалин. – Спрос может восстановиться не быстро, но остановки производства, которые мы увидим в ближайшие недели, приведут к длительным перебоям в поставках. При этом рынок столкнется с ужесточением основных факторов и восстановлением цен во второй половине этого года”.
Основатель консалтинга Vanda Insights Вандана Хари настроен менее оптимистично и называет наблюдаемый сейчас отскок всего лишь “легким дуновением ветерка”.
“Нисходящее давление на цены на нефть все еще остается огромным”, – сказал Хари, указывая на сохраняющуюся неопределенность вокруг пандемии COVID-19.
Пандемия привела нефтяную промышленность к кризису и обнажила хрупкость общепризнанных фундаментальных факторов. Так, нехватка хранилищ для растущего предложения в сочетании с падающим спросом стала причиной идеального шторма для цен.
В начале этой недели майские фьючерсы на WTI упали ниже нуля и торговались по минус $37,63/барр. Это самая низкая цена, когда-либо зафиксированная с момента появления контракта в 1983 г. Международный эталонный сорт нефти Brent при этом впервые за почти 20 лет упал ниже $20/барр.
“Я потерял дар речи”, – сказал CNBC высокопоставленный чиновник ОПЕК, наблюдая за паническим стремлением трейдеров распродать контракт на WTI до истечения срока его действия.
Может пройти некоторое время, прежде чем нефть достигнет значительного восстановления, несмотря на некоторые позитивные признаки.
“Как только станет очевидно, что сторона предложения приближается к уровню спроса, мы должны ожидать первого восстановления цен, – сказал Курвалин. – Мы думаем, что это произойдет в июне или июле. Наш прогноз: после поглощения запасов в IV квартале 2021 г. цена на Brent составит $60/барр.”.
Цены на нефть были оторваны от дна после того, как президент США Дональд Трамп пригрозил уничтожением иранских военных кораблей в Персидском заливе. В своем твите он заявил, что поручил ВМС США “сбивать и уничтожать любые иранские канонерские лодки, если они будут преследовать наши корабли в море”. Комментарии Трампа прозвучали на следующий день после того, как Пентагон сообщил, что 11 кораблей ВМС Ирана находятся в опасной близости от кораблей ВМС США в Персидском заливе.
Трамп “вероятно, попытался [этим заявлением] переломить рынок”, сказал Хари. После твита президента WTI и Brent перешли на более высокий ценовой уровень.
В то же время Хари подчеркнул: “Геополитическая напряженность нарастает подспудно. Однако я не увидел в новостях ничего, что указывало бы на то, что Иран активизировал свою деятельность или [готовит] нападение на корабли”.
Трамп также заявил, что рассмотрит вопрос о прекращении импорта сырой нефти из Саудовской Аравии, чтобы защитить нефтяную отрасль США и связанные с ней рабочие места в год выборов. Кроме того, его администрация рассматривает возможность введения тарифов на импорт “черного золота”.
“Потенциально это политический ответ, чтобы попытаться предотвратить попадание слишком большого количества [саудовской] нефти в Соединенные Штаты. Вполне вероятно, что администрация США обсуждала эти шаги, – сказал аналитик Goldman. – Но поставить их на место все еще слишком мало и слишком поздно. Точно так же, как [слишком мало и слишком поздно] сокращает нефтедобычу ОПЕК+”.
Избыток предложения и исторически низкие цены сформировали крутое контанго на рынке нефти, где трейдеры полагают, что цены в будущем будут намного выше, чем текущие спотовые цены. Эта разница побуждает трейдеров хранить сырье и продавать его позже, что повышает спрос на емкости для хранения нефти.
Коммерческие запасы нефти в США заполнены примерно на 60%, в то время как емкости на хабе в Кушинге, штат Оклахома, заполнены примерно на 75%, заявила Мриганка Джайпурияр, глава отдела азиатских новостей в S&P Global Platts.
“Глобальные нефтехранилища, вероятно, будут заполнены к концу мая”, – сказала она CNBC.
Дефицит емкостей может привести к отрицательным ценам на Brent. Об этом рассказал старший вице-президент по энергетике британского филиала RJ O’Brien Limited в Лондоне Олег Гирко. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)