Рынок электроэнергии, новая его модель заработала сравнительно недавно, но за первые 9 месяцев уже есть очевидные успехи и достижения в биржевой торговле, а именно на площадке “Украинской энергетической биржи”.
Растет ликвидность, увеличивается количество участников и разнообразие продуктов. Более того, биржа успешно провела продажи электроэнергии, произведенной “Энергоатомом”, ведет работу с другими игроками по развитию новых инструментов торговли и срочного рынка.
Более о достижении биржевой торговли, а также о проблемах работы нового рынка электроэнергии, – в интервью заместителя председателя Биржевого комитета ТБ “Украинская энергетическая биржа” Инны Щербины для агентства ExPro .
– Как вы оцениваете первые 9 месяцев работы нового рынка электроэнергии и сегмента двусторонних договоров?
– В целом, реформа продолжается. Ежедневно рынок учится работать в той модели, которую мы имеем. Пока ее трудно назвать целевой моделью реформирования и проводить аналогию с западными рынками, но это не значит, что мы движемся куда-то не туда и избрали неверный путь. Если мы посмотрим на примеры остальных стран, то все они имели проблемы на первых этапах реформы и все оттачивали внутренние нормативные документы пока не было произведено эффективных моделей. Главное, что сейчас должно быть сделано – это быстрая, молниеносная и профессиональная реакция на все узкие места. До сих пор с этим возникают сложности, есть проблемы взаимодействия.
Рынок работает 9 месяцев, это возраст в котором дети только начинают ходить и нормально, что не все “детские болезни” еще прошли, но сейчас эти проблемы уже переходят в разрушительные факторы и нарастает серьезная угроза. Мы наблюдаем ситуацию по росту цепочки задолженности на рынке: “Гарантированного покупателя” перед “Энергоатомом” и производителями “зеленой” энергии, “Укрэнерго” перед “Гарантированным покупателем”, потребителей перед пупами. Сейчас мы наблюдаем значительное превышение производства над спросом за счет существенного роста “зеленой” генерации. Через карантинные мероприятия промышленное потребление упало во всех странах, однако, ни одна не столкнулась с неплатежами потребителей.
Проблемы, вызванные “зеленой” генерацией нуждаются в быстрых политических решений. Очень нужно принимать меры по ликвидации дефицита резервов и запустить работу рынка вспомогательных услуг. Генерация с ВИЭ низкопрогнозированная, а следовательно, создает высокие риски нарушения баланса мощности в энергетической системе. “Укрэнерго” в своем отчете по оценке соответствия генерирующих мощностей предоставляет четкие рекомендации по урегулированию проблем, которые вызывает “зеленая” генерация. Присутствие ценовых ограничений на рынке создает перекосы и трудности для тепловой генерации, которая вынуждена выстраивать стратегии и, иногда, агрессивную трейдинговую политику, чтобы выживать на рынке. Последнее не очень удается ряду ТЭЦ с себестоимостью генерации, превышает цену электроэнергии.
И без того низкая конкуренция на рынке, была дополнительно ограничена необоснованным ПСО на рынке. Именно неудачная модель ПСО и перепроизводство является основной причиной неплатежей на рынке, а карантинные меры повлияли в меньшей степени. Инструментами ПСО фактически был создан еще одного тяжеловеса на рынке – это ГП “Гарантированный покупатель”, что удерживает более 50% рынка, его влияние на рынок “на сутки вперед” становится определяющим. Когда, “Гарантированный покупатель” не смог выполнять свои обязательства по договору купли электроэнергии у “Энергоатома”, последний был вынужден перепродавать невыбранные объемы на свободном рынке. В данном случае, важно обеспечить баланс присутствии такого крупного производителя, также и “Гарантированного покупателя” на всех сегментах оптового рынка избежание кризисных ситуаций.
Подтверждением незрелости рынка очень значительные ценовые перепады в течение короткого периода времени, ярким примером является колебания цены на рынке “на сутки вперед”. Так лихорадить может только нездоровые организмы. Надо лечить саму болезнь, а не пытаться бороться с симптомы. Из-за непрогнозируемости и очень сильной волатильности цен на площадке “Оператора рынка”, рынок двусторонних договоров становится малоликвидным. Чтобы заключать долгосрочные контракты, надо иметь прогноз и моделирование ценовой конъюнктуры. Покупатель опасается вступать в долгие договоры, надеясь ежедневно выигрывать в рулетке на РДН. Но, к сожалению, основные участники рынка сейчас проигрывают очень серьезно.
Что касается сегмента рынка двусторонних договоров, то УЭБ прилагает немало усилий для развития этого сегмента в организованном биржевом формате. Сейчас работает два направления: первое – аукционы для государственной генерации (специализированная секция) и второй – коммерческие аукционы. 9 месяцев работа в специализированной секции идет без сбоев, мы выполняем все требования Порядка проведения аукционов, за нашей работой внимательно наблюдает Аукционный комитет, все его члены (Минэкоэнерго, НКРЭКУ, АМКУ, Минэкономики). Они получают ежедневные оперативные отчеты о результатах аукционов, жалоб и нарушений с нашей стороны зафиксировано не было. Мы находимся в постоянном диалоге с органами власти, вместе проводим постоянный анализ и поиск узких мест, чтобы максимально усовершенствовать механизм проведения аукционов. УЭБ очень быстро реагирует на потребности и изменения на рынке, например,
В начале декабря прошлого года мы запустили коммерческую секцию аукционов. Создать отдельную коммерческую сессию было очень важно, поскольку мы не ставили себе целью быть просто аукционным площадкой для государственной генерации, как это предусмотрено законом, мы стремимся создать в Украине организованный рынок двусторонних договоров, с возможностью свободно выбирать контрагентов, заключение договоров в произвольной форме и на условиях, определяемых по договоренности сторон.
Утвержден Постановлением КМУ Порядок проведения аукционов, содержит норму, другие участники рынка, кроме государственных, могут принимать участие в аукционе на добровольной основе. В то же время есть норма, что инициатором аукционов может быть только продавец. То есть существует определенный набор норм, не способствует заинтересованности частных производителей или покупателей принимать участие в аукционах специализированной секции. Кроме того, аукционы для государственных производителей менее гибким инструментом, ведь регламент проведения аукциона должен четко соответствовать Порядка проведения аукционов и соглашаться Аукционным комитетом.
Основные отличия коммерческих секций – это то, что инициатором торгов может быть как продавец, так и покупатель, а торги могут проходить как на повышение, так и на понижение цены. В коммерческих секциях введен такой инструмент, как торги формуле и блочные заявки.
– Как изменилось количество участников биржевых торгов, объем торгов за это время? Наблюдается положительная динамика развития трейдинга за это время?
– Сегодня в аукционах на УЭБ принимают участие 224 участника. На 9 апреля объемы реализации в специализированной секции составили 9695521 МВт-ч электроэнергии, в сегменте ПСО – 58040123 МВт-ч и еще 162 718 МВт-ч в коммерческой секции. Могу сказать, что положительная динамика бесспорно есть, активно растет коммерческая секция. Количество участников на каждых торгах увеличивается, растет конкуренция и ликвидность.
– Как вы оцениваете выход “Энергоатома” и “Укргидроэнерго” в сегмент свободного рынка двусторонних договоров и продажи государственной генерации по рыночным ценам? Будут ли, по вашему мнению, увеличиваться такие продажи?
– Государственные производители по двусторонним договорам обязаны реализовывать электроэнергию на аукционе. Но, если “Укргидроэнерго” имело следующие возможности, то “Энергоатом” был ограничен ПСО.
“Энергоатом” сейчас выставляет по двусторонним договорам объемы, которые не были отобраны “Гарантированным покупателем” из-за невыполнения последним условий договора. То есть условия, которые сейчас сложились, удовлетворяют требованиям нормальной работы рынка, были предусмотрен в новой модели. Государственная генерация продается на прозрачном и конкурентном рынке, не создаются никакие ограничения или дискриминации, а вокруг них формируется сегмент реального биржевого рынка двусторонних договоров с множеством других участников.
Сегодняшняя модель ПСО уже показала свою несостоятельность функционировать в условиях увеличения генерации из ВИЭ, массовых неплатежей потребителей за карантинные мероприятия и поэтому она должна быть изменена. Но, перекладывание бремени проблем с одного субъекта на другого не решит ситуации. Есть проект финансового ПСО, но он также содержит много рисков, его формат должен обсуждаться, чтобы выбрать правильную концепцию. Оптимальным на сейчас может быть вариант с переформатированием ПСО в части предоставления возможности “Энергоатома” и “Гарантированного покупателя” реализовывать объемы электроэнергии по двусторонним договорам. Поэтому, думаю, что биржевой рынок двусторонних договоров имеет потенциал для роста.
– Что вы можете сказать о практике применения новых биржевых инструментов, таких как блочные заявки, торговлю коэффициентами? Как они себя показали?
– К сожалению, участники еще плохо освоили эти инструменты. Точное прогнозирование объемов и цен, использование всех рынков и инструментов – это то, что отличает эффективный трейдинг от неэффективного. Те, кто не смогут научиться работать на рынке пойдут с него, так происходило в практиках всех стран. Из тысячи поставщиков электроэнергии в Польше за первые три года работы рынка осталось всего 90 активных участников.
Новые инструменты пока не доступны для государственных производителей, так как регламент проведения аукционов в этой секции соглашается аукционным комитетом, но это хорошие инструменты для хеджирования от резких ценовых колебаний между различными сегментами рынков и повышения объемов реализации. Блочные заявки более интересны для трейдеров и электропоставщиков, чем крупным производителям. Последним может быть менее интересно работать с мелкими заявками, а вот электропоставщик – первый, кто должен быть заинтересован в формировании оптимального трейдерского портфеля по закупкам на всех сегментах рынка.
– Дальнейшие шаги планирует осуществить биржа для увеличения ликвидности, привлечение новых игроков (частных компаний), предоставление новых сервисов для участников рынка электроэнергии?
– На биржевой РДД должны выйти оператор системы передачи и операторы систем распределения для покупки электроэнергии на компенсацию технологического расхода. Эти субъекты могут это делать согласно ст. 66 закона “О рынке электроэнергии”, а в соответствии с изменениями в ПСО, с 1 января 2020 они обязаны покупать электроэнергию для покрытия своих технологических потерь на свободном рынке. Пока они этого не делают на РДД.
Сейчас мы начали активно работать над привлечением новых участников. Первое с чем столкнулись – это очень низкий уровень осведомленности. Некоторые пытаются обвинять всех и во всем, кто апеллирует к бирже, мы просчитать для них эффективность выхода на биржевой РДД. Конечно, мы оказываем консультативную поддержку и будем ее увеличивать, но делать за кого-то чью-то работу биржа не может. Быть эффективными – это задача каждого отдельного участника рынка, мы же предоставляем только инструмент.
Давайте посмотрим как работает настоящий конкурентный рынок в ЕС. Основной сегмент – это рынок двусторонних договоров, его судьба может достигать и 90%. Это самый дешевый сегмент рынка в котором контракты могут торговаться на несколько лет вперед. Украинский РДД не является долгосрочным, рынок только проходит этап становления, участники еще боятся заключать длинные контракты, прогнозы не такие точные, а оптимизировать и сопровождать контракты на краткосрочном рынке может быть рискованно. Для этого, кстати, мы и запустили торги формуле.
Как происходит в ЕС – производитель продает свои графики на РДД, то график, выгодно ему, часто даже база ТЭС продается в убыток, поскольку для тепловой генерации основной продукт – это пиковая нагрузка и производителю важно остаться в сети. Процент прямых продаж производитель-потребитель очень скуден и состоит только из потребления крупных промышленных гигантов, остальной рынок обеспечивают продажи трейдеров. Производителю на РДД важно обеспечить себе продажи, а конечному потребителю – фиксированную гарантированную цену. Далее каждый день длинный контракт потребителя будет сопровождаться его поставщиком за счет различных рынков и различных цен. Цена выше, чем ближе к моменту поставки. Поставщику так надо планировать свои закупки и продажи на различных рынках, чтобы приблизиться к кривой потребления его покупателя, уже зафиксировал свою цену и, чтобы не получить убыток в результате. Обеспечить свою кривую потребления – это не головная боль потребителя в ЕС, это задача его трейдера, а не производителя. Все, что нужно производителю – продать как можно больше.
– Как, по вашему мнению, имеет в дальнейшем развиваться рынок двусторонних договоров? Какие тренды вы прогнозируете?
– Как я уже отметила выше, рынок будет становиться более стандартизированным. Производители будут продавать более длинные контракты со стандартными нагрузками, а электропоставщики будут становиться более активными, мобильными и работать в т. ч. и с блочными заявкам и нестандартными договорами. Крупные потребители, занимавшихся электроснабжением самостоятельно, наконец, уйдут с рынка, за них борется электропоставщик. Вот почему я подчеркиваю, необходимость высокой квалификации трейдера и электропоставщика, потому что это они будут создавать рынок.
Конечно, должен быть обеспечен надлежащий коммерческий учет, хорошее прогнозирования и планирования. Когда это будет обеспечено, сегмент рынка двусторонних договоров будет увеличиваться. И этого не надо бояться, так должно быть: 85-90% рынка – это РДД, остальные РДН, ВГС и балансирующий рынок. Так работает рынок во всем мире. Также мы работаем над обеспечения механизмом хеджирования – запуском срочного рынка фьючерсов.
– Вы упомянули о фьючерсы. Недавно биржа и ГП “Оператор рынка” подписали меморандум по развитию срочных инструментов, в частности фьючерсов, деривативов, опционов. Можете, пожалуйста, подробнее рассказать о планах развития этих инструментов?
– Сейчас создана и работает рабочая группа по запуску срочного рынка. Ведется совместная работа по моделированию сценариев развития рынка, дальше мы должны будем найти инструменты, которые будут отвечать запросам рынка. В большей степени мы фокусируемся на расчетном фьючерсном контракте. Введение фьючерсных контрактов вызвано необходимостью хеджирования цен при генерации и покупке электрической энергии широким кругом участников рынка. Это позволит участникам застраховать себя от негативных колебаний цен на электроэнергию, чрезвычайно актуально в текущих рыночных условиях. Пока мы изучаем опыт других стран и готовимся к диалогу с рынком в этом вопросе, чтобы предоставить действительно действенный инструмент для его участников. Это не будет быстрый процесс, обычно запуск нового инструмента длится от 6 до 12 месяцев. (Дмитрий Сидоров, ExPro/Энергетика Украины и мира)