Героем программы “НаКарантине” 29 апреля стал основатель сети АЗС “БРСМ-Нафта” Андрей Биба. Это его первое живое интервью.
Enkorr публикует краткий пересказ почти полуторачасовой беседы, в ходе которой Андрей Биба приоткрыл секреты успеха БРСМ, поделился взглядом на такие актуальные вопросы, как использование биоэтанола, корректировка ставок акциза и конкуренция среди розничных сетей. Он также изложил свою версию событий в Переяславе и Василькове в 2014-2015 гг., в результате которых оказался в Италии, где с семьей основал бизнес по производству вина.
О дистанционном управлении бизнесом
Для меня бизнес, это вся моя жизнь. Тем более у меня по жизни увлечений нет – одно увлечение – это бизнес. Поэтому я и работаю с 8:00 до 01:00. Первое время было тяжело – не хватает человеческого общения, но потом я изыскал из этого плюсы – в таком режиме работы в разы повышается КПД. С менеджментом мы естественно регулярно встречаемся, проводим раз в два-три месяца собрание, они сюда (в Италию. – Прим.) приезжают, садимся за стол, обсуждаем.
О переезде в Италию
В Италии абсолютно случайно оказался, до 2014 года у меня в принципе ничего не было за границей – ни бизнеса, ни недвижимости, ничего меня с ней не связывало. Я планировал растить и обучать детей в Украине. Но когда мне надо было выехать из страны в течение двух часов, после чего я бы вообще не смог выехать – я оказался в Италии. Возможно, если было бы тогда другое настроение – полетели бы во Францию. Лететь по большому счету было некуда. Я на Пасху планировал приехать в Украину, но произошли все эти события с карантином, возможно, приеду в Украину осенью на конференцию (Petroleum Ukraine. – Прим. enkorr).
О ставке на сжиженный газ
По газу, я уже и не помню, как начиналось. По-моему, мы арендовали заправку у “горнефтепродукта” и там стоял газовый модуль. Эта заправка на Окружной выглядела грустно, и топливо продавала слабо. Мы присмотрелись и решили, что надо этим заняться. Мы поняли, что в этом есть будущее. Мы первыми поставили мультитопливные колонки. Почему клиент, который заправляется газом, должен стоять под дождем и в 50 метрах от здания ходить туда-сюда? Мы поставили их под навес, меня многие не поддерживали в этом проекте. Например, разница в инвестициях существенная: если модуль $10-15 тыс., то топливные колонки с технологией были под $100 тыс.? Но я верил, что это принесет свои плоды и так оно и произошло.
О качестве газа
У нас все поставки газа проходят через ГНС. Мы покупаем раздельные фракции, приводим содержание серы, метана и другие показатели в норму. Мы все эти вещи контролируем. Если потепление, у нас доля бутана в смеси увеличивается, пошли морозы – наоборот. Я это контролирую сам: каждый регламент мне сбрасывают, я согласовываю.
Дело в том, что с заводов идут разные смеси, с Речицы иногда идет больше 60% бутана и это зимой – потребитель это сразу ощущает. Бывает летом в жару выдают 30-32% бутана – это очень мало, это будет огромный перерасход. В целом на рынке качество газа может страдать – очень многие возят газовозами напрямую на станции с того же Мозыря, с той же Речицы. Посмотрите паспорт – там же метана меньше 5% не бывает, а это огромный перерасход топлива получается.
О ценовой политике “БРСМ-Нафты”
Мы не сторонники валить цены и приближаться к самому низкому ценовому сегменту, хочется все-таки держаться возле брендов и не имеем желания быть такими откровенными дискаунтерами. Поэтому в свое время мы ввели альтернативное топливо, которое существенно отличается по цене. Благодаря этому топливу мы можем конкурировать с самыми “подзаборными” заправками, на которых, не дай бог, кому заправляться. У нас из четырех видов бензина продажи альтернативного бензина на втором месте. Благодаря альтернативному топливу мы можем, сильно не опуская цены на остальные бензины, конкурировать за тех клиентов, которым цена более приоритетная, нежели качество.
О динамике продаж с начала карантина
Первые две недели мы потеряли 25-27% реализации. Конечно, очень сильно потянула вниз Западная Украина, особенно приграничные станции. Там было просто печально: смотришь отчет – прошлая суббота до закрытия границы 19 куб. м, а спустя неделю, как уже закрыли границу, – 1,2 куб. м. Сейчас две недели идет рост, думаю, что от докарантинного периода у нас потеря в районе 10%. Тут еще факт сезонности – карантин-карантином, а людям надо ехать на дачи, движение увеличилось. И благодаря этому не минус 17%, а условно минус 10%.
О квотах на добавление биоэтанола в бензин
Можно не изобретать велосипед, а посмотреть, как это делали развитые страны. Все развитые страны обязательно добавляют биоэтанол, наверное, надо задуматься, почему они это делают, они нас ведь на десятки лет опережают. По логике, это правильно, особенно для страны, которая импортер топлива и нефти с таким урожаем кукурузы. Это глупо не делать биоэтанол. Для машины Е10 (содержание биоэтанола до 10%. – Прим.) не будет ни перерасхода, никакой опасности топливной системе, это байки. Думаю, у нас уже полстраны 10% и больше добавляют.
Добавление биоэтанола абсолютно простая технология, это как добавить сахар в чай и размешать. Слил 1000 тонн, добавил 5%, отправил в лабораторию, получил сертификат и все. Не надо бояться, что это усугубит бодяжничество, оно и так есть – просто нет закона и нет контроля над его соблюдением. Как-то же вся Европа и Америка работают. Поэтому я за этот проект: для Украины это будет экономически выгодно, для автомобилистов нет никаких рисков, государство, если захочет, будет контролировать этот процесс.
О спиртовой программе “БРСМ-Нафты”
Мы не афишируем и нам не нужны медали, но действительно, это правда, мы купили спиртовой завод. Мы любим, чтобы у нас была вертикальная система, сейчас задумались о своей земле, чтобы своя кукуруза была.
О корректировке акцизов на моторные топлива
Я всегда против нездорового дисбаланса: у нас реализация бензина каждый год падает, продажи газа растут. Не должно быть такого массового перехода на газ. У нас была формула, когда цена газа должна быть 50-55% от цены А-95 – и очень много лет это держалось и всех устраивало. Да, был небольшой переход на газ, а сейчас этот процесс неконтролируемый. Поэтому я считаю, что в этом диапазоне соотношение цен стоит удержать. На цене газа это не сильно бы отразилось, если бы его довели до половины стоимости бензина, бюджет бы наполнялся и не искривлялся бы таким образом баланс.
По моему мнению, это было хорошо для всех – начиная от добычи, переработки, опта и розницы.
В феврале 2020 г. мы впервые столкнулись с дефицитом газа. Если бы сейчас не коронавирус, я не знаю, как бы мы это лето пережили.
О маржинальности продаж автогаза
Маржа газа приближена к гривне и то не всегда. При такой марже невозможно работать, вкладывать столько денег, платить людям достойные зарплаты. Почему все бренды сейчас вытягивают экономику на бензине и на ДТ? Если бы и на бензин с ДТ была такая же рентабельность – то в принципе можно было уже закрывать комплексы.
Нельзя работать с разницей между закупочной ценой и ценой продажи 1-1,5 грн./л. У нас же совсем другие расходы, по сравнению с “подзаборником”. Более того, они если и продали по такой цене, то за наличные и потом продали еще НДС, получив свой “заработок” 4-5%. А при средней цене газа по году 13-14 грн./л, поэтому только на “обнале” он 80 коп./л заработал.
Ликвидация нелегальных АЗС позволила б восстановить адекватный уровень маржинальности продаж газа. В среднем по рынку это привело бы к росту цены на 1-1,5 грн./л. При этом одновременно произошло бы снижение торговых наценок на бензины и ДТ. 30 грн./л на стеле А-95 не стояло б, если бы операторы имели возможность зарабатывать на продаже газа.
О главном конкуренте
Я бы не сказал, что есть кто-то главный, все главные. Я, допустим, знаю, что на KLO скидка на бензин на 2 грн./л больше чем у нас, поэтому мы четко держим с ними 2 грн./л и таким образом конкурируем. WOG и ОККО сейчас дорого стоят, но мы стараемся держать разницу между ними на бензин и ДТ 3 грн./л, потому что у них до 5 грн./л иногда доходят скидки.
О трагедии на АЗС в Переяславе и нефтебазе в Василькове
Я не буду говорить, виноваты мы или не виноваты. Давайте просто помыслим логически. Когда в феврале на крыльях майдана пришла новая власть и выгнала всех старых, что их больше всего интересовало – пока оружие в руках и искра горит, надо брать. И в первую очередь начали грабить тех, кто со старой властью убежал. Естественно нас это зацепило.
Полтора месяца очень тяжелых переговоров с людьми, которые уже были назначены министрами, и всех интересовал один вопрос – не деньги или помощь, всех интересовал вопрос – переписать 50% БРСМ. В общем полтора месяца я петлял, общаясь с этими революционерами, которые уже были на должностях. Потом меня предупредили, что если ты так не понимаешь – то получишь по-другому. И вот 22 апреля (2014 г.) взорвали заправку в Переславле, погибло шесть невинных людей
Они придумали версию, что газ зашел в помещение и взорвался. Поясню: в 30 метрах стоит одна газовая колонка и одна газовая емкость, а взорвался магазин. Взрыв был такой, что панели перекрытия разлетелись в радиусе 120 метров, а все остальное – трубопроводы, емкости бензиновые, дизельные, газовые, топливные колонки – все осталось целым. Если бы оттуда как-то была утечка газа в магазин – все бы взлетело. Этому не было объяснения никакого – придумали безмозглую версию и раскрутили ее.
Также мы нашли две воронки и остатки тротила, это был явный взрыв. В то время нам не давали расследовать. Если бы следствием довели до реального результата, то могли бы пострадать первые люди той власти, а это не нужно ни той власти, ни действующей.
Но на этом дело не закончилось, после этого меньше чем в течение полугода взорвали еще четыре станции. Также на одной случайно не сработал детонатор, а во втором в Броварах заложили на емкость 1,2 кг тротила – это больше чем 30 гранат РГД. Благо оператор заметил, вызвал соответствующие службы, и саперы разминировали. Им нужен был резонанс, надо было убить как можно большее количество людей.
Следующее повторение было уже на нефтебазе. Примерно в 18:00 непонятно как загорелась нефтебаза. Загорелась не внизу, а сверху емкости высотой 13 метров, как она могла загореться, я не понимаю.
В 18:00 загорелось, к 20:00 привезли такое количество пены – спасибо, ОККО нам помогли, KLO не отказала. Спрашиваем пожарных, почему не тушим – они говорят, “команды нет”, но какая может быть команда при пожаре? 11 часов они ждали пока разгорится. Все емкости вертикальные были полностью заполнены, они не взрываются. Но были рабочие горизонтальные, и вот пока не разгорелись эти 20 горизонтальных резервуаров, они не пускали пожарных тушить. Когда они поняли, что дело подходит к взрыву, они дали команду и пустили пожарных на верную гибель. Им нужен был резонанс, нужны были смерти.
Это все подтверждается задокументированными фактами. Просто отжимали бизнес. Перед первой заправкой меня предупредили, что “мы тебя по другому научим”. 22 апреля взорвали заправку, 23-го мне передали, если ты не сговорчивый, заправки больше взрывать не будем, потому что считаем БРСМ уже своей сетью, значит сейчас пропадет кто-то из твоих детей. Детьми я рисковать не буду, мы быстро запаковались, в течение двух часов улетели. Почему Италия – та летели, куда угодно.
О модернизации базы в Переяславе после трагедии в Василькове
Мы полностью переделали системы трубопроводов, система слива только через трубы, никаких шлангов и насосов нет. Выкопали большой пожарный водоем, купили пожарную машину, переделали всю электрику – база изменилась до неузнаваемости.
О расширении сети
Мы очень мало строим, мы в основном покупаем и реконструируем. Мы не дублируем заправки. Мы развиваемся в тех регионах, где у нас было более низкое присутствие. Сейчас магазины и кофе дают ощутимый доход, мы в этом направлении также развиваемся.
О винном бизнесе
Я люблю производство и люблю вино. У нас два хороших хозяйства, 60 гектаров виноградников. Вином у меня сын с невесткой занимаются, они каждый день на хозяйстве. Я могу поехать туда раз в три месяца. Я не сильно погружен в это дело: Да, я участвую в переписке, я веду все счета, все оплаты, как всегда. Стараюсь деньги не отпускать дальше длины своей руки. Вино это не БРСМ, это заслуга нашей большой команды.
У нас не маленькое хозяйство. Мы производим в среднем 500 000 бутылок в год, может чуть больше. Но опять же все зависит от урожая. Больше всего мы продаем в Америку. Мы не экономим на качестве, поэтому у нас и оценки высокие – 94-95 баллов по самым ведущим специалистам вина. Благодаря этим оценкам Америка очень много покупает. Канада также покупает, Китай. По Европе продаем, Украина хорошо идет по продажам. Хочется, конечно, больше продаж, но и так слава Богу. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)