Почему нужно открывать рынок газа для населения и как правильно подготовиться.
Накануне открытия рынка газа для населения обострились дискуссии: нужно ли это делать уже с 1 июля. Это нужно было делать еще “вчера”, но никогда не поздно начать делать правильное дело, хуже откладывать ее на “завтра” и не совершить никогда.
Введение публичных специальных обязанностей (ПСО) было важным на начальном этапе реформы рынка газа в 2015-2017 гг., когда нужно было отработать новые для всех рыночные механизмы и выровнять ценовые шоки.
Он был своеобразным мостиком между административным и свободным рынком. Сейчас к новому формату взаимодействия готовы и люди, и газовые компании.
Парадигма отношений между поставщиком и клиентом должна, наконец, измениться. Клиент должен превратиться из “объекта” без права голоса в полноправного участника рынка.
Тогда у него будет стимул разобраться в системе счетов, понять свою ответственность за потребление и своевременную оплату и искать поставщика, который предложит ему лучшие условия сотрудничества.
И в этой истории для многих главным фактором будет не только цена, но и надлежащий сервис и маркетинговые предложения. Энергоэффективность, наконец, получит шанс “выйти из тени”, поскольку клиент задумается над реальной экономией.
Кто-то даже вычислит, что потреблять газ дешевле, чем электроэнергию (в пересчете на энергетические единицы это действительно так) и либерализация розничного рынка газа и в перспективе электроэнергии – поможет в природный конкурентный способ сбалансировать потребление энергоресурсов.
Пока действует ПСО, конкуренция между поставщиками данных и у людей при наличии права выбора фактически не было потребности в выборе, а отсутствие спроса на выбор не стимулирует возникновение предложения для выбора.
Замкнутый круг, который пора разорвать. Сегодня необходимость бороться за клиента поняли все, включая игроками, которые против открытия рынка.
Осознание неизбежности изменений сделало газоснабжения прогрессивной среди других коммунальных услуг. Появилось немало онлайн сервисов.
Многие процессы уже перестроены таким образом, что людям удобно взаимодействовать с поставщиками.
Например, газопоставляющая компания “Нафтогаз Украины” работает над тем, чтобы клиенту не было необходимости выделять отдельное время на посещение сервисных центров – услуги, связанные с поставкой газа (не путать с распределением), можно будет получить в ближайшем отделении банка или почтовой связи аппаратуры связи, куда люди идут по другим делам.
А конечная цель – полная цифровизация, когда любая услуга будет предоставляться онлайн. Газовые компании уже сейчас заботятся о сокращении оттока клиентов, который прогнозируемо состоится после открытия рынка газа.
Итак, снимать ограничения в работе рынка газа для населения нужно. Чтобы открыть его “в правильный способ”, всем сторонам нужно сплотиться вокруг ключевых действий:
Обновить процедуру смены поставщика газа: долги не должны быть причиной “порабощения” клиента.
Провести конкурс и выбрать поставщика последней надежды (ПОН), который гарантирует наличие газа в помещениях тем, кто останется без поставщика.
Изменить подходы к работе с должниками: отключение от газоснабжения должен стать последним способом взыскать долг. Поставщик должен общаться с клиентом, предоставить сервисы для удобной оплаты, если это не действует – обращаться в суд.
В безвыходной ситуации компания может отказаться от сотрудничества с клиентом и передать его поставщику последней надежды. Но отключать газ – недопустимо в цивилизованных правилах взаимодействия поставщика и клиента.
Обеспечить независимость предприятий, занимающихся распределением газа. Облгазы должны быть равноудалены от всех поставщиков газа по факту, а не на бумаге. Основная задача облгаза – обеспечивать доставку ресурса и следить за безопасностью этого процесса.
Сейчас запуск рынка зависит от активности правительства и регулятора, которые разработали план подготовки к отмене ПСО, однако действуют с осторожностью.
Поставщики свою “домашнюю работу” выполнили, а украинские потребители, по-моему, давно “заслужили” быть переведенными в статус “клиента”. (Максим Рабинович, директор ООО “Газоснабжающая компания” Нафтогаз Украины “, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)