Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: ПАО “Центрэнерго” вернулась под контроль государства – что дальше?

Как Фонду госимущества удалось вернуть под государственный контроль один из самых коррупционных объектов.

На прошлой неделе государство в лице Фонда госимущества восстановило контроль над компанией “Центрэнерго”. В украинских бизнес-реалиях это событие можно приравнять к пуску первой частной ракеты Space X, который произошел в тот же период.

Приравнять хотя бы из тех соображений, что, как и в проект Илона Маска, в него сначала мало кто верил.

Для непосвященных (которые вряд ли еще остались в Украине) объясню, что “Центрэнерго” – один из самых одиозных и наиболее коррупционных объектов госсобственности. И параллельно – это 30% тепловой генерации и 15% общей мощности производства электроэнергии в Украине.

За два десятка лет неформальный контроль на “Центрэнерго” осуществляли различные внешние кураторы, планомерно выкачивая из компании прибыль и ресурсы.

По экспертным оценкам, с 2004 г. из компании путем разного рода схем было выведено около 100 млрд. грн. Государство при этом находилась в статусе стороннего, хотя, возможно, и не совсем равнодушного, наблюдателя.

Нельзя сказать, что не было попыток изменить ситуацию.

С начала нулевых было несколько попыток вернуть контроль над компанией. Но каждый раз они упирались в упорное и креативное противодействие противоположной стороны: искусственно созданный дефицит угля, угрозы банкротства, шантаж социальными обязательствами, а на последнем этапе – минировании зданий Фонда и суда.

Не буду лукавить – нам также пришлось непросто при преодолении коррупционного сопротивления, понадобились несколько попыток для восстановления контроля со стороны ФГИУ.

Мы добивались положительного решения о смене менеджмента “Центрэнерго” в пользу государственного кандидата и пока пытались привести его в силу (счет при этом шел на дни), сразу получали юридическую блокаду.

На прошлой неделе впервые за много лет расклад сил изменился, государство перестало быть в роли догоняющего и смогло за себя постоять.

Получив решение суда, которое нивелировало запрет для ФГИУ менять менеджмент “Центрэнерго”, мы провели блиц-криг: собрали наблюдательный совет, внесли изменения в реестр и физически представили нового руководителя компании – Александра Корчинского. На все ушло около пяти часов. Это были одни из самых длинных пяти часов в моей жизни.

В итоге я мог бы сказать, что впервые за почти 20 лет в “Центрэнерго” был назначен про-государственный менеджмент, но этот статус еще предстоит доказать.

Следующий шаг – проведение аудита, выбор советника и дорожная карта вывода предприятия на приватизацию и привлечение инвестора.

Предыдущий менеджмент придерживался стратегии “все сказанное может быть использовано против вас” и финансовой отчетности совсем не предоставлял.

Финрезультаты за 2019, которые должны были быть поданы до первого марта, мы так и не получили. Так что компания сейчас – это условная “черный ящик” и предполагаю, что ничего хорошего мы в ней не обнаружим.

Мы оцениваем потенциальный убыток компании за 2019 г. в 2 млрд. грн. + против 0,5 млрд. прибыли годом ранее. И около 4 млрд. грн. кредиторской задолженности.

Хочу заметить, что я никого не считаю по умолчанию ответственным в убытках и, даже не будучи энергетиком, понимаю, что были условия, в том числе регуляторные, которые могли способствовать накоплению определенной части задолженности.

Однако игра в молчанку со стороны бывшего менеджмента – не та позиция, которая приемлема для ФГИУ и для меня лично.

При таких условиях я не мог гарантировать соблюдение интересов государства, а это моя единственная цель и задачи.

Изменение менеджмента “Центрэнерго”, несмотря на его резонансность – для ФГИУ только скрупулезное выполнение плана работ.

Ранее мы изменили директоров на “Одесский припортовый завод” (ОПЗ), “Объединенной горно-химической компании” (ОГХК), “Первом киевском машиностроительном заводе” (Большевике), ОАО “Президент отель”, ОАО “Гостиница Днепр”.

Кейс “Центрэнерго” пока является самым сложным в этом ряду, но это “пока”. Я по натуре оптимист, и 7 месяцев работы в Фонде научили меня, что всегда бывает куда веселее.

Что дальше?

Фонд госимущества возвращает контроль над госактивами. Формально наша миссия, в этой части, по крупнейших предприятий выполнено. Но, конечно, сейчас, когда де-факто работа только начинается, никто не может оставаться в стороне.

Государство, получив предприятия в свою не только юридическую, но и фактическую собственность, должен определить policy по этим объектам. Я убежден, что альтернативы приватизации не существует, но ее формат дает пространство для маневра.

Например, “Центрэнерго”: компания оперирует крупнейшими ТЭЦ, которые генерируют существенную долю электроэнергии. Четкие правила и государственная энергетическая политика является чрезвычайно актуальными.

Компания также является существенным участником рынка угольной продукции. Отсутствие настоящих реформ угольной отрасли с 32000 рабочими вряд ли может быть просто “параллельной реальностью” и заслуживает государственной стратегии и четкого среднесрочного плана.

Поэтому нам так принципиальный контакт и полное взаимодействие с профильным министерством энергетики, Кабмином в целом, которые должны выработать стратегию и определить ориентиры развития углепрома.

Со своей стороны, Фонд госимущества – и я говорю это без лишней скромности – это только управленец, который технологически реализует государственную политику.

Нам важно учесть стратегию нынешнего владельца – государства и организовать эффективную операционную деятельность в рамках общей государственной стратегии приватизации, чтобы сделать объект привлекательным для будущего инвестора.

Наша позиция в частных крупных и средних предпринимателей вовсе не означает радикальное “уходите”. Мы говорим: “хочешь управлять – покупай и управляй”.

Привлечение инвестора требует прагматического подхода – я давно не романтик и рад каждому, кто обеспечит рабочие места, модернизацию и стабильный доход для государства.

Бонусы, которые Украина получит от приватизации – как прямые, так и косвенные – многократно превышают иллюзорный профит от статуса владельца госпредприятий-банкротов и одновременно крупнейшего очага коррупции в государстве. (Дмитрий Сенниченко, председатель Фонда госимущества; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version