Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: кто и зачем дискредитирует НАК “Нафтогаз” на рынке розничной поставки газа

Как руководство ГПК ставит себе палки в колеса на пути к свободному рынку газа для населения. Ответ на колонку “ЭП” дает Юрий Приставский, заместитель директора ООО “Газопоставляющая компания “Нафтогаз Украины”, 2018-2019 гг.

Недавно на “Экономической правде” вышла колонка “Кто на рынке главный: клиент или поставщик газа?”, которую написал директор ООО ” Газопоставляющая компания “Нафтогаз Украины” (ГПК) Максим Рабинович.

Публикация касается запуска рынка газа для населения с 1 июля, когда клиенты смогут самостоятельно выбирать поставщика газа.

В то же время ООО “Газоснабжающая компания “Нафтогаз Украины”, которое входит в группу НАК “Нафтогаз Украины “, было создано именно для продажи природного газа населению.

Считаю нужным отреагировать на текст главы ГПК, поскольку, по моему мнению, это попытка прикрыть бездействие и безрезультатность ООО ” Газопоставляющая компания “Нафтогаз Украины” за последний год работы предприятия.

Я работал в 2018-2019 гг. в должности заместителя директора ГПК. Мне было известно об амбициозных планах руководства “Нафтогаза” и основателя ГПК – ДК “Газ Украины” – о создании альтернативы многолетней “зацементированной” системе продажи газа для населения.

В Украине монопольными поставщиками газа для бытовых потребителей, то есть населения, являются предприятия Региональной газовой компании олигарха Дмитрия Фирташа и аффилированные с ней структуры.

В течение последних двух лет РГК Фирташа активно развивала свою структуру: в 2018 г. общее количество центров обслуживания клиентов компании выросла до 62, а в 2019 г. было открыто еще 38. Таким образом, на конец 2019 г. этот монополист по продаже газа населению уже управлял сотней ЦОКов.

Параллельно с открытием ЦОК для живой связи с клиентами, РГК развивала онлайн сервисы, создавала диджитал продукты и отрабатывала действия, которые делали невозможным конкуренцию на рынке.

Единственной, кто мог помешать РГК зацементировать свою монополию на рынке поставок газа населению, была НАК “Нафтогаз Украины”.

В свое время я почувствовал, с чем сталкиваются обычные люди, которые изъявили желание сменить поставщика газа.

В начале 2019 г. в Кропивницком “Газопоставляющая компания “Нафтогаз Украины “открыла контакт-центр для обслуживания клиентов со всей Украины.

В Кировоградской области и в Кропивницком ГПК имела около 250000 частных клиентов, а из других областей Украины было всего – 87.

Большинство из этих 87 клиентов были работниками группы “Нафтогаз”, которых мы попросили сознательно пройти процедуру смены поставщика, чтобы понять силу противодействия РГК и аффилированных с ней облгазов, и найти способ борьбы с ними.

У нас на руках были яркие факты произвола облгазов, руководство которых прямо или косвенно создавало препятствия в переходе и замене поставщика газа.

Именно поэтому руководство ДК “Газ Украины”, которое координировало работу ГПК, активно вело переговоры с НКРЭКУ по упрощению процедуры перехода и смены поставщика газа, должно было перейти в решающую фазу в конце 2018 г.

Параллельно с этим было принято решение руководства НАК о выходе в ритейл для поставки газа населению.

Таким образом, ГПК была определена руководством “Нафтогаза” как компания, которая должна была разрушить многолетнюю монополию РГК и создать прецедент для выхода других профессиональных операторов на рынок поставки газа населению, малому и среднему бизнесу.

За несколько месяцев было открыто шесть филиалов ГПК – Донецкий, Луганский, Криворожский, Хмельницкий, Черновицкий и Черниговский филиал, не считая филиала в Кропивницком и существующего там центра обслуживания клиентов.

Реконструкция ЦОК и открытие нового центра обслуживания клиентов в Кривом Роге стали переломным моментом в деятельности ГПК.

Активность директора филиала и его команды в Кривом Роге, а также заинтересованность жителей города, создавали предпосылки для начала работы с населением напрямую.

Соответственно, мы рассчитывали, что НКРЭКУ будет вынуждена упростить процедуры смены поставщика природного газа для населения.

Это были мои ожидания в начале весны 2019 г. После этого начались чудеса…

Еще до назначения в НАК “Нафтогаз Украины” на должность директора дивизиона интегрированного газа Андрея Фаворова ГПК начала получать устные, а после назначения и письменные распоряжения, некоторые задним числом, которые делали невозможным развитие компании.

Продажа газа малому и среднему бизнесу стала практически невозможной. Все сделки и цены с клиентами нужно было согласовывать с Фаворовым напрямую. Зато цены по которым нужно было продавать газ, которые предоставлялись директорам филиалов ГПК, были неконкурентными.

Весной 2019 г. заместителем Фаворова был назначен Максим Рабинович, который впоследствии возглавил ГПК и полностью свернул программу выхода компании в ритейл.

Рабинович демонстрировал идеи “успешных реформ” в виде “диджитализации”, но не учел менталитет среднего и старшего поколения людей.

После этого я прекратил работу в этой компании.

Работая в системе “Нафтогаза”, у меня было искреннее желание показать, что в лице одной из созданных нами компаний можно демонополизировать розничный рынок газа и создать нормальные условия продажи газа, которые обеспечат реальные потребности граждан.

Теперь, оценивая пройденный период и успехи РГК Дмитрия Фирташа и возвращаясь к колонке Максима Рабиновича, хочется задать нынешнему руководству ГПК ряд вопросов:

– Сколько частных потребителей газа являются клиентами ГПК на данный момент (без Кропивницкого и области)?

– Сколько газа ГПК продала частным потребителям в период второй половины 2019 по сравнению с первой половиной указанного года (без Кропивницкого и области)?

– Сколько было потрачено денег из уставного фонда ГПК на создание сайта и ноу-хау диджитализации?

– Сколько было потрачено средств на так называемое консультационное обучение персонала и анализ рынка?

– Какую зарплату получал глава ГПК?

– Есть руководитель компании клиентом компании, которую возглавляет?

Получается, что ГПК просто подарило основному конкуренту-монополисту еще один год “передышки” и возможность подготовить условия для “сложных времен”. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version