Группа “Приват” Игоря Коломойского с помощью медийного и политического давления вплотную приблизилась к ограничению импорта нефтепродуктов из России. Удастся ли олигарху “дожать” правительство, и какими будут последствия для потребителей?
“Телеканал – это лучше, чем парламент. Это четвертая власть! Благодаря этому я чувствую себя защищенным”, – рассказывал бизнесмен Игорь Коломойский в интервью “Украинской правде”.
Собственные СМИ – незаменимое оружие в искусстве ведения бизнеса в Украине, которая позволяет не только чувствовать себя в безопасности, но и при необходимости давить на конкурентов или политиков.
В конце концов, именно контент отдельного канала или издания позволяет определить, какой вопрос беспокоит его акционера и кто мешает его реализовать.
Для Коломойского одним из таких вопросов является введение пошлин на импорт дизеля и сжиженного газа из России, которое было инициировано в начале 2020 г. и до последнего изучалось специальной комиссией при Минэкономики.
По данным источников ЭП, точку в этом вопросе должны были поставить еще в мае, однако выводы комиссии, суть которых сводилась к отказу от введения пошлин и проведении специального расследования, не устроили группу “Приват”.
Поэтому накануне заседания на чиновников, ответственных за принятие решения, с помощью приближенных политиков и медиа начали осуществляться давление. Результат не заставил себя долго ждать: готовое решение поставили на паузу.
Сможет ли олигарх дожать Межведомственную комиссию и заставить ее изменить свое решение, и сколько будет стоить для потребителей возможное ограничение импорта нефтепродуктов?
Повышенное давление
На начало 2020 г. группа “Приват” и “Нафтогаз” подали жалобу в Межведомственную комиссию по международной торговле, требуя введения пошлин на импорт дизеля и сжиженного газа на уровне 8,46% с ежегодным повышением до 2024 г. до 25,4%. О сути инициативы и претензии других участников рынка ЭП уже писала.
Недавно в этом деле появились новые обстоятельства.
Рассмотрение таких сложных и важных вопросов продолжается несколько месяцев. По данным собеседников ЭП в правительстве, в мае Межведомственная комиссия готовилась отказать жалобщикам в связи с отсутствием нарушений.
Официальное заключение комиссии должно был быть таким:
“Завершить антисубсидийную процедуру относительно импорта в Украину отдельных видов переработки нефтяного сырья (дизельное топливо и сжиженный газ), которая производится в России, без нарушения антисубсидийного расследования”.
Однако накануне заседания, отмечает собеседник ЭП в Минэкономики, “на членов комиссии из приближенных к Коломойскому депутатов и подконтрольные медиа началось давление”.
Фамилии чиновников, причастных к принятию решения, были обнародованы в СМИ. Больше других досталось министру экономики Игорю Петрашко и его заместителю Тарасу Качке.
В упомянутых материалах красной нитью проходит тезис об антигосударственной политике и недопустимости торговли с государством-агрессором: “Это настоящая диверсия в интересах России и откровенно враждебная позиция”, – говорится в одной из публикаций.
Вопрос отношений с Россией во время войны действительно чувствительное и требует отдельного внимания, но упомянутые СМИ ни разу не обмолвились о недопустимости “торговли на крови”, когда это касалось, например, перевод “Центрэнерго” на российский уголь.
Как известно, с момента смены власти в стране “Центрэнерго” купило у связанных с Коломойским фирм менее 1500000 тонн угля. При этом на складах был избыток угля, добытого государственными предприятиями, а шахтеры бастовали из-за невыплаты зарплат.
Главной задачей политического и медийного давления на должностных лиц был пересмотр решения и введение пошлин на поставку топлива из РФ. Промежуточной победой считалась бы пауза в принятии решения.
С последним все сложилось, а вероятность проведения расследования и установления предварительных мер в виде пошлины 8,5% существенно возросла.
Аргументы сторон
Ключевой аргумент жалобщиков звучит так: российским производителям из бюджета РФ компенсируют затраты на производство и экспорт нефтепродуктов по схеме возврата акцизов из бюджета.
“Если иностранное государство нелегитимно стимулирует своих производителей и предоставляет финансовую поддержку, чтобы они завоевали рынок вашей страны, вы имеете право защищать национальных товаропроизводителей”, – отмечают в “Укртатнафте”.
Этот тезис категорически опровергают в “Нефтегазовой ассоциации Украины”, которая выражает консолидированную позицию крупнейших поставщиков нефтепродуктов и сетей АЗС Украины – OKKO, WOG, Shell, Socar, KLO.
“Продукция украинских заводов реализуется по принципу импортного паритета, создавая дополнительный заработок заводов на уровне 50-60 долл. на тонне”,
“Сжиженный газ в Украину поставляется с премией к мировому рынку 70 долл., дизельное топливо – 45 долл., бензин в среднем импортируется по мировым котировкам. По таким же ценам реализуют свой товар Украинские НПЗ”, – соглашается директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
Поэтому, утверждают участники рынка, Украина вынуждена платить максимальные в Европе цены при закупке нефтепродуктов. Настоящей же причиной проблем отечественных НПЗ крупнейшие игроки называют “скупую” инвестиционную политику их владельцев.
“Отсутствие инвестиций привела к закрытию заводов, уменьшение объемов нефтепереработки, устаревшей конфигурации выпуска моторных топлив и как следствие – к увеличению импортозависимости Украины”, – отмечают в ассоциации.
Несмотря на высокую зависимость от импортного ресурса, в Украине нет безальтернативных поставщиков. Рынок достаточно диверсифицирован, благодаря чему не возникает трудностей с поставками горючего. Пока что.
Ситуация может кардинально измениться в ближайшее время.
За все заплатит потребитель
Каким может быть эффект от введения пошлин на дизельное топливо? По оценкам экспертов, оптовые цены вырастут минимум на 1 тыс. грн. за тонну.
По данным “Консалтинговой группы А-95”, расходы на горючее крупнейших категорий потребителей вырастут так: частный и коммерческий сектор – 4 млрд. грн., агросектор – 1900000000 грн., горно-металлургический комплекс – 700 млн. грн., “Укрзализныця” – 300 млн. грн., Министерство обороны – 100 млн. грн.
По подсчетам НАУ, неправильное решение будет стоить потребителям 11 млрд. грн. и повлечет проблемы с наполнением рынка топливом.
Категорически против инициативы “Привата” и “Нафтогаза” аграрии, которые потребляют более 50% дизельного топлива в стране и уже получили значительные потери из-за неблагоприятных погодных условий.
Президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев оценивает потери фермеров 1,5-3 млрд. грн. или около $ 1 на тонне зерна.
“Правительство ставит под угрозу всю отрасль, которая обеспечивает значительную долю экспорта страны и приносит более 40% валютной выручки”, – заявили в ассоциации.
“Никакого кризиса нет. Свои нефтепродукты они (украинские НПЗ. – ЭП) продают с такими премиями на мировой рынок, что позавидует любой европейский НПЗ. Пошлина сделает Коломойского с партнерами богаче на 260 млн. грн. в месяц”, – говорит Куюн.
Кто из этого пострадает? По словам Куюна, беднее на такую же сумму будут потребители нефтепродуктов – автовладельцы, бизнес, промышленность.
“Вопрос стоит так: кто будет платить за содержание и развитие НПЗ – их владельцы или потребители? НПЗ принадлежат крупным финансово-промышленным группам с государственным и частным капиталом. Мы считаем несправедливым полностью перекладывать эту нагрузку на население и промышленность”, – добавляет президент НАУ Неля Привалова.
История знает много удачных для Коломойского попыток переписать регуляторная среда под себя, однако случались и откровенные провалы.
Удастся ли “Привата” на этот раз в последний момент переломить ситуацию в свою пользу, и как на финальное решение Межведомственной комиссии повлияет давление группы – вопрос открытый. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)