Алексей Хабатюк – заместитель начальника департамента энергоэффективности НАК “Нафтогаз Украины” – о готовности потребителей и поставщиков к прекращению действия ПСО (от англ. PSO (public service obligations) – специальные обязанности для обеспечения общественных интересов) с 1 июля. А также о нерешенных проблемах.
– Участники рынка готовы к отмене ПСО?
– готовыми на 100% нельзя быть никогда. Всегда будут какие-то нюансы, зоны риска. Так было всегда, при внедрении любого рынка, но надо понимать, что отмена ПСО сейчас – это завершение действия постановления Кабмина №867. Ее последний раз продлили до 1 июля 2020 для населения, а для ТКЭ – до 1 мая следующего года. Завершение действия ПСО автоматически открывает рынок газа для населения. Сейчас к такому рынку готовится четыре группы игроков. Три первых группы объединяет текущее ПСО. Первая группа – это компании группы Нафтогаз. Вторая – это компании, объединенные в РГК (Региональная газовая компания). Третья – это те, кто не в Нафтогазе, и не в РГК, но выполняют ПСО. Ну и четвертая – это те компании, которые работают с промышленными предприятиями, с юридическими лицами и хотели бы выйти на рынок поставок газа населению. Три первые – операционно готовы.
– Что вы имеете в виду?
– У них есть инфраструктура: биллинг (автоматизированная система расчетов), настроены операционные процессы, колл-центры, центры обслуживания. В четвертой группы этого всего нет, в этом смысле они не готовы, но они заинтересованы!
– Чем?
– В первую очередь тем, что эти компании могут выйти в новый перспективный большой сегмент рынка. Это как европейские компании, так и украинские, которые хотят зайти на рынок физических лиц. Еще года 2 назад у нас была встреча в рамках одного из европейских проектов с представителями всех четырех групп. И представители четвертой группы отметили, что тоже хотят на этот рынок, но не понимают, когда это станет возможным. На тот момент уже несколько раз ПСО должны отменить, а компаниям нужно понимать, когда это произойдет, ведь нужно инвестировать в построение операционных процессов, в биллинг, в кол-центры. Одно дело поставлять газ даже сотни юридических клиентов, а совсем другое – нескольким десяткам или сотням тысяч домохозяйств. Это совсем другие бизнес-процессы, это опять таки колл-центр, который еще надо организовать, научить людей как общаться с клиентами, прописать им инструкции. Кроме того, нужно аккумулировать финансовый ресурс, или иметь кредитную линию, нужны финансовые гарантии, законтрактовать газ.
У государства на тот момент не было последовательного плана открытия рынка, правительство ожидало “лучших времен”.
– Сейчас уже подходящее время, или еще не наступил?
– Как по мне, то время замечательный! Основные игроки, РГК, все крупные поставщики уже выстроили бизнес-процессы. Диверсифицировали источники закупки газа. Поставки газа населению сейчас происходит не только из ресурсов Нафтогаза, газ также покупается на рынке.
– На бирже покупают …
– По биржи – там же объемы крайне малы … К тому же у нас пока нет полноценной биржи. Есть электронная площадка, в названии которой есть слово “биржа” и которая сводит продавцов и покупателей, но она не выполняет базовые функции биржи. Крупные игроки самостоятельно импортируют и покупают газ в Украину. То есть, они работают, но хочу подчеркнуть, что именно ПСО им мешает делать это нормально на регулируемом сегменте рынка.
– А в чем именно проблема?
– В том, что все прекрасно понимают: в действующей модели ПСО цена на поставляемый ресурс (газ) появляется в конце месяца, как правило, 23 числа. В зависимости от того, как выпадают рабочие дни, может так случиться, что цена появится и 25-го. И узнать цену 25 числа, когда вы уже месяц поставляли ресурс, это, мягко говоря, не бизнес … Но так сложилось, так выписали правительственное постановление – берем европейские спотовые цены за 21 день месяца поставки. Поэтому игроки рынка, работая в текущих условиях, готовы, по-моему, до прекращения действия ПСО. Однако вопрос, сама инфраструктура рынка к этому готова?
– И в чем здесь проблема?
– Остается вопрос поставщика последней надежды (ПОН). Этот участник рынка должен быть своего рода спасательным жилетом для потребителя, чтобы обезопасить его от ситуаций, когда он может остаться без газа. Поставщик последней надежды имеет “подхватить” потребителя, если в его поставщика возникли какие-то проблемы.
– Какие могут быть проблемы?
– разные. Например, то, что прописано в законодательстве – у поставщика забрали лицензию, возникли проблемы с транспортировкой. Чтобы выполнить договор поставки, в компании должно быть финансовое обеспечение и ресурс.
Если у поставщика нет или газа, или финансов, то риски для потребителя – высокие. Снять такие риски сможет поставщик последней надежды.
– Такое возможно?
– Рынок должен быть готов к разным сценариям. Начать нужно с проведения конкурса на поставщика последней надежды. Это ответственность Кабинета министров. Нужно также прописать условия работы ПОН, поскольку есть ряд критических вопросов, которые должны быть учтены. Например, некоторые поставщики обслуживают целые области – а 300 тыс. клиентов и более. Если такой поставщик не сможет выполнять свои обязательства, то сейчас этих клиентов нужно отключать. Так прописано в кодексе. Однако отключение такого количества абонентов мгновенно невозможно даже с технической точки зрения. Не говоря уже о целесообразности: их же нужно будет снова подключать.
– Можно успеть до 1 июля?
– Можно. Этот вопрос Министерства энергетики и Кабмина. И повторюсь, сегодня основной вопрос в механизме, прописанному в подзаконных актах. Он не предусматривает массового перехода к ПОН. Он рассчитан на сотни, может тысячи клиентов, он “не вытянет” даже десяток тысяч, о сотнях тысяч и речи. Кроме того, в процедуре заложен заявочный принцип. То есть потребитель должен самостоятельно обратиться к ПОН.
– Модель ориентирована на то, что проблемы возникли не у поставщика, а у клиента …
– Механизм вообще сложный и требует определенной адаптации. Поставщик может сообщить клиенту, что у него возникли проблемы, и тогда клиент обращается к ПОН, то оформляет ему договор. Если такая проблема возникает у одного из газсбытов, в городе на 10000 населения, ПОН не сможет качественно выполнить свою функцию. Поэтому вопрос в том, как этот процесс организовать. Эти инициативы донесены до правительства и регулятора для доработки существующих нормативных документов.
– И какие у вас предложения?
– Я для себя это называю – “автоматический ПОН”. То есть, процесс построен так, что при наступлении определенного события, например, аннулирование лицензии или иной объективной события, делает невозможным поставщиком выполнения своих обязательств перед клиентом, происходит набор автоматических действий через платформу оператора ОГТСУ: клиенты из реестра поставщика “вынимаются” и “подкрепляются” в другой – в реестр ПОН. То есть, во времени разрывов. Такой подход позволяет обеспечить непрерывное снабжение газа. Однако есть одно “но” – оплата.
ПОН не может работать бесплатно. Каким образом собрать из этих людей деньги?
– А в чем проблема?
– ПОН видит этих клиентов в виде EIC-кодов. Это набор цифр в реестре. И возникает вопрос: каким образом выставить счет. Это нужно решить.
– Если я пользуюсь сервисами 104.ua, то я идентифицирован?
– А где именно вы идентифицированы? Как происходит обмен данными между различными участниками рынка? Для оператора идентификатором является EIC-код. А кто является клиентом в соответствии с законодательством? Как идентифицировать физическое лицо в соответствии с Гражданским кодексом? По закону нужны фамилия, имя, отчество и дальше набор реквизитов. Кроме того, тип, группа присоединения и еще набор данных, которые записаны в заявлении о присоединении. В ситуации, когда проблемы возникают у старого поставщика, у нас единственной точкой, где есть вся эта информация, остается оператор ГРМ, так как он взаимодействует с клиентом физически, потому что клиент подключен, к его трубы.
– Облгаз…
– Да. И, соответственно, только оператор ГРМ может предоставить ПОН платежную информацию, чтобы выставить счет клиенту и обеспечить сбор средств. Это основной вопрос. В кабинете 104.ua облгаз делится данными о клиенте только с аффилированным газсбытом.
– О процедуре смены поставщика, почему она была важна?
– На сегодня, чтобы сменить поставщика, надо выполнить ряд действий. В частности, обратиться к старому поставщика и получить справку об отсутствии задолженности. Только после этого можно идти к новому поставщику. В результате, с 2015 года возникла ситуация, когда в законе написано все правильно: клиент может выбирать себе поставщика газа. А практика такова, что у нас за 5 лет несколько сотен бытовых потребителей изменили поставщика. Как по мне, это говорит о двух моментах. Первое – отсутствие мотивации входить в сложную процедуру смены поставщика. Это прямое следствие действия ПСО, потому что цена у всех одинаковая, какой смысл переходить? Гипотетически, еще одним фактором может быть качество обслуживания. Но анализ показал, что в той же Европе, в Германии, с их уровнем зарплат, в первую очередь, люди меняют поставщика через финансовую мотивацию.
– Цена – решающий фактор …
– Человек ищет, где дешевле. Второе, что сдерживало людей от смены поставщика, – сложность процедуры. Даже люди, которые по каким-то соображениям, нефинансовых, решили все-таки сменить поставщика, у них, например, идеологические противоречия …
– Олигархов не любят?
– Да. Они не любят олигархов или еще что. Вот они едут в центр обслуживания, там им сообщают, что надо лично написать заявление на получение справки об отсутствии задолженности. Добавить ее он в ларец, а через две недели, прийти и забрать. Через две недели оказывается, что справка еще не готова, заявка не в ту ящик попала или справками кто-то другой занимается и надо идти не в ЦОК, а в центральный офис. Далее клиент махнет рукой и скажет, и ну его… и никуда не поедет. Как следствие, мы имеем пару сотен потребителей, которым хватило времени и вдохновения сменить поставщика. Поэтому, для становления рынка и защиты прав потребителя, крайне важна административная простота смены поставщика. Если посмотреть анализ европейской практики, рекомендации Совета европейских регуляторов, Еврокомиссии – процедура должна быть максимально простой и новый поставщик должен быть заинтересован вместе с клиентом пройти путь изменения. Понятно, что старый поставщик никогда не будет с клиентом на этом пути, потому что у него противоположный интерес. А вот новый поставщик является лучшим субъектом в этой модели для клиента, который хочет перейти, – он его верный спутник.
И как раз и новая процедура, которая принята и начнет работать с 1 июля, – это попытка такую модель построить. То есть, единственной контактным лицом для клиента будет новый поставщик.
-Теперь справки будет собирать новый поставщик?
– Теперь логика процесса другая. Клиент пишет заявление, как ему удобно, в электронном или бумажном виде, поставщик убеждается, что это именно тот человек, способом предусмотренный законодательством. И дальше все делает новый поставщик. Переводит с одного реестра в другой, заключает договор и т.д.
– А как с долгами?
– Долги в нормальной модели не могут быть препятствием для смены поставщика. – Интересно. Наделал долгов и удалился? – Все не так плохо, как можно интерпретировать. Объясню почему. Давайте посмотрим на банковский сектор. Есть ли там запрет взять кредит в одном банке, не расплатиться, а пойти в другой и взять там кредит? Нет.
– В банковской сфере есть такая вещь как Бюро кредитных историй, с недобросовестными заемщиками ведут, образно говоря, работу …
– Правильно! Теперь вернемся к вопросу, есть ли аналог бюро кредитных историй на газовом рынке? Или оно урегулирован? Участники рынка вместе с государством будут вынуждены выстроить модель, при которой условный клиент, не расплатившись с условным поставщиком, не получит газа от нового поставщика, или получит его с такой наценкой и с такими условиями, будет выгодно быстро расплатиться с предыдущим поставщиком, либо в принципе не приращивать долгов. Почему? Финансовая мотивация! И желание получить доступ к газу и его потреблять. С банками так же. И задача государства – это правильно прописать правила.
– Сейчас погашения долгов прописано в законодательстве? У Андрея Коболева недавно даже пост был на фейсбуке об отмене долгового рабства…
– Сейчас в правилах поставки с 1 июля на форуме обязательства клиента получать любую справку об отсутствии задолженности у предыдущего поставщика.
– А каким образом предыдущий поставщик получит свои деньги?
– У поставщика все как было, так и остается. В частности, право работать с клиентом всеми законными методами. В случае крайней необходимости – обращаться в суд.
– Коллекторы?
– Формально коллекторы у нас не узаконены, хотя и не запрещены. Поэтому суд, переговоры с клиентом, ну и отключения от газоснабжения.
– А там уже другой поставщик …
– Секунду! Смотрите, вот идет процесс поставки газа, это непрерывный процесс. У клиента приращивается задолженность. Три года не платил. Поставщик ничего не делал с тем клиентом. Требовал задолженность, не подавал в суд. Почему он этого не делал? А потому, что поставлял не свой ресурс! Ему безразлично, клиент расплатился в принципе. Газ, который берется у Нафтогаза по ПСО, он же не отпускается по подписке. То есть можно нарастить любую задолженность, и газсбыты сейчас 24 млрд. грн. должны НАКу. И при этом им ничего не будет, им дадут новую порцию газа. Новая процедура не ухудшает ситуацию.
С долгами можно переходить, но это не значит, что о долгах можно забыть. У предыдущего поставщика остаются все права по взысканию, а у потребителя остаются все обязательства по погашению долга до момента, пока стороны не проведут расчеты по договору. Другой вопрос – спорные объемы потребления газа. Есть начисления, а люди не соглашаются с ними. Есть вопросы по нормам потребления. Нынешние поставщики клиентам их даже еще не выставляли к уплате, а уже ведут какие-то переговоры с правительством, с НКРЕКП. И. о. министра энергетики Ольга Буславец заявила о важности вопрос норм потребления, но сейчас, мол, не готовы ввести – необходима комплексная программа. Понимаю важность комплексности, но проблема здесь и сейчас. Буквально в начале месяца апелляционный суд подтвердил решение суда первой инстанции об отмене отдельных положений правительственного постановления №143 о нормах потребления и де-факто тогда возникают правовые основания выставлять счета по нормам 1996 г. – 9,8 куб. м. Это в 3 раза больше, чем предыдущая норма. Вопрос требует неотложного решения.
Проблема существует уже пятый год. Постоянные судебные иски.
– Если ПСО отменяют, то УГВ тоже будет иметь возможность продавать газ населению? По какой процедуре это будет происходить? Через биржу? Что необходимо сделать, чтобы компания могла эффективно работать и реализовывать конечному потребителю?
– А как ДТЭК продает газ?
– В ДТЭК добыча примерно соответствует потреблению по группе SCM / ДТЭК. Когда у них потребление было больше, то они довольно много импортировали газа …
– Но все это в интересах акционера.
– Конечно, а как иначе?
– Выгода может проявляться по-разному, но мы исходим из того, что главное – это максимизация дивидендов для акционера, то есть для государства. Очень часто приходится слышать, что УГВ монополия, она добывает 70% газа. И у меня возникает вопрос, а как этот рынок вообще живет без “Укргаздобычи”, которое сейчас полностью поставляет газ по ПСО? Вот есть РГК, была и вновь возродилась “Метида”, – они импортируют газ. Продают. И им это не мешает жить. Завезти газ в Украину из Европы – не проблема. И еще по монополизма. Первый пункт в методике анализа монопольного положения – это определить границы рынка.
Так вот вопрос, где наши границы рынка? Точно не Украина. Они гораздо шире, они включают Европу.
– УГВ будет в Европу продавать?
– Будет продавать туда, куда будет наиболее выгодно для акционера группы Нафтогаз, а это, напомню, народ Украины в лице правительства. Все будет зависеть от конъюнктуры рынка.
– Бытовые потребители как сегмент рынка интересующие группы Нафтогаз?
– Да. Интерес есть. Нафтогаз хочет быть драйвером рынка, лидером изменений. Политикам уже давно нужно избавиться даже намеков на то, что они устанавливают цену газа. Государству необходимо заниматься своими непосредственными обязанностями.
– И чем же?
– Правилами! Не только прописыванием правил, но и контролем их выполнения. Потому что просто написаны и не доведены до выполнения нормы, это не правила, а просто бумажка. (ExPro/Энергетика Украины и мира)