Джеффри Берлин, соучредитель и главный операционный директор ООО Ukraine Power Resources, американской компании, занимающейся ветроэнергетикой в Украине.
Из-за атаки правительства на возобновляемую энергетику, Украине угрожает уничтожение одного из самых успешных достижений в привлечении иностранных инвестиций.
В апреле 2017 г. в Украине вступил в силу законодательный акт в отношении режима государственного регулирования “зеленого” тарифа, в результате чего было привлечено более 2 миллиардов евро иностранных инвестиций в развитие мощности возобновляемых источников энергии.
Компании из 13 стран – Бельгии, Канады, Китая, Франции, Германии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Южной Кореи, Швеции, Турции, Великобритании и США – инвестировали в 1,5 ГВт солнечных проектов и в 3,8 ГВт ветровых.
На передовой линии в этой истории успеха были также ведущие финансовые организации.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил и одобрил финансирование в размере более 370 млн. евро направлены на реализацию проектов возобновляемой энергетики.
Финансовая корпорация США по международному развитию инвестировала 400 000 000 долларов (354 млн. евро) на финансирование и страхование от политических рисков для ветроэнергетического проекта в Запорожской области.
Моя собственная компания “Ukraine Power Resources” (Юкрейн Пауэр Ресоурсес) инвестировала разработку двух ветроэнергетических проектов в Одесской области.
Один из них – мощностью 100 МВт, которая финансируется совместно с американской компанией “VR Capital Group”, находится на стадии строительства, а другой – мощностью 122 МВт. Его строительство планируется в ближайшее время.
Правительство Украины “просматривает” режим “зеленого” тарифа
В сентябре 2019 недавно избранное правительство Украины, в тандеме с Офисом Президента, заявил о своих намерениях “пересмотреть” закон, поддерживает “зеленый” тариф, заявив, что все будущие поправки к этому закону будут применяться на сугубо добровольной основе.
Иными словами, компании, которые уже взяли на себя обязательства, не будут заставлять принимать изменения ретроспективе. Принцип верховенства закона преобладать.
Тем не менее, это привело к неопределенности относительно судьбы “зеленого” тарифа и сомнений в готовности правительства выполнять свои обязательства.
Результатом этого стало немедленное прекращение банковского финансирования в сектор возобновляемых источников энергии.
По реализации моей компанией проекта ветроэнергетики мощностью 100 МВт консорциум банков под руководством ЕБРР приостановил комплексную прединвестиционную проверку проекта.
Как следствие, мы продолжили работу с нашим инвестиционным партнером “VR Capital” и начали строительство “урезанной” до 40 МВт версии проекта, уже без финансирования от банков.
Целью правительства было якобы смягчения ежегодных обязательств государственного предприятия “Гарантированный покупатель” по покупке возобновляемой энергии по относительно высоким “зеленым” тарифам.
Речь идет о 15 евроцентов за кВт/ч для проектов солнечной энергетики и 10,18 евроцентов за кВт/ч для проектов ветроэнергетики, введенных в эксплуатацию в 2019 г.
Эти тарифы объясняют высокий инвестиционный риск в Украине, а также краткосрочность соглашений о закупке электроэнергии (РРА), заключаемых лишь к 2029 г., а не на стандартные 20 или 25 лет.
Чтобы достичь с правительством консенсуса по этому вопросу, я подал предложение к Парламентского комитета Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг о снижении ставок “зеленого” тарифа и продление срока действия соглашений покупки электроэнергии (РРА).
Такой подход “снижение и продолжение” позволил бы сохранить прибыльность проектов, которые уже имеют обязательства, уменьшив при этом суммы ежегодных обязательств ГП “Гарантированный покупатель” о приобретении энергии из возобновляемых источников.
Тогда в декабря 2019 г. компании этой отрасли и правительство начали официальный процесс медиации, который возглавил Секретариат Энергетического сообщества.
Принудительная тактика правительства в ответ на консенсусный подход инвесторов
Несмотря на свои обязательства воздерживаться от принудительного тактики во время процесса медиации с участием Энергетического сообщества, правительство оказывало давление на производителей возобновляемых источников энергии, задерживая платежи за произведенную ими электроэнергию по “зеленому” тарифу.
Начиная с марта 2020 г., государственным предприятием “Гарантированный покупатель” было осуществлено лишь 10% от общих ежемесячных платежей. Позиция правительства была ясна: примите наши условия или окажетесь под угрозой банкротства .
9 июня 2020 г. правительство представило компаниям отрасли “окончательный” проект Меморандума о взаимопонимании (MПВ).
Несмотря на свое первоначальное обязательство о том, что все будущие поправки к “зеленому” тарифу будут применяться исключительно на добровольной основе, каждая следующая предложение Правительства для инвесторов в процессе переговоров становилась только жестче.
В этом Меморандуме, вместо того, чтобы применить методику по уменьшению “зеленого” тарифа и продление срока действия соглашений о закупке электроэнергии, правительство резко “срезал” тариф для проектов, которые были сданы в эксплуатацию в 2017-2019 гг. – на 7,5% для “ветра” и на 15% для “солнца”.
А для тех проектов “ветра”, вводимых в эксплуатацию в 2020-2022 гг., было предложено дополнительное снижение тарифа на 2,5% к существующей 10%-ной скидке, которая до этого уже существовала в соответствии с действующим законодательством.
Зато Меморандум “обещает” выплатить задолженность производителям возобновляемой энергии, накапливается с марта 2020 года, и восстановить платежеспособность ГП “Гарантированный покупатель” для обеспечения будущих платежей за производство возобновляемой энергии.
С точки зрения моей компании-разработчика двух ветроэнергетических проектов, которые должны быть построены и введены в эксплуатацию в этом и следующем годах, мы почувствовали “облегчение” от этого предложения правительства.
На самом деле, могло быть и хуже. Но это не то, что мы соглашались: мы инвестировали в ветроэнергетику Украины с 2017 г., надеясь на то, что следующие правительства будут придерживаться законов, принятых их предшественниками.
Тупик для производителей солнечной энергии
Правительство попросило немедленного ответа от инвесторов, и на следующий день, 10 июня, Меморандум о взаимопонимании было подписано двумя ассоциациями, которые представляют компании в секторе возобновляемой энергетики Украины – Европейско-украинским энергетическим агентством (ЕУЭА) и Украинской ветроэнергетической ассоциацией (УВЭА).
В рамках ЕУЭА инвесторы “ветра” преимущественно поддержали Меморандум, поскольку считают, что предложенное снижение “зеленого” тарифа достаточно приемлемым, чтобы вернуть этот сектор в нормальное русло.
Однако среди производителей солнечной энергии правительство поддержки не получил, потому что они, по условиям Меморандума, пострадали бы от такого драматического снижения “зеленого” тарифа на 15%.
Ведущие компании по производству солнечной энергии, на которые это повлияет, – это не украинские компании, с интересами “олигархов”.
Шесть ведущих иностранных инвесторов в секторе солнечной энергетики написали в письме международных финансовых учреждений.
“Некоторые важные пункты не были отражены [в Меморандуме], а один из пунктов является абсолютной неприемлемым для подписантов этого письма – подписан МПВ не предусматривает продления соглашений РРА на 2 года в обмен на соглашение о снижении действующего” зеленого “тарифа на 15% солнечных электростанций, введенных в эксплуатацию до 31 декабря 2019 года. Эти дополнительные 2 года гарантированной закупки электроэнергии по “зеленому” тарифу абсолютно необходимы, по крайней мере, для частичного смягчения негативного влияния на финансовые модели наших проектов солнечной энергетики “.
Выбор президента Зеленского: между принуждением и компромиссом
Правительство подготовило проект закона на основе этого Меморандума, который был утвержден парламентским комитетом по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг и дальше будет подан на рассмотрение всем Парламента.
18 июня президент Зеленский сделал официальное заявление о предоставлении этому закону приоритетного статуса, чтобы его могли принять до начала парламентских летних каникул в середине июля.
Для ЕБРР и других финансовых учреждений возобновление финансирования проектов возобновляемых источников энергии в Украине зависит от достижения консенсуса по реструктуризации “зеленого” тарифа для большинства инвесторов.
Это касается не только инвесторов в “ветер”, но и в “солнце”.
Финансирование ЕБРР также является критически важным для обеспечения постоянной платежеспособности ГП “Гарантированный покупатель”, что является основным обязательством правительства в соответствии с действующим законодательством и Меморандума о взаимопонимании.
Если президент Зеленский сделает “сомнительный выбор” и продолжит придерживаться силовой тактики с применением принудительной, ретроспективной реструктуризацией по отношению к инвесторам, это может привести к многочисленным арбитражных процессов, постоянных перебоев международного банковского финансирования украинского сектора возобновляемой энергетики и долговременной ущерба для внешнего инвестиционного климата Украины.
Основным источником “иностранных инвестиций” в Украине останутся денежные переводы, которые украинские работники в странах ЕС присылают своим семьям.
Зато у президента Зеленского еще есть время выбрать “благородную дорогу” и уйти в направлении консенсусного подхода, который станет историей успеха работы его администрации с инвесторами для достижения приемлемого для всех сторон результата.
Разница между этими вариантами заключается в небольшом, но критическом компромиссе со стороны правительства для обеспечения поддержки производителей солнечной энергии наравне с производителями энергии ветра менее существенное снижение “зеленого” тарифа на солнечную энергию или двухлетнее продолжение соглашений РРА с предложенным снижением тарифа на 15%.
Выбор за президентом Зеленским: “сомнительный выбор” сведет на нет его усилия по привлечению иностранных инвестиций в Украину в глобальных масштабах.
“Благородная дорога” усилит уровень доверия к Украине с точки зрения привлечения дальнейших прямых иностранных инвестиций в ее энергетический сектор и другие сектора экономики.
Выбор этого пути означал бы перспективы расширения возможностей для будущей торговли и инвестиций со стороны США, Европейского Союза и азиатских партнеров.
Этот выбор станет четким сообщением инвесторам во всем мире о том, что под руководством президента Зеленского Украина действительно является “открытой для бизнеса”. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)