Владелец EDS-Engineering Александр Запышный в колонке для “Энергореформы” поделился своим мнением о том, что будет с украинской отраслью ВИЭ после принятия законопроекта №3658.
Считаю важным озвучить то, что волновало и волнует отрасль ВИЭ Украины вот уже девять месяцев. И это далеко не только карантин, который выносим за скобки. Кратко о ситуации, которую имеем на сегодня. Меморандум между Кабинетом министров и профильными ассоциациями подписан. Законопроект №3658, в основу которого легли положения этого Меморандума, прошел первое чтение. Мнения инвесторов разделились: есть ряд компаний (к слову, их немало), которые не согласны на добровольное снижение “зеленого” тарифа без пролонгации срока его действия на два года и грозят судебными разбирательствами.
По итогу отрасль ВИЭ остается, скажем прямо, “подмороженной”, поскольку большинство инвесторов не рискуют продолжать строительство объектов альтернативной энергетики в условиях неопределенности.
Вот что я думаю об этом как инвестор, как строитель и как ответственный гражданин Украины.
Как инвестору мне, конечно же, не слишком хочется добровольно отказываться от дохода, который через “зеленый” тариф в свое время гарантировало государство. Как строитель объектов энергетики я хорошо понимаю, что тариф для новых СЭС в 15 евроцентов без НДС завышен и вступает в противоречие с тенденцией нескольких последних лет по снижению стоимости комплектующих и, как следствие, сокращению срока возврата инвестиций. Как ответственному гражданину, который болеет за развитие своей страны и привлечение инвестиций, добровольное снижение тарифа без пролонгации срока действия мне представляется решением лучшим, чем затянувшийся кризис, который убивает отрасль ВИЭ.
Теперь несколько мыслей о том, что будет дальше в сфере возобновляемой энергетики Украины.
Первое. Уверен, что возобновляемая энергетика Украины так или иначе, меньшими или большими темпами, но будет развиваться. Это неизбежный процесс, поскольку чистая электроэнергия – мировой тренд, который закреплен в украинском законодательстве на уровне приверженности Энергетической Директиве ЕС. Плюс – это вопрос экологии и устойчивого развития, а строящиеся объекты энергетики – это рабочие места для сотрудников моих компаний, это налоги в бюджет, это обеспеченное будущее многих и многих семей.
Второе. Искренне верю, что государство в ближайшей перспективе все-таки озвучит предложения по хранению электроэнергии, выработанной из возобновляемых источников энергии. Это совершенно необходимое решение как для солнечных, так и для ветровых электростанций, которое позволит их балансировать, даст возможность производителям “зеленой” энергии выходить на оптовый рынок и в перспективе заключать прямые договоры с потребителями.
Третье. Продолжаю оставаться неисправимым оптимистом. Оптимистом до такой степени, что как венчурный инвестор разработал ТЭО и начинаю проектировать крупную солнечную электростанцию в Днепропетровской области мощностью 100 мегаватт. Проект с рабочим названием “Большая Медведица” – как созвездие – открыт для соинвестирования и отличается от многих других тем, что у нас изначально есть понимание, куда может поставляться генерируемая электроэнергия.
Мы не стремимся строить СЭС там, где можно договориться о подключении – мы хотим строить там, где наша электроэнергия будет нужна. Речь о дефицитных Северной и Донбасской энергосистемах, где много промышленных предприятий: это Харьковская область, а также части Донецкой и Луганской областей. Несмотря на то, что там работает ряд тепловых электростанций, большинство из них задействовано в сглаживании суточного графика нагрузки энергосистемы и обеспечивать полноценную генерацию промпредприятий не могут.
Я всегда выступал за ответственный подход в бизнесе и игру в долгую, а не стремление к получению быстрой прибыли. Готово ли государство и другие инвесторы к такому формату – покажет только время. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)