Намеченные на ноябрь президентские выборы в США могут стать новым фактором неопределенности для мирового рынка нефти. Если их победителем станет Джо Байден, США могут пойти на новые переговоры с Ираном и Венесуэлой, в результате чего будут смягчены санкции в отношении нефтяной отрасли этих двух стран и на рынке появятся новые баррели черного золота, передает oilprice.
Иран, Венесуэла и Ливия – три члена ОПЕК, которые в настоящее время освобождены от сокращения добычи, – столкнулись с тем, что их добыча нефти и экспорт рухнули из-за гражданской войны в Ливии и все более строгих санкций США в отношении экспорта иранского и венесуэльского сырья.
Если Байден победит в ноябре в президентской гонке, он, скорее всего, продолжит переговоры по политическому переходному процессу в Венесуэле. Кроме того, он может пересмотреть отношение США к ядерной сделке по Ирану и ослабит некоторые санкции в обмен на возврат Тегерана к соблюдению условий частично пересмотренной формой Совместного комплексного плана действий (JCPOA). Об этом говорит рыночный аналитик агентства Reuters Джон Кемп.
Согласно последним опросам, кандидат от демократов Байден опережает действующего президента-республиканца Дональда Трампа. Однако до дня выборов осталось более трех месяцев, поэтому гонка открыта настолько широко, насколько это возможно, учитывая высокую неопределенность в отношении пандемии COVID-19, темпов восстановления экономики США после отмены национальной блокировки и возможность восстановления локальных блокировок на фоне роста заболеваемости коронавирусом в некоторых густонаселенных регионах страны.
В течение последних двух лет администрация Трампа фактически блокировала поставки на мировой рынок около 4 барр./сут. (б/с) иранской и венесуэльской нефти. Кроме того, гражданская война в Ливии в настоящее время сдерживает поставки около 1 млн. барр. сырой нефти в сутки.
ОПЕК+ надеется сбалансировать спрос и предложение к концу этого года. Однако, если в ноябре Байден выиграет президентские выборы, в 2021 г. он может возобновить переговоры по иранской ядерной программе. Сделка Вашингтона с Тегераном вернет на рынки примерно 2 млн. б/с иранской нефти.
“Недавнее убийство Касема Сулеймани, командующего иранскими силами Кудс, привело к удалению опасного противника. Однако оно открыло перспективу постоянно усиливающегося цикла насилия в регионе, и это побудило Тегеран отказаться от своих обязательств по JCPOA, – написал Байден в эссе по иностранным делам в начале этого года. – Тегеран должен вернуться к строгому соблюдению этого соглашения. Если это произойдет, я [также] присоединюсь к нему”.
Большинство текущих прогнозов о глобальных поставках нефти в среднесрочной перспективе основаны на предположении, что Венесуэла и Иран по-прежнему будут находиться под санкциями США и не смогут экспортировать большие объемы сырой нефти в обозримом будущем. Но если внешняя политика США изменится после ноябрьских выборов, возможно, мировому рынку нефти придется столкнуться с увеличением поставок из Ирана и Венесуэлы.
Возможность возврата иранских и/или венесуэльских баррелей на рынок окажет понижательное давление на цены на нефть в течение следующих двух лет, когда, как ожидается, мировой спрос на черное золото приблизится к докоронавирусному уровню.
В случае дальнейшего ограничения поставок сырья странами-подписантами сделки ОПЕК+, в 2021 г. цены на нефть марки Brent могут достигнуть $66/барр., прогнозируют аналитики Energy Aspect.
По мнению главы Международного энергетического агентства (МЭА) Фатиха Бироля, мировой спрос на нефть еще не достиг своего пика. В июньском отчете по нефтяному рынку МЭА сообщило, что по итогам 2021 г. ожидает восстановления спроса до уровня 97,4 млн. б/с. Это на 2,4 млн. б/с ниже уровня 2019 г. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)