Как президент Зеленский подчиняет энергетическую политику государства интересам монополии ДТЭК.
Подчинение государственной политики интересам Рината Ахметова стремительно набирает обороты. Наибольший олигарх страны попеременно использует методы кнута и пряника и постепенно превращает бывшего комика в сравнительно легко управляемый инструмент увеличения своих доходов. Пусть и ценой ущерба для экономики страны и миллионов ее граждан.
С одной стороны, второе правительство Владимира Зеленского, который возглавляет бывший топ-менеджер энергетической монополии олигарха, принимает лоббистские решения, дающие Ринату Ахметову возможность получать сверхприбыли от продажи угля. А народные депутаты от правящей партии “Слуга народа” выступают за возвращение формулы “Роттердам +” в определении цен на этот вид топлива.
С другой стороны – Ахметов не остается в долгу и в ответ не только обеспечивает все большую лояльность своих медиаресурсов для Зеленского, а и щедро финансирует бизнес-структуры самого президента. В частности, недавно стало известно, что студия “Квартал 95” получила ряд заказов от ахметовского телеканала “Украина”. Студия работает сразу над четырьмя сериалами для канала, премьеры которых запланировано уже на 2020 год. Чем не способ расплатиться за поддержку монополии в энергетике?
Весна олигарха
Стремительное усиление влияния олигарха на Зеленского началось после того, как Андрей Ермак возглавил Офис президента, а Денис Шмыгаль, бывший топ-менеджер ДТЭК, соответственно – правительство. А назначение в середине апреля на должность и.о. министра энергетики Ольги Буславец окончательно сцементировало позиции олигарха в энергетической сфере. Тогда это произошло под беспрецедентным давлением ДТЭК: компания ради этого остановила все свои шахты и устами гендиректора Максима Тимченко фактически выдвинула властям ультиматум (см. “Без государственного подхода”, Неделя, № 17/2020 “).
Получение креатурами Ахметова контроля не только над правительством, но и над отраслевым министерством фактически мгновенно отразилось в нескрываемых преференциях для его энергетической монополии. Так, в мае 2020 году в Украине было произведено на 300 млн. кВт-ч тока меньше, чем в апреле. В то же время на государственных АЭС, производящих дешевые киловатты в стране, генерацию было уменьшено аж на 850 млн. кВт-ч (с 6,32 до 5470000000 кВт-ч), но на угольных ТЭС и ТЭЦ она выросла на 640 млн. кВт-ч (с 3,12 до 3760000000 кВт-ч).
Обновленный менее чем за две недели после назначения Ольги Буславец предварительный план производства тока на 2020 год предусматривал дальнейшее резкое снижение генерации на АЭС в июне до 5020000000 кВт-ч (против 5740000000 кВт-ч в июне прошлого года) при сохранении фактически на майском уровне генерации на ТЭС и ТЭЦ (3520000000 кВт-ч). Еще большее снижение производства тока на государственных АЭС на 6500000000 кВт-ч по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было запланировано во втором полугодии 2020 (см. “Лоббизм в действии”). В то же время в целом уменьшение производства тока во второй половине года ожидают только на 3 млрд. кВт-ч.
В конце концов, уже в конце мая мощность угольных ТЭС иногда даже превышала мощность АЭС. Это стало следствием того, что накануне НЭК “Укрэнерго” заставило Энергоатом уменьшить работу своих блоков до половины их номинальной мощности. Под ограничения попали блоки на всех без исключения станциях страны.
Выгоду от такого изменения государственной политики получили лишь структуры ДТЭК: либо непосредственно через свои тепловые электростанции, или, как стало понятно уже скоро – через принуждение государственной “Центрэнерго” к покупке угля на шахтах компании по завышенным ценам.
В частности уже 12 июня и. о. министра энергетики Буславец обратилась к СНБО с просьбой ввести временный запрет на использование ТЭС природного газа и мазута как основного вида топлива. Причина – чтобы “в угольных компаний не забирался рынок сбыта, а шахтеры выходили на работу и получали зарплату”. По ее словам, при условии низких цен на газ, чем на уголь государственная компания “Центрэнерго” для производства электричества сжигала газ вместо угля. “Центрэнерго” в мае использовала 0300000 тонн угля вместо закрепленных в балансе 0500000 тонн, а неиспользованные 0200000 тонн (что составляет, например, месячный добыча шахты “Добропольеуголь”) были замещены 136 млн. куб. м газа. Предыдущим сроком действия запрета было предложено конец 2020 г., но если на энергорынке и дальше будет профицит угля и электроэнергии,
Однако уже 17 июня сам Кабмин Дениса шныряли своим решением определил использования угля приоритетным в производстве электроэнергии на украинских ТЭС. Ольга Богуславец тогда заявила, что “распоряжение предусматривает приоритетное использование отечественного энергетического угля для производства электроэнергии на тепловых электростанциях … Ведь неприемлемо, что мы закупаем импортный газ, тогда как наши шахтеры сидят без работы из-за отсутствия рынка сбыта”.
Тогда на ситуацию был вынужден публично отреагировать даже глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко, под управлением которого находится “Центрэнерго”. Он обратил внимание, что попытки “решить многолетнюю проблему всех шахт за счет другого полуобанкротившихся государственного предприятия – это приговор предприятию. По словам Сенниченко при использовании “Центрэнерго” газа себестоимость киловатт-часа составит 83 коп. А в случае использования только уголь цена электроэнергии вырастет до 1,2 грн., что к концу года может привести к наращиванию дополнительного долга минимум на 2200000000 грн. Это, по мнению чиновника “окончательно поставит крест на” Центрэнерго “. Поэтому он предложил правительству уменьшить обязательства компании по закупке угля только у государственных шахт.
Страна или монополия
Однако для Ахметова и его креатур ключевой мотив – как раз интересы монополии, а не государственных шахт, генерирующей компании или конкурентоспособности экономики в целом. Именно поэтому добыча на государственных шахтах только ускоряет падение, пока основные преференции предоставляются ДТЭК.
Чтобы держать все слабее Офис президента в тонусе, обеспечить поддержку своим людям в руководстве правительства и Минэнерго и дожать “Центрэнерго” таки начать закупки угля в олигархической монополии по завышенным ценам, в начале июля в Киеве высадили очередной десант подконтрольных Ахметову шахтеров. Даром, что полученные ДТЭК сверхприбыли самом деле выводят за границу через оффшорные прокладки для покупки элитной недвижимости в курортных регионах Европы, то есть они даже не доходят до шахтеров, о которых декларативно заботятся в Зеленского.
А сама ДТЭК, требуя преференциальных условий для собственного угля внутри страны, и дальше сотнями тысяч тонн завозит антрацитовый уголь из России с подконтрольных шахт в Ростовской области. В частности, уже в апреле, когда Ахметов шантажировал Зеленского остановкой добычи сначала на “Добропольеуголь”, а затем и на “Павлоградугле”, на ТЭС Украины было завезено 208,5 тыс. Тонн российского антрацита, из которых 93 тыс. тонн ушло на электростанции ДТЭК.
В мае-июне доля энергомонополии Ахметова в импорте российского топлива еще больше возросла: если в мае на нее пришлось 92,1 тыс. Тонн из всех завезенных для нужд ТЭС 147,6 тыс. Тонн российского антрацита (то есть около 62%), то в июне уже 86,7 тыс. тонн с 118,6 тыс. тонн (более 73%). Не случайно, что решение правительства шныряли о введении с 1 апреля специальной пошлины в 65% на уголь, ввозимое из РФ, не распространялось на антрацит.
Однако крупнейшим потребителем российского угля была и остается Славянская ТЭС “Донбассэнерго”. По тогдашним сообщениям СМИ, нынешняя и.о. министра энергетики лоббировала интересы этой ТЭС еще когда работала в министерстве под руководством Игоря Насалика. В первом квартале 2020 с 629 тыс. Тонн российского антрацита потребленного всеми украинскими ТЭС, 423 тыс. Тонн сожгла Славянская ТЭС (67%), к тому же в марте вообще речь шла о 122 тыс. Тонн с 137 тыс. Тонн. В апреле – мае и сама ТЭС использовала 185 тыс. Тонн с 355 тыс. Тонн всего сожженного на ТЭС страны антрацита.
Хотя критической потребности в работе этой ТЭС, работающая только на российском топливе, как показала весна 2017 (см. “Есть ли жизнь без антрацита”, Неделя, № 19/2017), никогда не было. Ее мощности вполне может компенсировать и Запорожская АЭС, и расположены рядом ТЭС, работающих на газовом угле внутренней добычи. Но такие альтернативные мощности уже длительное время ограничиваются ради сжигания на Славянской ТЭС миллионов тонн импортируемого из РФ антрацита. Что нельзя объяснить ничем иным, кроме мощным лобби в соответствующих органах власти.
С начала июля 2020 г. более 50% из 54 тыс. т всего потребленного в Украине российского угля снова сожгла Славянская ТЭС. Однако фокус внимания руководства правительства и Минэнерго направлен не на нее, а на дальнейшее укрепление монопольных позиций компании Ахметова в ущерб украинской энергетике и экономике в целом.
В то же время вследствие преференций энергомонополии олигарха, что привело к резкому завышению цен на внутреннем рынке страны, украинская электроэнергия закономерно полностью потеряла конкурентоспособность на рынках всех соседних европейских стран, на которые ее недавно поставляли в значительных объемах (см. “Потеря конкурентоспособности”). Если в прошлом году в мае – июне ежемесячные объемы его экспорта достигали 580 и 340 млн. кВт ч соответственно, то в мае – июне 2020-го уменьшились до 125-100 млн. кВт ч.
Неконкурентоспособность украинской энергетики привела к “ручному” закрытие в апреле доступа к украинскому рынку тока из соседних стран ЕС. Это дало монополисту возможность искусственно поддерживать значительно выше, чем в остальной стране, цены на электричество в пределах Бурштынского энергоострова (Закарпатская и большая часть Ивано-Франковской и Львовской областей). Но это еще больше ухудшило условия для работы всего украинского бизнеса, который ее; и нанесло удар по конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Как следствие, создаются стимулы для роста импорта и уменьшение экспорта товаров, а значит и снижение их производства в Украине. Стоимость тока играет не последнюю роль и при принятии бизнесом решения о размещении новых, не говоря уже о переносе имеющихся производственных мощностей.
Еще до введения рынка электроэнергии, в начале прошлого года Неделя предостерегал, что его запуск без решения застарелых проблем украинской энергетики может создать новые вызовы вместо улучшения ситуации (см. “Новые правила для старых проблем”, Неделя, № 8/2019). Ринат Ахметов и его ДТЭК контролирует 90% всей добычи энергетического угля в стране и производство львиной доли тока тепловыми электростанциями, а следовательно, делал и продолжает делать ставку лишь на возможность навязывать собственные условия потребителям. Это реализуется через шантаж государства и расстановку своих людей на ключевые позиции в органах власти. Из-за слабого президента Зеленского монополист получил для этого новые беспрецедентные возможности, сравнимые только со временем правления регионалов.
Отказ от импорта антрацита с одновременным наращиванием внутреннего добычи угля газовых марок и переоборудование под него всех ТЭС страны – оптимальный выход из проблемной ситуации, в которую попала энергетика Украины. Однако этот процесс невозможен без демонополизации угледобычи и тепловой генерации. Ведь сейчас на пути от добывающих предприятий до ТЭС топливо проходит через оффшорные “прокладки”, которые в конечном итоге и концентрируют сверхприбыли. А сама монополия не заинтересована в наращивании объемов добычи и снижении цены.
Поэтому единственный путь к решению застарелых проблем украинской энергетики пролегает через принудительное распределение угледобывающих и генерирующих активов ДТЭК по крайней мере на три-четыре компании с действительно независимыми конечными владельцами, которые будут заинтересованы в наращивании добычи с целью вытеснения конкурентов. Так можно обеспечить реальную конкурентную биржевую торговлю углем в Украине. Это даст возможность формировать цену топлива без привязки к котировкам в Роттердаме или Южной Африке и повлечет за собой снижение стоимости тока, вырабатываемого из него на ТЭС. (Александр Крамар, Неделя/Энергетика Украины и мира)