29 июля Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) обнародовала проект постановления о внесении изменений в “Кодекс газотранспортной системы”.
В случае принятия этих изменений расходы трейдеров на балансировку вырастут с 10 до 20%, а уровень доходности Оператора ГТС возрастет с 20% до 40%. Также уменьшается размер допустимого отклонения небалансов трейдеров с 10 до 3%, что в нынешних условиях достичь практически невозможно, особенно небольшим и средним поставщикам.
ExPro пообщалось с президентом Ассоциации “Газовые трейдеры Украины” Андреем Мизовцем относительно деталей этих нововведений, и о том, каким образом в условиях будущих изменений сохраняется трейдинг газа в Украину.
– На газовом рынке наблюдается резкий рост небалансов в июне и июле текущего года, с чем это связано?
– Начнем с того, что функциональное назначение Оператора ГТС заключается как в физическом, так и коммерческом балансировании ГТС и отношений на рынке. Это прямо прописано в Кодексе ГТС (1 статья, раздел I). Если Оператор ГТС с физическим балансировкой справляется, не допуская аварий на трубопроводах, то с точки зрения коммерческого балансировки является недоработки. В частности, зимой возникла ситуация, когда на рынке наблюдалось значительный рост положительных небалансов, а летом, ситуация противоположная – большие негативные небалансы. Из прессы мы узнали, что ОГТСУ именно то недоволен действиями поставщиков газа – трейдеров, свободных игроков рынка.
– То есть трейдеры “завалили” рынок небаланса?
– Примерно так это выглядит, исходя из заявлений Оператора (смеется – ред.). На самом деле ситуация заключается в простых вещах. Трейдинг в газе, как и в других сферах – это когда ты находишь ресурс дешевле, а продаешь дороже. И сегодня все трейдеры, которым выданы лицензии на осуществление такой деятельности, а их около 700, работающих в пределах того законодательства, которое действует в этой области, используя рыночные механизмы. Ситуация которая сложилась зимой и летом (с положительными и отрицательными небаланса) четко отражает рыночную ситуацию. То есть, в какие-то периоды реальные рыночные цены отличаются от маржинальных цен Оператора ГТС.
По информации самого же ОГТСУ, за 6 месяцев 2020 г. со всей суммы за негативные небалансы, а это – 1031000000 грн., небалансы поставщиков составляют – 0,25%, все остальное облгазы!
– Мы помним, что в феврале Вы делали заявление о необходимости совершенствования ОГТСУ механизма расчета базовой цены газа, которая является основой формирования маржинальных цен купли-продажи. С тех пор что-то изменилось?
– Нет к сожалению! В том-то вся и дело. Оператор, который является субъектом законодательной инициативы в Кодекс ГТС, за полгода мог бы отреагировать на проблемные моменты, которые по его утверждению, искажали ситуацию на рынке. Поэтому обвинять сейчас трейдеров в том, что они пользуются ситуацией, когда газ приобретен у Оператора, как негативные небалансы, стоит дешевле, чем на свободном рынке, мне кажется это необоснованно и непрофессионально!
– А как вы, исходя из своего опыта, видите решение данной ситуации с небалансами? Компании-члены Ассоциации, то реагируют на данные обвинения?
– Игроков на рынке, как я уже говорил, очень много. Но, поскольку Ассоциация очень активна в выработке законодательства области, то мы реагируем, информируя общество о реальном состоянии дел на рынке природного газа, который еще реформируется.
Так, на решения по небалансам, как известно, цены на украинском рынке коррелируются с европейскими. Сегодня можно наработать механизмы для того, чтобы цена балансировки Оператора ГТС отражала реальную рыночную цену, как сейчас на украинском рынке. Тогда у нас не было, например, зимней ситуации, когда Оператор в эйфории от заключения долгосрочного контракта в конце месяца, “задним” числом изменил базовые цены газа на январь.
Аналогичная ситуация повторяется и сейчас. Если Оператор ГТС не успевает меняться параллельно с рынком, то срочно сделайте выводы и корректируйте политику. Рынок для того и существует, чтобы эти проблемные моменты и неучтенные нюансы откорректировать. Лучший выход – это сесть за стол со всеми участниками рынка, обсудить проблемные вопросы, найти конструктивные решения и откорректировать Кодекс ГТС, учитывая интересы всех участников рынка.
– Проект постановления НКРЭКУ, об изменениях в Кодекс ГТС о котором упоминалось в начале интервью, обсуждался с участниками рынка?
– Нет к сожалению. На сегодня я вижу, что все свелось к тому, что во всем опять виноваты трейдеры, и поэтому их нужно загнать в рамки, является, по моему мнению, ошибочным путем в этой ситуации. Ведь с одной стороны нам декларируют европейские принципы, а с другой, пользуются коммунистическими лозунгами: запретить, обязать, наказать и т. д.
Поэтому сегодня, учитывая ситуацию, трейдеры будут обращаться к НКРЭКУ, привлекая к работе над усовершенствованием механизма балансировки всех возможных европейских партнеров.
– Кстати, как вы можете объяснить, что на фоне небалансов, по данным ОГТСУ, в июне объемы негативных небалансов составили 308 млн. куб. м, а с 1 по 23 июля – 458 млн. куб. м… Оператор не работает в убыток?
– Очевидно, что природный газ, который используется ОГТСУ для балансировки, продается трейдерам с 10% премией. Поэтому очень странными выглядят слова, небалансы создают серьезные проблемы для нашей ГТС. Я бы это назвал манипуляциями или подменой понятий. Оператор ГТС получает прибыль в любом случае, потому что он получает газ для балансировки по цене около 2600 грн./тыс. куб. м, а трейдерам продает с наценкой + 10%. То есть трейдеры, гарантируя работу оператора ГТС с рентабельностью минимум + 10%, виноваты в том, что “завалили” рынок небаланса?!
При этом возникает вопрос, а какой же тогда уровень прибыли устроит Оператора? Потому, имея 10% премию к базовой цене, нужно учитывать, что при балансировке Оператор покупает избыток у трейдера по цене (-10%) от рыночной цены, а продает на 10% дороже рынка. Поэтому речь идет фактически о 20% премии. В то же время Оператор декларирует, что он не должен иметь прибыли по балансировке, что они просто сбалансировать спрос и предложение.
Еще раз – все проблематика этих отношений заключается в том, что надо усовершенствовать коммерческую часть балансировки Оператора ГТС. В противном случае не исключено, что осенью и зимой ситуация может снова повториться. Мы будем постоянно наступать на одни и те же грабли, пока мы это не исправим.
– Оператору ГТС Украины нужно повысить цены балансировки?
– Все очень просто – цены балансировки ОГТСУ должны отражать реальную ценовую ситуацию на газовом рынке в Украине.
– Почему они не отражают?
– Возможно, потому что контракты Оператора ГТС привязаны к NCG и изменений именно на этой бирже. Возможно, есть какой-то временной промежуток между ценами на NCG и ценам балансировки в Украине. Здесь можно много гадать, но это еще раз говорит о том, что механизм определения базовой цены газа нужно совершенствовать. Тогда не будет обвинений со стороны трейдеров Оператора ГТС, ни со стороны Оператора – трейдеров.
Я поддерживаю Оператора в том, что цена должна быть рыночной и поставщики имеют балансировать свой портфель аналогично другим европейским рынкам, где выгоднее выйти на биржу, чем балансироваться у Оператора. По моему мнению, ОГТСУ ежедневно должен выходить на биржу, формируя базовую цену в соответствии с рыночной уровня цен в Украине, а не пользоваться средне- и долгосрочным контрактам. Поэтому мы приветствуем шаги ОГТСУ в этом направлении.
– То есть в итоге можно сделать вывод, что цены негативных небалансов примерно на 200 грн. за тысячу кубометров ниже, рыночных?
– Сейчас да, но в начале месяца рыночная цена была несколько выше – примерно 3400-3500 грн./тыс. куб. м, то есть маржа была еще больше.
– Как определить заказчик услуг транспортировки умышленно пользуется этой маржой или неумышленно?
– У меня нет объяснений, и вопрос этот – к Оператору ГТС. На каких законодательных основах основывается их позиция – непонятно.
– Между тем раздаются обвинения и в сторону иностранных трейдеров …
Еще раз повторю, что в Кодексе ГТС, которым руководствуется Оператор, таких определений нет. На сегодня заявления Оператора ГТС выглядят голословными. Если, действительно, есть вина участников рынка, то она должна быть доказана в установленном порядке. А, главное, как в известном анекдоте – в поисках виновных не выйти на самих себя (смеется – ред.).
– “Нафтогаз” как группа на газовом рынке представлена несколькими структурами: ХПК “Нафтогаз Украины” и “Нафтогаз Трейдинг” и теперь уже отдельный Оператор ГТС. Одни работают с оптовыми клиентами (“Нафтогаз Трейдинг”), а другие с розничным сегментом (ХПК “Нафтогаз Украины”). Складывается интересная ситуация – одна группа, но разные цены. Что здесь происходит и как они себя позиционируют на рынке?
– Прекрасный вопрос. Сегодня все игроки рынка ориентируются в своих ценовых предложениях на три главных бенчмарки формирования цен на природный газ для промышленного сектора. Первое – это цена импортного паритета, цены продажи природного газа украинской добычи и цена на торгах на Украинской энергетической биржи.
Ценовые бенчмарки “Нафтогаз Трейдинг”, которые есть на украинском энергетической биржи – свидетельствуют о том, что цена августовского ресурса была около 3300 грн./тыс. куб. м. В то же время, промышленные потребители получают коммерческие предложения на август от филиала ООО “ГК” Нафтогаз Украины” (г. Кропивницкий), по цене 3000-3060 грн. с НДС, на 7-10% ниже рыночных цен.
В результате, о котором прозрачный рынок бытовых потребителей мы можем говорить, если в июне та же филиал ООО “ГК” Нафтогаз Украины “предлагала газ на июль по 2700 грн./тыс. куб. м. При том, что рыночная цена июля на тот момент была выше, чем 3200 грн./тыс. куб. м. За счет какого ресурса происходит такой демпинг? Не за счет ресурса государственной компании “Укргаздобыча”?
Кстати Ассоциация, в связи с многочисленными обращениями членов АГТУ, которые отреагировали на эту ситуацию, обратилась в Антимонопольный Комитет Украины и НКРЭКУ по проверке ООО “ГК” Нафтогаз Украины “на предмет возможного ценового демпинга на рынке природного газа.
– То есть, выглядит так, что базовые цены ОГТСУ в июне-июле и ценовые предложения филиала НАК были почти одинаковыми?
– Верно! И при этом мы видим, что трейдера НАК эта цена (несмотря на риски поставки) полностью устраивает, а Оператор ГТС, дополнительно заработав 10% (!), Обвинил трейдеров в небаланса! Но и в первом, и во втором случаях речь идет де-факто об одном и том же ресурс газа.
– Недавно “Нафтогаз” победил в конкурсе на избрание “Поставщика последней надежды” (ПОН). При этом компания предложила 0% премии. Неужели это выгодно?
– Скорее всего, есть другие мотивы. На рынке распространяется информация о том, что сегодня Минэнерго рассматривает возможность сотрудничества с ПОН не только 60 дней, а на неограниченный срок. ПОН, который должен быть страховым механизмом для потребителей, потеряли поставщика, задекларировал цену 2711 грн./тыс. куб. м с 0% премии. Но страховой механизм всегда дороже на рынке! Сейчас ПОН в такой ситуации, когда он может собрать всех потребителей с рынка, предлагая им цену на 20% ниже рыночной. В данном случае снова возникает вопрос: за счет какого ресурса газа ПОН будет формировать столь низкую цену? Ведь мы знаем, что импортный паритет на сегодняшний день это около 3200-3250 грн./тыс. куб м. Следовательно, если ПОН формирует цену на 500 грн. ниже, соответственно у него есть ресурс, который стоит на 1000 грн. дешевле. А теперь догадайтесь, ресурс которой компании может так стоить?
Если действительно стратегия государства сейчас заключается в том, чтобы забирать газ у “Укргаздобыча” и сформировать социально низкую цену для населения, тогда вопросов нет … Но, на мой взгляд, население, как и промышленность, должен платить рыночную цену. Сейчас цены на газ низкие и населения абсолютно спокойно может платить по рыночным ценам. Не будет никакого искажения цен и потребитель со временем привыкнет, что цена может меняться в зависимости от сезона, объемов закупки и тарифных предложений.
– УГВ добывает почти 14 млрд. куб м товарного газа в год и сейчас идет активное обсуждение о доступе к ресурсу УГВ всех участников рынка. Пока единственным покупателем ресурса УГВ является “Нафтогаз”. Возможно, частные компании могли бы дать лучшую цену и условия расчета, например по предоплате? Тогда УГВ могла бы разнообразить свой сбыт, например, часть продавать по фьючерсным контрактам.
– Здесь мы снова возвращаемся к вопросу – открытие рынка газа для населения. Если рынок открывается, а это должно произойти за несколько дней, то по объему газа УГВ в 14 млрд. куб. м – объем потребностей для теплокоммунэнерго (ПСО для ТКЭ завершается 1 мая 2021 г.) составляет около 8 млрд. куб. м в год. То есть, 6 млрд. куб м ресурса УГВ высвобождаются. У нас есть ПОН, у которого есть свои ресурсы. Почему бы эти 6 млрд. куб м не отдать на рынок? Хотя бы часть – 20-25% для начала. Реализовав эти объемы через биржевые механизмы, УГВ получит средства, которые трейдеры заплатят сразу, в том числе и по фьючерсным контрактам.
Продажа УГВ уволенного ресурса на бирже – реальный рыночный механизм определения цены. Тогда ни у кого не будет никаких обвинений, что кто-то переплатил или недоплатил за газ. Все будут понимать реальную рыночную стоимость газа на рынке. Но мы идеализируем ситуацию, реальность сейчас такова, что “Нафтогаз” не хочет допустить выхода УГВ на свободный рынок и они об этом неоднократно заявляли публично.
– Но должны быть какие-то механизмы… Кодекс ГТС регламентирует работу Оператора, Закон о рынке газа регламентирует работу рынка. А механизм регламентирует реализацию газа УГВ?
– В наших польских соседей законодательно урегулирован процент обязательной продажи газа через биржевые механизмы. Почему не ввести аналогичный опыт у нас? Это может быть полезной инициативой Минэнерго о внесении изменений в законодательство. Компания УГВ напрямую будет получать средства для своего развития, а не через материнский холдинг. Но “Нафтогаз” снова говорит, что мы вмешиваемся в его структуру корпоративного управления, посягающих на государственное и т. д. Хотя, как по мне, для избежания несвоевременных или неполных расчетов самого “Нафтогаза” перед УГВ, это необходимо. Почему “Нафтогаз” не отпускает УГВ? Очевидно, потому что это дешевый ресурс, за который можно платить тогда, когда у тебя есть возможность и желание это делать.
Еще одна ситуация – у нас была программа 20/20. Для чего она делалась и почему была поднята цена для населения? Потому что планировалось собрать средства с населения, направить их на развитие газодобычи, чтобы увеличить его до 20 млрд. куб м, а тогда цена на газ снизится.
А то, что видим сейчас – новые крайности. Мы будем отдавать населению более дешевый ресурс по нерыночной цене, тем самым убивая национальный газодобыча. Это такая новая стратегия? А как же тогда энергетическая безопасность? Ведь при отсутствии российского транзита и уменьшении добычи, мы не сможем покрыть потребности в потреблении газа зимой.
– В последнее время много раздается заявлений о необходимости совершенствования принципа “нейтральности”, прописанного в Кодексе ГТС. В чем его проблематика сейчас?
– Оператор ГТС задекларировал, что он должен быть неприбыльной организацией в плане балансировки. То есть дополнительные затраты, которые он понесет, будут пропорционально переведены на участников рынка. И наоборот, если он получит прибыль, то он обязательно поделится этой прибылью пропорционально со всеми участниками рынка. Согласно нынешней редакции Кодекса ГТС, по 2019-2020 газовый год, плата за нейтральность не применяется. По 2020-2021 газовый год, который начался 1 марта, плата начнет начисляться 1 октября, но платить ее нужно будет один раз – 1 января 2022 г. Поэтому сейчас на платформе ГТС все поставщики видят цены, согласно ставки платы за нейтральность, которая рассчитывается как доходы Оператора минус его расходы и разделен на объемы протранспортированного газа. Начиная с марта она выросла более чем в 5 раз – начиналось все с 0,09 коп./тыс. куб. м.
– А почему она растет?
– Я так понимаю, что у Оператора растут расходы. Здесь странная ситуация, поскольку плата применяется и к поставщикам, которые работают исключительно на виртуальной торговой точке (ИТЛ) внутри ГТС, не подавая газ в систему, не отбирая ее, не заказывая никаких услуг по транспортировке, то есть никоим образом не разбалансируя систему. Почему они должны платить?
– Тогда получается ИТЛ не нужно вообще учитывать?
– Позиция Оператора в том, что если мы не будем учитывать передачу на ИТЛ, то плата за нейтральность будет очень высока. Даже в определении в Кодексе ГТС говорится, что это плата за нейтральность балансировки. Какие балансирующие действия Оператор ГТС применил для того, чтобы подтвердить торговое оповещения на ИТЛ? Там вообще балансирующие действия? Для поставщика плата за мощность, плата за балансировку и появляется еще плата за нейтральность. Более различных налогов.
– Что предусматривает плата за мощность?
– Это плата за транспортировку, которую ранее принимал “Укртрансгаз”, трансформировалась в плату за мощность. Трансформировалась следующим образом: если раньше Оператор ГТС имел отношения с потребителями, то они перебросили плату теперь на поставщиков, поскольку их гораздо меньше.
– Легче контролировать?
– Абсолютно верно. Возможно, это разумно. Если поставщик должен поставлять газ потребителю, пусть тогда и платит за услугу по транспортировке газа магистральными сетями. С балансировкой тоже понятно.
А вот механизм платы за нейтральность надо либо отменять или срочно совершенствовать. Сегодня механизм начисления этой платы – непрозрачный. Никто из участников рынка не понимает, какие расходы включены в перечень применяемых при определении ставки платы за нейтральность. Мы не понимаем, доходы Оператора туда включены. Как мне кажется, эта ситуация напоминает проблему с небаланса, когда коммерческим балансировкой Оператор не желает заниматься.
Добавлю, что дело ведь даже не в сумме начисленных платежей по “нейтральности”, а в том, что мы не знаем, какая будет ставка за следующий период, в котором должно происходить торговля газом. Трейдеры в своей деятельности должны учитывать все расходы. Но если мы говорим об августе, то он уже законтрактован, но сумму августовских начислений за нейтральность будет известно только 20 сентября, в то время как отчетность подается до 15 сентября. Каким образом можно учитывать данные цифры, если их получают через 5 дней после окончания срока подачи отчетности. Возможно, это можно рассчитывать по каким алгоритмом с соответствующим коэффициентом или прогнозом, чтобы участники рынка могли в своей деятельности оперативно руководствоваться четкими цифрами.
– То есть плата за мощность определяется НКРЭКУ, а плата за небалансы и ставка платы за нейтральность – рассчитываются уже самим Оператором?
– Именно так. Небалансы рассчитываются исходя из базовой цены газа. Плата за нейтральность рассчитывается по непонятным механизмов расходов и доходов.
Мы еще не учли в деятельности поставщика такой момент, как финансовая гарантия. Для того, чтобы я мог работать, я или сделать предварительную оплату стоимости транспортировки, или предоставить банковскую гарантию.
То есть, либерализуя этот рынок мы приходим к тому, что у нас появляется все больше платежей, которые в принципе быть не должно. К примеру, есть британский опыт. Там все просто. Есть Регулятор, который ставку тарифа для транспортировки для Оператора высчитывает, основываясь на прогнозных цифрах объемов транспортировки, расходах, процентные прибыли, после чего эти цифры делятся на объем транспортировки. Вот и все. Нет никакой платы за нейтральность.
Вместо упрощения системы работы на рынке, мы почему-то все начинаем снова усложнять, постоянно придумываем все новые и новые механизмы, которые только усиливают монополизации рынка, вместо его либерализации. (ExPro/Энергетика Украины и мира)