Зачем вводить RAB-регулирования в Украине, как облэнерго зарабатывают на данный момент, в какой форме НКРЭКУ хочет ввести RAB-тариф, почему олигархи против, и что будет с тарифами на электроэнергию.
В апреле Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) представила проект перехода на стимулирующий тариф для облэнерго. Это так называемый RAB-тариф – Regulatory Asset Base, или регулируемая база инвестиционного капитала.
Для того, чтобы стимулирующий тариф для операторов систем распределения электроэнергии (ОСР, облэнерго) заработал с 2021, НКРЭКУ должна утвердить постановление о RAB-регулирования до конца 2020 г.
НКРЭКУ предлагает, чтобы RAB в Украине вводился сразу для всех операторов системы распределения электроэнергии, в том числе и для государственных. Как известно, в Фонде государственного имущества (ФГИУ) в управлении находится шесть облэнерго. Предполагается, что переход этих облэнерго на RAB-тариф увеличит приватизационную стоимость объектов.
Сейчас продолжаются дискуссии. Участники рынка лоббируют свою версию методики, приведет к большему росту тарифов.
“БизнесЦензор” разбирался, зачем вводить RAB-регулирование, как облэнерго зарабатывают на данный момент, в какой форме НКРЭКУ хочет ввести RAB-тариф, почему олигархи против и что будет с тарифами на электроэнергию?
Что такое RAB-тариф?
Стимулирующий тариф или RAB-регулирования (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) предполагает рост дохода компании в зависимости от размеров инвестирования.
Методика применяется для стимулирования инфраструктурных компаний. Например, это могут быть компании, которые управляют электрическими и газовыми сетями, водоканалы, дороги, метро или аэропорта.
RAB-регулирование давно используется в Европе, как эффективная модель стимулирования модернизации и развития инфраструктуры.
Как это работает? Компания, которая эксплуатирует сети и инвестирует в их развитие, получает в тарифе дополнительный процент, который формирует ее прибыль и фонд будущей модернизации.
Простыми словами – в тариф на распределение и поставку электроэнергии или газа включается определенный процент от размера капитала компании, с которого компания получает прибыль и инвестиции для дальнейшей модернизации. Таким образом, компания заинтересована больше вкладывать в модернизацию инфраструктуры, ведь чем больше компания создаст новых активов, тем больше прибыли он получит.
От RAB-регулирование выигрывают все участники процесса: инвестор получает гарантированную прибыль на свои инвестиции, потребитель качественную услугу, а государство – обновление инфраструктуры.
Зачем вводить RAB-регулирования в Украине?
Изношенность энергосетей Украины на сегодня составляет 80%, половина из них требует безотлагательного ремонта.
Ежегодно из-за изношенности сетей и отсутствие достаточного объема инвестиций, потери электроэнергии составляют 11% производимого объема.
Как сообщил в интервью БЦ председатель НКРЭКУ Валерий Тарасюк, сегодня около половины тарифа операторов систем распределения электроэнергии (облэнерго) идет на покрытие технологических потерь электроэнергии в сетях.
В Европе средний показатель SAIDI (System Average Interruption Duration Index), который определяет частоту отключений электроэнергии в результате изношенности, составляет 100 минут в год. В Украине он – аж 700 минут.
Энергосети нуждаются в модернизации, ведь 64% из них были построены 40 лет назад.
По оценкам директора ГП “Укрпромвнешэкпертиза” Владимир Власюк, адекватный объем инвестиций в один километр энергосетей должна составлять $1,5 тыс., В то время в Украине этот показатель находится на уровне $180-200 на километр.
Как облэнерго зарабатывают на данный момент?
Сегодня тариф операторов системы передач электроэнергии (облэнерго) формируется по принципу cost plus (расходы плюс).
Он предусматривает включение в тариф облэнерго операционных расходов (зарплаты, топливо, расходные материалы), амортизации активов, расходов на покрытие технологических потерь электроэнергии в сетях, а также прибыли – пока в тарифе включено 3% рентабельности оператора системы передачи.
Данная модель не стимулирует владельцев инвестировать в модернизацию сетей собственные или кредитные средства.
В то же время, чтобы получить прибыль, акционеры операторов системы передачи выводят деньги из-за закупки в связанных компаний товаров и услуг по завышенным ценам, или же берут дополнительную плату у потребителей за подключение к своим сетям.
В какой форме НКРЭКУ хочет ввести RAB-тариф?
Согласно одобренному НКРЭКУ проектом перехода на стимулирующее RAB-тариф для облэнерго, предлагается активы облэнерго разделить на старую и новую базы. Старая база – это все активы облэнерго, которые были созданы до введения RAB-тарифа. Новая база – это те активы, которые будут созданы после начала действия RAB-тарифа.
Далее регулятор предлагает ввести в тариф на распределение электроэнергии фиксированную ставку доходности.
На старую базу активов предлагается ввести 1% доходности, на новую – 15%. Норма доходности на новую базу активов привязана к средневзвешенной стоимости капитала – WACC (Weighted Average Cost of Capital).
На 4 августа средневзвешенная стоимость долгосрочных кредитов для юридических лиц, по данным НБУ, составляла 15,3%.
То есть каждый год оператор системы передачи (облэнерго) получать из тарифа 1% от стоимости “старых” активов, переоценку которых в 2016 году провел Фонд государственного имущества. В связи с переоценкой, реальный прирост дохода на старую базу будет больше.
Например, “Киивоблэнерго” Рината Ахметова были переоценены в 13 млрд. грн. Таким образом, благодаря RAB-тарифам, облэнерго олигарха будет получать 130 млн. грн. прибыли из старой базы активов.
Сам RAB-тариф, кроме нормы прибыли (1% – на старую и 15% – на новую) будет включать в себя операционные расходы и амортизацию. Отчисления на амортизацию, как объяснил председатель НКРЭКУ, после оценки ФГИУ вырастут в разы.
С тарифа будут отобраны прибыль – он будет заменен нормой доходности на старую и новую базы.
Однако проектом НКРЭКУ предусмотрено, что половина прибыли, начисленной на старую базу активов (1%), обязательно должна быть реинвестированная в сети.
Эти деньги компании обязаны направлять на модернизацию сетей, уменьшать технологические потери электроэнергии, а также снижать показатель SAIDI.
Чем активнее облэнерго будет уменьшать показатель потерь электроэнергии в сетях, тем больше денег из тарифа сможет оставить себе.
В то же время, если компания не будет выполнять условия по снижению показателя SAIDI, Регулятор может оштрафовать ее на сумму до 5% от общего дохода.
Какую методику RAB-тарифа требуют облэнерго?
Владельцы облэнерго не поддерживают предложение НКРЭКУ с двумя ставками прибыльности – 1% на старую базу активов, 15% – на новую базу.
Их аргумент таков: чтобы строить новые активы и получать 15% прибыли в тарифе – нужно взять кредит с процентной ставкой от 15%. В таком случае, облэнерго не получит прибыли и понесет расходы на выплату процентов по кредитам.
Именно поэтому, из-за своих лоббистов, они настаивают на введении реформы RAB-регулирования по европейской модели. За ней, на старую и на новую базу активов начисляется одинаковая ставка прибыли, которая рассчитывается на основании показателя средневзвешенной стоимости капитала (WACC).
По такой схеме, например, “Киевоблэнерго” в первый год регуляторного периода (который продлится три года) получит на старую базу активов 15% прибыли, а это уже 1950000000 грн. Однако половину из этой суммы он обязан направить на модернизацию.
Почему у нас не так как в Европе?
Лоббируя привязку ставки доходности в RAB-тарифе к показателю средневзвешенной стоимости капитала (WACC) на старые и новые активы, операторы системы распределения пытаются создать модель получения прибыли и модернизации электросетей за счет потребителей, не рискуя своими или кредитными, средствами.
Они апеллируют к европейской практике, где действительно на старые и новые активы в RAB-тарифе устанавливается одинаковая ставка доходности.
В то же время, в Украине облэнерго эксплуатируют инфраструктуру, которая в основном была создана еще во времена Советского Союза, и за которую потребители уже заплатили.
Кроме того, нынешние владельцы облэнерго, которые получили эти активы в результате приватизации госимущества на непрозрачных и бесконкурентных конкурсах по заниженным ценам, в течение многих лет не спешили инвестировать в сети, выводя деньги из компаний через закупки на свои аффилированные структуры.
То есть, владельцы облэнерго требуют установить для них в тарифе, который оплачивают все потребители, доход на капитал, который они не создавали.
К тому же, в 2016 году Фонд госимущества по согласованию с НКРЕКЕП, которую в то время возглавлял Дмитрий Волк – ставленник Петра Порошенко, изменил методику оценки облэнерго. В результате, после переоценки, стоимость активов старой базы выросла в два раза.
Эта оценка далека от реальной стоимости облэнерго. Например, в 2012 г. “Винницаоблэнерго” было приватизировано за 350 млн. грн. ($43700000 – по курсу 8 грн./$), “Днепрооблэнерго” – за 1300000000 грн. ($162500000 – по курсу 8 грн./$).
После переоценки в 2016 году стоимость активов первой компании выросла до 8100000000 грн. ($326600000 по курсу 24,8 грн./$ на июль 2016 г.), второй – до 13360000000 грн. ($539 млн. по курсу 24,8 грн./$ на июль 2016 г.).
Вот другой пример: в 2019 г. ДТЭК Рината Ахметова приобрела у российской группы VS Energy “Киевоблэнерго” и “Одессаоблэнерго”. По информации председателя Энергетического комитета в Раде и депутата от “Слуги народа” Андрея Геруса, цена покупки составила $250 млн.: $180 млн. за 94% акций “Киевоблэнерго” и $70 млн. за 68% “Одессаоблэнерго”.
Однако, по новой методике оценки облэнерго от ФГИУ весной 2016 то же самое “Киевоблэнерго” было оценено в 13 млрд. грн., или в $ 524 млн. по курсу на тот момент.
То есть, активы “Киевоблэнерго” оценен почти в три раза больше по сравнению с реальной стоимостью, по которой олигархи готовы покупать облэнерго.
На сколько вырастут тарифы на электроэнергию?
Без поднятия тарифов на электроэнергию для населения, внедрение RAB-регулирования в Украине невозможно. Вот почему.
Если RAB-регулирования в Украине внедрят в том варианте, который предлагает НКРЭКУ (1% доходности на старую базу), то в первый год тариф на распределение электроэнергии вырастет в среднем на 10%.
Это без учета роста тарифов на распределение из-за инфляции и роста зарплат работников операторов систем распределения.
Соответственно, если RAB-регулирование будет введено в варианте, который лоббируют владельцы облэнерго (15% на старую и новую базу), то тариф на распределение электроэнергии в первый год возрастет в 2,5 раза.
Сейчас средневзвешенный тариф для населения составляет 1,3 грн. / кВт-час с НДС. В нем тариф на распределение составляет 0,61 грн. / кВт-час. В таком случае, после введения RAB-тарифа с доходностью 15% на старую базу, тариф на распределение вырастет до 1,52 грн. за кВт-час.
То есть только тариф на распределение превысит средневзвешенный тариф на электроэнергию для населения.
Кому принадлежат облэнерго?
В Украине работает около трех десятков операторов систем распределения электроэнергии (облэнерго). Эти компании – монополисты по распределению электроэнергии в своем регионе. Разделены они между несколькими группами олигархов и государством.
Владельцем наибольшего количества облэнерго является группа ДТЭК Рината Ахметова
В холдинг “ДТЭК Сети”, занимающейся распределением электроэнергии, входит семь предприятий: Киевские электросети под брендом “Ясно”, Днепровские электросети (Днепрооблэнерго), “Донецкие электросети (Донецкоблэнерго)”, “ДТЭК Высоковольтные сети”, “ДТЭК ПЭС -Энергоуголь” , “Киевоблэнерго” и “Одессаоблэнерго”. Компания обслуживает 5400000 домохозяйств и 150 тыс. Предприятий.
Как писал БизнесЦензор , операторы системы передачи, которые входят в ДТЭК, распределяют почти 50% электроэнергии в стране.
На втором месте по объемам государственные облэнерго, ФГИ планирует приватизировать после внедрения RAB-тарифа. Речь идет о: “Харьковоблэнерго”, “Запорожьеоблэнерго”, “Тернопольоблэнерго”, “Хмельницкоблэнерго”, “Черкассыоблэнерго” и “Николаевоблэнерго”.
Российской бизнес-группе VS Energy принадлежит пять облэнерго: “Ривнеоблэнерго”, “Херсоноблэнерго”, “Кировоградоблэнерго”, “Житомироблэнерго”, “Черновцыоблэнерго”. Также компания владеет миноритарными пакетами акций в “Николаевоблэнерго” и “Хмельницкоблэнерго”.
VS Energy контролируется российскими бизнесменами Александром Сурковым (депутат Госдумы РФ, голосовал за оккупацию Крыма), Евгений Гинер, Михаила Воеводина и Сергеем Шаповаловым.
Константин Григоришин и Игорь Коломойский контролируют: “Сумыоблэнерго”, “Черниговоблэнерго”, “Полтаваоблэнерго”.
Отдельно Григоришин контролирует “Винницаоблэнерго” и “Луганское энергетическое объединение” (ЛЭО).
Следующая группа владельцев облэнерго – братья Игорь и Григорий Суркисы. Это партнеры олигархов Игоря Коломойского и Виктора Медведчука – кума президента РФ Владимира Путина. Братьям принадлежит “Полтава-” и “Львовоблэнерго”. (Юрий Винничук, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)